Получи документы

Занимательные игры и задания, направленные на предупреждение нарушений письменной речи в дошкольном возрасте

Светлана Курлыкова
Занимательные игры и задания, направленные на предупреждение нарушений письменной речи в дошкольном возрасте

Занимательные игры и задания, направленные на предупреждение

нарушений письменной речи в дошкольном возрасте.

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет.

Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то имеется и другое. [ 5, 6, 9, 13,21, 22]

Публикация «Занимательные игры и задания, направленные на предупреждение нарушений письменной речи в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Основными симптомами дисграфии и дислексии являются специфические ошибки, которые не связаны с применением орфографических правил. Такие ошибки очень стойкие и повторяются неоднократно. [6, 9, 13, 22]

Специфические ошибки можно разделить на группы:

Ошибки на уровне буквы и слога:

Проявляются в виде пропуска, перестановки местами, вставки лишних букв или слогов, смешения букв (например, ребенок путает буквы б-д, п-т, и-ш, и-у, о-а и т. д.);

Ошибки на уровне слова:

Сливается несколько слов или, наоборот, одно слово пишется по частям; неосознавание и ошибочное использование морфем («пожарник поливает пожар», «лосиха присторожилась»); ошибки в операции словообразования (рука-«рукища», «медведий хвост», «ветерный день»);

Ошибки на уровне предложения :

Не обозначаются границы предложений в виде заглавных букв и точек; нарушена грамматическая связь между словами, неправильно выбираются окончания слов, пропускаются или заменяются предлоги. Примеры ошибок: «большая белая пятно», «по дорожках сада», «играю из девочкой Леной».

Появлению нарушений письменной речи способствует задержка формирования различных функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных и временных представлений, а также недоразвитие фонематических, лексических, грамматических представлений.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду, сегодня очевидна для всех. [5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 21, 22]

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться не только с детьми с различной речевой патологией: ОНР, ФФНР, ЗПР и др. Она полезна и для детей массовых групп 5-7 летнего возраста.

Профилактическая работа должна быть направлена на : развитие зрительных внимания и памяти; зрительно-моторной координации; формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела; развитие временно-пространственных представлений; слухового внимания; чувства ритма; формирование фонологического структурирования. [4]

Подборка данных игр и игровых заданий направлена на профилактику нарушений письменной речи. Но существуют определенные условия, которые в большей мере могут обеспечить эффективность коррекционной работы и являются слагаемыми успеха:

- занятия должны носить интегрированный характер - в рамках одного занятия решается несколько задач с опорой на максимальное количество анализаторов;

- в каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на профилактику возможных нарушений чтения и письма;

- создаются проблемно-игровые и проблемно-практические ситуации, способствующие не только развитию мыслительных процессов, но и обогащающие практический опыт и формирующие положительные качества личности.

Предупреждение ошибок на уровне буквы

В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности: Б В Г Д Е Е З И Й К Л Р С У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я. Поэтому, прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве.

Формирование пространственного восприятия и представлений о схемах тела начинается с работы по дифференциации правых и левых частей тела.

Для осуществления этой цели проводятся такие виды работы:

1. Показывание и называние руки, которой надо есть, писать, рисовать и т. д.

2. Показывание левой руки.

3. Поднимание то левой, то правой руки, показывание карандаша левой, правой рукой и т. д.

4. Показывание левой рукой правого глаза, уха, ноги, правой рукой - левого глаза, ухa, ноги.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве начинается с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком. Детям предлагается определить, какой предмет находится справа, а какой слева от них. Затем дети учатся выполнять разные действия, например, положить карандаш справа или слева от себя и т. п. Отвечают на такие, например, вопросы: «С какой стороны от тебя находится шкаф, окно, дверь, доска?» и т. п. Далее работа продолжается над определением пространственных соотношений между 2–3-мя предметами или изображениями. Сначала уточняется расположение двух предметов, затем предлагается выполнить, например, такие действия: взять правой рукой тетрадь и положить ее около левой руки; взять левой рукой книгу и положить ее около правой руки. После выполнения задания дети отвечали на вопросы: «Где находится книга, справа или слева от тетради?». В работе также используются игры и задания :

1. «Домик». Детям предлагается нарисованный домик и даётся задание дополнить рисунок, например, справа от него нарисовать забор, а слева – дерево.

2. Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева или справа, например, от елки и т. д.

3. Определение места соседа по отношению к себе.

4. Графический диктант. Детям давалось, например, такое задание : нарисовать точку, слева от нее - круг, справа - треугольник, ниже точки – крестик.

5. «Коврик для куклы», Детям предлагается сделать коврики, украшенные геометрическим орнаментом по инструкции, например : в середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника.

При изучении букв на занятиях используются следующие игры и задания :

1. «Найди букву». Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т. д.

2. «На что похожа буква?» Для закрепления зрительных образов буквы соотносятся с каким-либо сходным по форме предметом : «о» - с бубликом, колесом, овалом, «м» - с качелями, короной, ушками и т. д.

3. Определение правильно и неправильно написанных букв.

4. Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями.

5. Называние букв, наложенных друг на друга.

6. Дописывание букв.

7. Обведение контура букв, выполненного пунктиром.

8. Реконструирование букв:

а) с добавлением элементов;

б) с убавлением элементов;

в) изменение пространственного расположения элементов (например : из буквы «т» получить букву «г»);

9. Нахождение нужных букв с закрытыми глазами (используются буквы магнитной азбуки, буквы, вырезанные из мелкой наждачной бумаги).

10. Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек.

11. Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха, гречки и т. д.

12. Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене. С закрытыми глазами.

13. Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке.

14. Ниткография: изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели

15. Подбор пары для буквы (буквы написаны разным шрифтом)

16. Узнавание недописанных букв.

17. Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)

«Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:

- из одного элемента (О, С);

- из двух элементов (У, Г, З, Р и т. д.);

- из трех элементов и т. д.

«Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят» :

- прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т. д.);

- вправо (Б, В, Г, Е и т. д.);

- влево (З, Л, У, Ч и т. д.);

Вся работа проводится с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.

На занятиях заучиваются стихотворения о буквах (С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой)

Предупреждение ошибок на уровне слога

1. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Например, СА: САни, САхар, поСАдка, расСАда, лиСА, коСА.

2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для твердого согласного – синий цвет, для мягкого согласного – зеленый цвет. А также обратное задание : по данной схеме назвать слог.

3. Чтение слогов по слоговым таблицам, кубикам Зайцева.

4. Работа с таблицами типа:. А,. У,. С,. М

Какой слог можно составить?

В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.

5. Игра «Живые буквы»

Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

6. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, вторых от начала слова, вторых от конца и т. д.

Например : даны картинки, на которых изображены улитка, муравей.

Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумаем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели – МУ. Вспомним слова с этим слогом:

МУка, МУха, МУсор – в начале слова;

эМУ, почеМУ – в конце слова;

заМУчить, заМУтить – в середине слова.

Предупреждение ошибок на уровне слова

1. Сначала даётся понятие «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы «а» происходит знакомство детей с союзом «а». Дети составляют предложения, используя картинки, между которыми написана буква «а» (противительный союз).

Например : картинка - огурец, союз «а», картинка груша.

Необходимо придумать как можно больше предложений.

Например : Огурец – овощ, а груша– фрукт. Огурец растет на огороде, а груша – в саду. Из огурцов делают салат, а из груш – компот.

2. На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается взмахом руки отграничивать каждое слово, чтобы они запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

3. Отгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются.

4 Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы:

Кто это? Аня, кошка, лиса.

Что это? тетрадь, дождь, туча.

Что делает? идёт, прыгает, думает.

Какой? Какая? Какой? Какие?

5. Для уяснения лексического значения слова предлагаются задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:

- по опорным признакам - красное, хрустящее, сочное,? (яблоко) ;

хищный, серый, злой, клыкастый? (волк);

- на обобщающие понятия:

- какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда);

- добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул);

- назвать одним словом (автобус, машина, трамвай -.).

6. Исключение лишних слов.

Например : гусь, гусыня, гусак, гусенок, гусеница.

7. Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем врассыпную).

8. Деление слова на слоги, а затем их перестановка. Например : на-вес (весна, мон-ли (лимон).

9. Составление слова с использованием начальных звуков (букв) других с. лов.

Например : Камень, Озеро, Торт (кот).

Составление слова по конечному звуку других слов. Например : кенгурУ, ананаС, часЫ (усы).

Составление слова по второму звуку данных слов. Например : уСы, лОдка, сМородина (сом).

Составление слова по третьему звуку приведенных слов. Например : саДовник, крЫша, саМолет (дым).

10. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: зайка – майка – чайка – гайка – шайка – сайка – лайка.

11. Чтение слов в обратном порядке. Например : шалаш, сон.

12. Игра «Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова. Например : М, Т, С, О - мост.

13. Из букв данного слова составить новые слова. Например : Мороженое – море, нож, морж,

14. Игра «буква потерялась» Например : Дается сочетание КТ. Какое получится слово, если вставить букву?

15. Работа со сложными словами.

- Какие два слова спрятались в одном? Например : пылесос (пыль сосет, снегоход, снегопад, лесовоз и т. д.

16. Придумай одно слово вместо двух.

Снег чистит – (снегоочиститель);

Канавы копает – (канавокопатель);

Трубы укладывает – (трубоукладчик);

17. Какие овощи и фрукты вырастил Незнайка? Например : тыквослива, огурбуз, свеклогруша и т. д.

18. Печатание слов после звукового анализа.

Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.

1. Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

2. Игра «Что без чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных по темам «Мебель», «посуда», «транспорт», «одежда»).

3. Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные»)

4. Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт»).

5. Ответы на вопрос «Чем можно?» (закрепление формы творительного падежа).

6. Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа).

7. Игра «Мой, моя, мое, мои» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными).

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных.

1. Игра «Назови ласково».

2. Игра «У кого кто?» (У козы – козлята, а у собаки - …)

3. Изменить слово по аналогии (Баран – баранина, Жемчуг - …)

4. Игра «Большой – маленький» (Дом – домик, кукла - …)

5. Игра «Что где лежит» (сахар в сахарнице, масло в маслёнке, …)

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

(Мыла – вымыла. Вешает – повесила. Умывается – умылся. Стирает–постирала. Рисует – рисовал)

Игра “Чем отличаются слова?” (Умывает – умывается. Обувает – обувается. Прячет – прячется. Качает – качается)

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных.

1. Игра «Чей хвост?» (собачий, лисий, заячий, волчий …)

2. Игра «Что из чего?» (Варенье из клубники – клубничное, чашка из глины – глиняная)

Закрепление операций слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий и игр :

1. Определить количество слогов в названных словах - поднять соответствующую цифру.

2. Игра «Домики». Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

3. Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда : паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.

4. Игра «Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово. Например : мама, шина, Надя - машина.

5. Определить пропущенный слог в названии картинок.

6. «Угадай, кто к нам пришел?» Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке. Например : ка - миш, ка - зай, са - ли.

7. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

8. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.

9. По сюжетной картинке назвать слова из 1,2,3 слогов.

10. «Магнитофон». Дети «записывают» слова на магнитофон, называя их по слогам.

11. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).

12. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:

13. Подбор слов к слоговым схемам.

14 Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами. Например : А – мак, А А А – ананас, А И – раки и т. д.

15. Составление звуковых схем слов.

Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.

Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества прилагательных к существительному. (Яблоко (какое? – сочное, спелое, вкусное, зеленое, крупное, ароматное).

в) Подбор существительных к данному прилагательному. (Теплый – день, вечер, пирог, чай, свитер).

в) Соединить стрелками слова, чтобы получились верные словосочетания. Например :

зеленый листья

зеленая платье

зеленое дуб

зеленые лужайка

г) Предъявление сочетаний с пропущенным окончанием прилагательного (краска – красн, син).

д) Предъявление неверно составленных сочетаний.

Игра «Помоги Незнайке исправить ошибку». (Холодная вечер, черный платье).

2. Сочетания существительных с глаголами.

а) Подбор глаголов к существительному. (Девочка играет, бегает).

Б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например : Прийти к (дереву, дому).

3. Сочетание существительных с числительными.

В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой - и вся основа при счете.

а) Необходимо учить детей правильно согласовывать числительные 1,2, 5 с существительными:

Один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят;

Одна курица, две курицы, пять куриц;

Одно яйцо, два яйца, пять яиц.

При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры «Дразнилки». Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: «У меня два листа, а у тебя нет двух листов». «У меня пять яблок, а у тебя нет пяти яблок».

б) Предъявление детям неверных сочетаний. Необходимо найти ошибку: Одно весла, пять весло, два весел.

в) Сочетание числительных с существительными, не имеющими единственного числа. (Одни брюки, двое брюк, одни ножницы и т. д.).

Предупреждение ошибок на уровне предложения

1. Составление предложений по схемам.

2. Составление схем к данным предложениям.

3. Составление предложений по интонационной схеме.

4. Перестановка слов в предложении с целью получения нужной фразы: Лады красивая кукла у. – У Лады красивая кукла.

5. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов :

Мы гуляли … парке.

Бабушка сидит … скамейке.

б) Пропуск существительных:

Яблоки лежат на …

Маша положила клубок в …

…играет с машинкой.

…вяжет носки.

в) Пропуск прилагательных:

Летом листья клена зеленые, а осенью …

Дай, пожалуйста, ленту не короткую, а …

г) Пропуск наречий :

Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко).

Легче всего такой материал давать на материале антонимов русского языка.

Д) Пропуск глаголов:

Мышка… норку.

Паша… из дома.

Зайка…морковку.

Закончить логически фразы:

Учитель – это человек, который (учит).

Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо (мыть, причесывать, заплетать, стричь).

Это задание лучше всего выполняется на материале пословиц и поговорок:

Семь раз отмерь, а один раз…

Без труда не …и рыбку из пруда.

6. Выделение границ предложений в тексте.

а) Хлопнуть в ладоши, когда смысловая фраза закончилась.

б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках.

7. Соединение частей разорванных предложений :

Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.

Падает липкий снег. Громко лает Шарик.

Сначала это упражнение проводится устно - на слух, а затем дети читают.

8. Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и составление нового предложения с тем же числом слов.

9. Работа с деформированной фразой:

зайка, куст, за, сидеть -

осина, листья, земля, на, осыпаются, с —

осыпаются, на, липа, листья, с, сухие, земля —

падать, земля, листья, на, сухие —

10. Игра “Найди ошибку”(Шел дождь, потому что я взяла зонтик.)

С целью формирования осмысленного чтения на занятиях по обучению грамоте часто используются следующие игры и задания :

1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.

2. Прочитать слово и ответить на вопрос.

3. Объяснить значение прочитанного слова.

4. Подобрать родственные слова к прочитанному слову.

5. Прочитать название животного, подобрать названия его детенышей.

6. «Фанты». После чтения ребенок выполняет задание, которое указано в фанте.

7. «Письма». Прочитав свое письмо, ребенок отвечает на вопросы или рассказывает содержание письма.

8. «Словесное лото». Ребенок читает слово и закрывает им картинку на большом листе с изображениями предметов.

9. «Магазин». Ребенок читает название товаров и развешивает их под соответствующими предметами или картинками.

10. «Собери в дорогу друга». Дети читают слова в записке и собирают предметы, необходимые другу, зайчику и т. д.

11. Прочитать предложение, текст и показать соответствующую картинку.

12. «Придумай начало сказки».

13. «Придумай конец сказки».

Виды игр и заданий по закреплению функции фонематического анализа и синтеза:

1. «Угадай, какой звук потерялся?» (по картинкам)

2. Узнай названия домашних животных (может быть посуда, фрукты по следующим буквам: .от, .оза, .орова.

3. Вставить пропущенные буквы в данном слове.

4. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол, картина (тина, кит, танк и т. д.).

5. «Цепочка слов». От одного слова образовать цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом – мак – кот – топор – рот - тарелка).

6. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

7. Ребусы. Убирая или прибавляя буквы, ребенок из одного слова делает другое (кит - кот, лампа - лапа, стол - ствол).

8. «Угадай имя». Из названий картинок выделить первый звук, назвать полученное слово. Например : ива, рот, аист – Ира.

9. Придумать слово к графическим схемам.

10. Разложить картинки под графическими схемами.

11. Собери слово из звуков: с у п, с а н и, с у м к а.

12. Расшифруй слово ( после каждого слога в слове добавляется лишний слог: сла или хве) : сахвенихве – сани, Маслашасла – Маша.

13. Зашифруй заданные слова

Публикации по теме:

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Экологические игры в младшем дошкольном возрасте Экологические игры в младшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте экологические игры способствуют получению знаний о явлениях природы,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занимательные игры и задания, направленные на предупреждение нарушений письменной речи в дошкольном возрасте
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 17:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД