елена матвейченко
Занятие №3 из первой части разработок по обучению детей 4–5 летнего возраста чтению.
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №3.
Тема: Повторяем звук «А», «У», букву А, У, чтение слогов «АУ», «УА».
Цель: Вспомнить и назвать звуки по словам начинающимся на А и на У. Учить определять звук в начале слова и в конце, различать и называть его. Учить слышать и различать звуки «А» и «У», обозначать их красной фишкой. Закрепить знание буквы А и буквы У. Учить составлять из них слоги и читать их (слева направо). Учить следить при чтении слогов указательным пальцем правой руки. Прививать желание и интерес к обучению, чтению.
Оборудование:
Публикация «Занятие №3 из первой части разработок по обучению детей 4–5 летнего возраста чтению,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Демонстрационный материал: картинка или муляж арбуза, картинка лисы, буквы А и У, два домика, дорожка-полоска, коляска, кукла-малыш, кукла-мама.
Раздаточный материал: красные фишки, кассы букв с буквами А, У, карточки с зелёной полоской (дорожкой, карточки со слогами АУ и УА.
Ход занятия:
I часть
Педагог: Давайте вспомним, с каким звуком нас познакомили – аист, автобус, акула?
Дети – «Со звуком А».
– А с каким звуком нас познакомили – удав, утка, утята, улитка?
Дети – «Со звуком У».
– Мы знакомы с двумя звуками, А и У. Наши ушки всегда их поймают и услышат. Поэтому звуки А и У предлагают вам поиграть с ними в прятки. Напоминаю правила этой игры: «Кто А или У поймает,
Тот и фишку поднимает!»
– Возьмите в руки красные фишки и приготовьтесь.
Б П В А–А! М Н Л С У–У! и т. д.
– А теперь поиграем в слова. Отгадайте: какое слово я задумала?
Зелёный, круглый, полосатый,
Очень сладкий он на вкус
Называется… (арбуз)
Педагог выставляет картинку арбуза (или муляж).
– Какой звук мы слышали в начале слова а-а-арбуз?
Дети - «А-а-а!»
– Следующее слово, которое я задумала, вы отгадайте быстро, потому что я за него подержусь.
Педагог дотрагивается рукой до уха. Дети отгадывают слово.
– Какой звук мы слышали в начале слова у-у-ухо?
Дети: «У-у-у!»
– Звуки А и У прятались от нас в начале слов, а сейчас трудная загадка, потому что звуки А и У спрячутся от нас в конце слов. Вы должны отгадать, какой звук слышен в конце слова? Слово это (педагог выставляет картинку лисы) хитрая, рыжая… (дети называют хором) лиса.
– Какой же звук мы слышали в конце слова лиса-а-а?
Дети: «Звук А-а-а!»
– А сейчас назовите слово, которое будет обозначать то, что я делаю.
Педагог садится за стол, берёт ручку и пишет.
– Что я делаю? Я… (подсказывает) пишу. Какой звук слышен в конце слова пишу-у-у?
Дети: «У-у-у!»
– Как ни прятались от нас звуки А и У в разных словах, мы их всё равно нашли. Нашли их в начале и в конце слов.
Физкультминутка. «Делай то, что я скажу»
– Слово «пишу», которое обозначало то, что я делала, привело с собой целую «компанию» разных слов и они вам приказывают делать то, что я скажу: сижу, стою, прыгаю, топаю, хлопаю, качаю, машу, топаю, хлопаю, сижу, играю.
II часть
Педагог: - В первой части задания мы играли со звуками А и У, слышали их, находили в словах и пропевали эти звуки. Теперь настала очередь звукам превратиться в буквы. Я буду пропевать вам какой-то звук, а вы превратите его в букву и отправите ее гулять по зеленой дорожке.
- А-А-А!
Дети достают букву А и выкладывают на зеленую полоску начиная с левого края. Для этого можно поставить предметный ориентир.
- У-У-У!
Дети достают букву У и выкладывают на полоску справа (в конце дорожки).
– А сейчас послушайте интересную историю про две буквы А и У.
На доску выставляют два домика, в одном домике «А», в другом «У», между домиками дорожка.
– Жила-была буква А в своем домике и целыми днями пела одну и ту же песенку: «А-а-а! А-а-а!». А буква У жила в домике напротив и целыми днями тоже пела одну и туже песенку: «У-у-у! У-у-у!». Надоело им петь одну и ту же песенку, и решили они прогуляться. Вышли из своих домиков, и пошли по дорожке навстречу друг другу.
Дети берут свои буквы и повторяют движения.
– Вот они встретились и решили спеть вместе. У них получилась новая песенка. Давайте прочитаем – какая? Ставим указательный пальчик правой руки под первую букву и называем её имя – «А», затем передвигаем пальчик под вторую букву и называем её имя – «У». Вот и прочитали мы их песенку. Давайте ещё раз: «АУ».
Повторяем чтение со слежением 3-4 раза.
– Вспомните сказку про Машу и медведя. Когда Маша заблудилась в лесу, что она кричала своим подружкам?
Дети вспоминают: «АУ».
– Вот эту песенку мы сейчас выложим из букв и прочитаем. Ой-ой! Что это? Кто это?
Выезжает коляска, а в коляске кукла- младенец. Воспитатель берёт куклу.
– Да это же малыш! Он же ещё не может разговаривать, и наверное, хочет позвать свою маму. Что же делать? Может быть, наши буквы помогут?
Педагог берёт в руки буквы и наклоняет их.
- Они кивают, значит согласны помочь. Смотрите-ка, что делают буквы, они меняются местами (выставляется УА). Получилась новая песенка. Сделайте так же со своими буквами. Теперь прочитаем песенку.
Педагог следит указкой, а дети указательным пальцем правой руки. Дети читают «УА».
– С помощью песенки «УА» к малышу пришла его мама.
Педагог показывает куклу и обыгрывает уход куклы с коляской и малышом.
– Вспомним, какие песенки мы научились читать.
Дети: «АУ», «УА», песенка Машеньки, песенка малыша.
– Чтобы вы не забыли эти песенки и читали их дома, вот вам карточки.
Дети рассматривают карточки со слогами: АУ и УА, читают их.
Педагог предлагает разучить стихотворение:
«Буква с буквой подружились
В слоги-песенки сложились
Имя буквы называем,
Слоги-песенки читаем».
Итог занятия. Похвалить детей за работу на занятии.
Дополнительная работа:
1. Чтение слогов АУ и УА на карточках, обводка этих слогов, выкладывание слогов из букв разрезной азбуки.
2. Нахождение слогов АУ и УА среди других слогов, чтение и обводка их.
3. Повторить стихи про слоги-песенки, про букву А и У.
4. Вспомнить слова на У. Предложить придумать свои слова на А, на У.
5. Найти в группе детей имена которых начинаются на А или на У. Если таких нет, то рассказать про имена: Аня, Алёна, Алла, Анастасия, Агния, Ада, Акулина, Александра, Алина, Алиса, Анжела, Антонина, Анфиса, Адам, Алёша, Александр, Анатолий, Антон, Андрей, Артур, Артём.
Также на У: Уля, Ульяна, Устим, Устинья.