Ира Голубенко
Конспект занятия «Автоматизация звука «С»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10»
Занятие для старшей группы
«Путешествие Снеговика».
учитель – логопед
МАДОУ «Детский сад №10» :
Голубенко И. В.
п. Тучково,
2018г.
Программное содержание:
Цель: автоматизация звука [с].
Задачи:
Коррекционно - логопедические:
-уточнить артикуляцию звука [с];
- закреплять правильное произношение звука [с];
- развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука „С“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- развивать просодическую сторону речи (длительный ротовой выдох).
Образовательные:
- обобщать и расширять представления о явлениях неживой природы зимой, о существенных признаках зимы;
- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в роде, числе, падеже; числительных с существительными.
- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивающие:
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
- развивать мелкую и общую моторику;
- упражнять в различении формы и величины предметов.
Воспитывающие:
- воспитывать умение работать в коллективе сверстников.
Предварительная работа: чтение сказки «Снегурочка», лепка снеговиков из снега на участке детского сад, беседа о зиме, наблюдение за снегом.
Словарная работа:
-обогащение словарного запаса детей; - способствование развитию умения вести короткие диалоги в ситуации игровогообщения;
-закрепление имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (снег-снежок, снеговик-снеговичок, ветка-веточка, шапка-шапочка, нос-носик).
Материалы и оборудование: мультимедиа-проектор, мультимедиа- презентация; атрибуты для игр.
Методы и приемы:проблемная ситуации, игровые методы.
Применяемые технологии: игровые, зоровьесбережения, гуманно – личностная.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Ход занятия:
(Дети входят в кабинет).
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас!
Учитель – логопед: Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды. (Дети делают вдох и выдох по 3 раза).
Собираю в коробочку выдыхаемые обиды, огорчения, закрываю их крышкой и откладываю в сторону.
Учитель-логопед: Посмотрите, кто-то нам прислал письмо. Давайте его прочитаем.
Учитель-логопед:
Меня не растили, Из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Учитель-логопед:Ребята, вы догадались, от кого письмо? (Ответы детей)
Учитель-логопед: Правильно, сегодня мы с вами поиграем со снеговиком.
Учитель-логопед:Ребята, скажите, какой 1-й звук в слове «снеговик»?
Учитель-логопед: Правильно, звук «с», этот звук мы сегодня будем с вами закреплять.
Учитель-логопед: Снеговика слепили дети из нашего детского сада, во время прогулки. А, он отправился в путешествие, и зашёл к нам в группу. Давайте ребята поиграем с ними и покажем, что мы умеем делать.
Учитель-логопед: Сначала, проведем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
(Дети садятся за столы и работают с зеркалами)
Учитель-логопед: «Улыбка». «Радуемся встрече с другом».
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
- «Посмотрите, - говорит,
Я теперь - лягушка!»
(Растянуть губы в улыбке до предела, удерживать их в напряженном положении некоторое время. Зубы сомкнуты).
Повторить 3-4 раза.
Учитель-логопед: «Заборчик».
Зубки ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем.
(Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны).
Учитель-логопед: «Наказать непослушный язычок». (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя.».Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти).
Учитель-логопед: «Качели».
(Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам).
Учитель-логопед: Давайте, ребята, покажем Снеговику, как мы умеем правильно произносить звук «с».
Уточнение артикуляционных укладов.
Учитель-логопед: Давайте покажем,как должны быть расположены губы, зубы и язычок при произнесении звука «с».
Учитель-логопед: Губы в положении улыбки, язык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка. Давайте подуем на кончик языка «с-с-с», ипроизнесём звук «с».
(Дети воспроизводят звук «с»).
Учитель-логопед: Молодцы! Получился звук «с» - любимый звук снеговика.
Учитель-логопед: Теперь я предлагаю вам выйти из-за столов.
Учитель-логопед: Ребята, снеговик из чего сделан? (Из снега)
Учитель-логопед: Давайте представим, что мы идём по снегу и послушаем, как он скрипит. Делаем шажок и произносим звук [с].
(Дети делают шаги и произносят звук «с»)
Учитель-логопед: Посмотрите, как много снега! Давайте попробуем слепить снежки из бумаги, которую надо смять в руках так, чтобы получился снежок.
(Дети делают комок из бумаги, и повторяет за логопедом слоги:
са-са,сы-сы, сэ-сэ, ос-ос-ос, ус-ус-ус, ыс-ыс-ыс)
Учитель-логопед: Делайте следующий снежок:
(Аналогично обыгрываются слоги ас-ас, ос-ос, ус-ус, ис-ис.)
(Дети перекладывают снежки из руки в руку, повторяя за учителем -логопедом слоговые ряды).
Учитель-логопед:Похрустите снежком и послушайте, о чем он нам расскажет.
Иско-иско-иско - зимой солнце низко.
Аска-аска-аска - вокруг из снега сказка.
Исто-исто-исто - снег все спрятал, чисто.
(Дети повторяют за логопедом слоговые ряды, после чего педагог договаривает чистоговорку).
Учитель-логопед:Посмотрите, какое чудесное дерево, а на нём волшебные снежинки, на них написаны игровые задания, которые для вас приготовил снеговик.
Учитель-логопед: Снимаю первую снежинку и читаю задание: «Найди звук в слове». Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук [с].
(Упражнения на развитие фонематического восприятия)
(Сад, сын, кот, корабль, весна, труба, посуда, капитан, солнце, закат, лопата) кофта, суслик, стул, стол, ноги).
Учитель-логопед: Молодцы,справились с заданием.
Учитель-логопед: Я снимаю вторую снежинку. Слушайте следующее задание «Множественное число предметов».
(Упражнение развитие лексико-грамматического строя речи)
Учитель-логопед: Давай поиграем с мячиком. Я буду называть один предмет, а вы много таких предметов, например, я говорю носок, а вы должны сказать носки.
Стол – столы
Сад – сады
Сок – соки Слон-слоны Скатерть- скатерти Сорока-сороки Собака-собаки
Учитель-логопед: Теперь, я вам буду говорить слово, а вы точно такое же слово, но ласково. Например, косынка-косыночка.
(Упражнение на формирование навыка образования
уменьшительно-ласкательных слов).
Учитель-логопед:кусок-кусочек, лес-лесочек, песок-песочек.
(Дети выполняют задание)
Учитель-логопед: Молодцы, справились и с этим заданием!
Учитель-логопед: Снимаю третью снежинку. Следующее задание «Доскажи словечко». Я буду читать вам предложение, а вы добавлять последнее слово.
(Упражнение на умение подбирать родственные слова)
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые. (Снежинки.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик,
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурочка,
Эта девочка -(Снегурочка)
Учитель-логопед: Молодцы!
Учитель-логопед: Следующая снежинка, а на ней задание «Скажи наоборот». Договорите предложение, подбирая подходящее по смыслу слово со звуком «с», и повторите предложение целиком. Справиться помогут следующие картинки.
(Упражнение на умения подбирать антонимы к словам).
Учитель-логопед: Чеснок горький, а абрикос -…
( Дети: Сладкий. Чеснок горький, а абрикос сладкий).
Учитель-логопед: Один мальчик идёт, а другой…- (стоит)
Учитель-логопед: У мальчика руки грязные, а у девочки … – (чистые)
Учитель-логопед: Один дом высокий, а другой -. (низкий).
Учитель-логопед: Ночью темно, а днем-. (светло)
Учитель-логопед: Одна чашка полная, а другая - (пустая)
Учитель-логопед: Молодцы, я снимаю следующую снежинку сзаданием «Обведи картинку». Нужно обвести те картинки, в названии которых есть звук «с».
(Упражнения на развитие фонематического восприятия)
(Дети работают за столами).
Учитель-логопед: Я предлагаю выйти из-за столов и сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили Лепят, меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий. Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Учитель-логопед: Молодцы пальчики наши отдохнули.
Учитель-логопед: Я снимаю последнюю снежинку и читаю следующее задание. «Укрась дерево». Надо украсить дерево картинками,чтобы слово на этих картинках начиналось со звука «с».
(Упражнения на развитие фонематического восприятия)
(Дети выполняют задание).
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось.
Учитель-логопед: Вот мы и выполнили все задания. Теперь снеговику стало очень весело. Молодцы!
Итог занятия :
Учитель-логопед:
- Какой звук мы сегодня закрепляли?
- Как правильно произносить звук «с»?
- Какие слова со звуком «с» вы запомнили?
- Какие игровые задания вам хотелось бы еще раз выполнить?
Учитель-логопед:Снеговик вас благодарит за то, что вы многому его научили, как правильно и красиво вы говорили, как весело с ним играли. А теперь ему пора возвращаться на прогулку, а, вам - в свою группу.