Кира Маркова
Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества старших дошкольников на примере натюрморта.
С целью изучения механизмов формирования и развития детского творчества в аппликации исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ № 257 г. Ульяновска в подготовительной группе. В данной группе число детей составляет 20. Из них 12 мальчиков и 8 девочек. Дети этой группы очень активные, с интересом занимаются на занятиях.
Публикация «Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества старших дошкольников» размещена в разделах
Уровень познавательных процессов достаточно высок. У детей развито мышление, психические процессы – воображение, память. У детей есть интерес, но технические навыки отсутствуют. Дети предпочитают выполнять аппликацию с использованием привычных материалов – бумага, картон.
Исследовательская работа по развитию детского изобразительного творчества средствами интересных занятий по аппликации проводилась с помощью основных методов исследования:
-наблюдение – древнейший метод познания, научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;
-педагогический эксперимент – основной метод исследовательской работы, специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с помощью методов, регистрирующих лишь то, что уже существует, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть предполагаемое и проверяемое, педагогическое нововведение;
-диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;
-анализ продуктов деятельности – один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка; это анализ собранных данных, их теоретическое осмысление и обобщение; на этом этапе исследователь старается определить случайное и частное от необходимого и существенного, стремясь обнаружить регулярность или порядок, которому следует основная масса индивидуальных случаев, вскрыть внутренние связи между ними, установить некоторую закономерность;
-метод математической статистики - применение этого метода анализа собранных данных помогает более точно оценить результаты экспериментов, повышает надежность выводов из них и дает больше оснований для дальнейших творческих обобщений.
Самое важное после завершения исследования – внедрение его результатов в практику.
Целью исследовательской работы является выявление и развитие творческих способностей у детей подготовительной группы, путем проведения занимательных занятий аппликацией с использованием нетрадиционных техник и материалов.
Задачами исследовательской работы является:
- проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике аппликации;
- разработка путей развития творческих способностей в области аппликации нетрадиционными техниками и материалами;
- апробирование инновационных техник в аппликации для развития художественных способностей старшего дошкольного возраста.
Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
2.1. Особенности развития изобразительного творчества у старших дошкольников в аппликации
(задачи, методика и результаты констатирующего эксперимента)
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень художественно-творческих способностей в аппликации и использование детьми старшего дошкольного возраста различных техник и материалов для создания выразительного образа в аппликации.
Для экспериментальной работы была выбрана подготовительная группа МБДОУ Д/с № 257 г. Ульяновска. В данной группе число детей составляет 20. Из них 12 мальчиков и 8 девочек. Дети этой группы очень активные, с интересом занимаются на занятиях.
Для проведения диагностики были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области аппликации.
Основными направления изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:
1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;
2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;
3) способность владеть и рационально применять различные техники и материалы в аппликации.
4) увлеченность темой и техникой; творческое отношение к работе;
Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в аппликации стала способность создания художественного образа с помощью применения различных техник и материалов.
Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Корзина с фруктами».
Целью данного занятия было :
- развить способность создания художественного образа, на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью различных материалов;
- развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники и материалы в аппликации.
Для проведения эксперимента мы дали задание детям – изобразить в аппликации «Корзина с фруктами», фрукты в данном случае – виноград, яблоко и грушу, а так же корзину, выполненную в технике плетения. Ребятам были предложены: различные материалы; цветная бархатная и гофрированная бумага, картон, пайетки, ткань, нитки, крупа, бисер, гофрированный картон, клей, ножницы, после чего дети активно приступили к работе. Положительным в занятии было то, что дети увлеченно работали, заинтересовались предложенной техникой аппликации.
Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью данного дополнительного материала. Ребята отдавали предпочтение работать со знакомыми материалами - бумага, картон. Лишь несколько ребят использовали в своих работах, пайетки, крупу, и гофрированный картон.
В соответствии с критериями было выделено три уровня творчества :
1,0 - 1,5- низкий уровень;
1,6 - 2,5- средний уровень;
2,6 – 3,0- высокий уровень.
Таким образом, принимая во внимание анализ детских работ, сделанных во время констатирующего эксперимента, были отобраны 10 детей с различным уровнем изобразительных способностей: 1–высокий, 5-средний, 4-низкий – для экспериментальной группы, остальные 10 являются контрольной группой.
Количественный анализ результатов констатирующего эксперимента представлен в таблице
Кол-во детей % Кол-во детей %
Низкий 4 40% 3 30%
Средний 5 50% 6 60%
Высокий 1 10% 1 10%
Сравнение уровней развития творчества детей экспериментальной контрольной групп в аппликации на констатирующем этапе в %.
Экспериментальная группа Контрольная группа
Из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей присутствует только при условии интереса к работе. Способность создавать художественный образ у многих ребят отсутствует; способность к рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как, у которых наиболее высокий уровень развития выше перечисленных способностей.
В ходе занятия дети проявили интерес к содержанию, нетрадиционному материалу. У детей прослеживается достаточно низкий уровень выполнения работы из нетрадиционных материалов, дети не умеют пользоваться их возможностями. В работах не отражаются проявление творчества и самостоятельность, так как дети действовали по образу воспитателя. Хотелось бы отметить, что один ребенок, обратил на себя внимание сразу, так как уверенно использовал в своей работе нетрадиционную технику изображения. В процессе беседы мы выяснили, что этот ребенок много занимается дома с мамой. По результатам диагностики мы определили, что у мальчика высокий уровень развития изобразительного творчества : он, верно передал форму и строение предметов, в процессе работы сохранял интерес к деятельности. Замысел сформировался у него до начала работы, но здесь мы выяснили, что нечто подобное он уже делал дома с мамой, поэтому мы не можем сказать, что идея была, целиком и полностью его.
Одна воспитанница, которая в самом начале исследования заниматься не хотела, так как она решила, что у нее не получиться выполнить данную поделку – приступила к работе, хотя без особого энтузиазма, но ее работа получилась удачной. Особой оригинальностью работа не отличалась, но в ходе занятия Оля заинтересовалась выполнением своей работы и выполнила все правильно, передавая цветовую гамму и строение предметов. Затруднение вызвало плетение корзинки. Итак, ее уровень изобразительного творчества был средним.
Результаты диагностики выявили также детей, находящихся на низком уровне развития изобразительного творчества. Интерес к работе отсутствовал, обогащения замысла не происходило. Ребята отставали в выполнении работы и поторопились в дальнейшим ее выполнением. Форма и строение предметов передавались неточно,работа получилась лучше, но также просматривалась не точная форма и строение предметов.
У воспитанника у которого также низкий уровень изобразительного творчества также был заинтересован в процессе выполнения своей работы, но как только у него, что то не получалось, и просил заменить ему лист картона. В общем, можно сказать, что дети справились с поставленной задачей, но им было не привычно работать с этим материалом. В общем, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод: в целом изобразительные навыки детей в большинстве находятся на среднем уровне, но не со всеми материалами они знакомы, что вызвало затруднение в работе. Данные результаты помогли нам разработать дальнейшую линию работы по развитию творческих способностей детей в аппликации.