Папки-передвижки

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской»

Евгения Попова
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской»

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли Русской»

Подготовила воспитатель ВКК

Попова Евгения Олеговна

Цель. Приобщение детей к духовным и нравственно - патриотическим ценностям общества.

Социально-коммуникативное развитие.

Публикация «Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, чувство сопереживания другим; продолжать формировать становление самостоятельности и саморегулирования собственных действий при работе в коллективе, получать радость от общих результатов деятельности; расширять возможность речевого общения ребенка с взрослым и сверстниками: способствовать развитию патриотических чувств, любви к Родине, уважение к защитникам родной земли.

Познавательное развитие.

Расширять знания детей о величии Руси, продолжать обобщать и систематизировать представления о том, как люди защищали свою Родину в разные времена. Закрепить знания детей о воинском снаряжении в прошлом и настоящем, о родах войск и современном вооружении. Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов). Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить отечеству. Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

Методы и приемы:

Практические: познавательно-исследовательская деятельность по ленте времени, физкультминутка, образное упражнение (этюд) «Богатыри выезжают на защиту земли Русской».

Наглядные: демонстрация мультимедицной презентации, ленты времени, показ иллюстраций с изображением природы России.

Словесные: рассказ воспитателя, беседа, рассказывание стихотворений, загадывание загадок.

Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя- Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия- единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец.

Ребята, а вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства.

А сейчас закроем глазки и представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны. Одеваем свои шапки невидимки….раз, два,три….

Вот и произошло волшебство. Открываем свои глазки.

Воспитатель :

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц.

Издавне на этой земле жили славяне. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

- А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какими были древние русичи?

Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения.

Знают взрослые и дети, нет его сильней на свете,

Одного напомню я – это Муромец Илья?

Правильно, это богатыри.

Что же вы знаете о богатырях? Что охраняют богатыри?

Ребята, а с кем боролись герои - богатыри?

(С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.)

Я сказочный, летучий,

Огнедышащий, могучий

Трехголовый грозный змей.

Назови меня скорей!

(Змей Горыныч)

Это сказка, а не шутка,

Что была такая утка,

В ней яйцо, игла в яйце,

Гибель на ее конце.

И без этаких вещей

Жить не мог старик.

(Кощей)

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей

(Соловей разбойник)

- Как одеты богатыри? Вы видите, что костюмы воинов Древней Руси выглядят очень красиво. Они сшиты из тканей самых разных расцветок, украшены всевозможными пряжками, медальонами, золочеными нитями. Они носили богато расшитые рубахи с разрезами спереди сзади и по бокам – так было удобнее сидеть в седле. Штаны шили из льняного полотна или тонкой кожи. Самой распространенной обувью в те времена были сапоги из мягкой кожи. Кожаные или металлические пластины плотно облегают фигуру воина.

- Что надето на рубаху?

Рубашку такую не вяжут, не ткут,

Ее из колечек железных плетут

- Зачем кольчуга нужна богатырям?

- Кольчуга имела вид рубахи, сплетенной из множества железных колец. Поверх кольчуги воин надевал доспехи из металлических пластин. Пластины находили одна на другую, как рыбья чешуя. На руках закреплялись «наручи», а на ногах – «поножи».

Послушайте еще одну загадку:

Железная шапка с острым концом,

А спереди «клюв» навис над лицом.

- На Руси его называли шелом. А как вы думаете, из чего делали шлем?

- Шлем изготавливали из металла. Железный конусообразный шлем изготавливался из нескольких частей: наносник предохранял от ударов по лицу, кольчужная бармица крепилась к шлему сбоку и сзади, полностью закрывая шею. У шлема имелся подшлемник из кожи с войлоком или мехом, который смягчал удары вражеских мечей в бою, а в холодное время года выполнял роль шапки.

Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять, да в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну что, догадались? Конечно же (меч)

-Меч был главным оружием воинов – богатырей. Меч еще называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел Рукоятку меча и ножны украшали орнаментом не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом, был оберегом.

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж это вы знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький (щит)

- А для чего был нужен щит?

Главным другом богатырей был конь. Посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажите?

- А почему такие большущие и сильные кони под ними?

А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

- То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

- Эти сильные смелые, любящие свою землю люди защищали и освобождали русский народ от унижения и разорения от врагов.

- Что давало силу богатырям?

- Да ребята. Мужество, смелость, и великая любовь к своей земле, к своему народу давали силу богатырям.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков : (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Ребята, а каким еще оружием владел богатырь? Правильно это лук со стрелами.

(Рассказ Айаны Анатольевны о луке)

Ребята, скажите, а только ли земля русская была богата богатырями?

Когда-то, очень давно жили на Алтае храбрые батыры – богатыри, много славных подвигов они совершили, защищая родную землю от врагов. Много сказок и песен о них сложено. А звали их

и могучий Сартакпай.

Но так в веках сложилось, что не только мужчины – богатыри землю от врагов защищали. Не уступали им в этом женщины. На Руси их называвли поляницами. Одной из них была Василиса Микулишна старшая дочь былинного богатыря Микулы Селяниновича, жена Ставра Годиновича

Давайте посмотрим о ней мультфильм

А на Алтае жила Очы-Бала, женщина-богатырь, которая, узнав о нападении на её родной Алтай войска Кан-Таадьи-Бия во главе с его сыном Ак-Дьалой, она бесстрашно вступает в бой с неприятелями и побеждает их, убив Ак-Дьалу. Однако Кан-Таадьи-Бий оживляет своего сына, и снова начинается схватка. Очы-Бала отправляется в логово к Кан-Таадьи-Бию, чтобы раскрыть секрет его могущества. На пути ей встречаются различные мифические существа, например синий бык, посланник Эрлика. Она вступает с ним в борьбу, и, следуя совету своего коня Очы-Дьерена, превращается в беркута и побеждает его. Благодаря уму и находчивости ей удалось раскрыть тайну могущества Кан-Таадьи-Бия: секрет его в девятигранном синем камне, хранящемся в золтом сундуке. Завладев камнем, Очы-Бала побеждает врага и спасает свою землю и народ[1]. После этого она превратилась в месяц, а её конь Очы-Дьерен — в полярную звезду[2

Игра «Да- нет»

Наша Родина сильна …. да.

И у нас она одна…. да.

На Руси богатыри есть…да.

Им всегда хвала и честь…. да.

Илья Муромец герой …. да.

Он был самый молодой….нет.

Соловья он победил…да.

Из автомата подстрелил…нет.

Алёша Попович тоже герой…. да.

Он сильный, смелый, молодой….да.

Он в Киеве граде дружинником был…да

Карабаса в бою победил…. нет.

На танках боролись богатыри с врагом…. нет.

Они воевали с мечом и копьём…да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет.

Он змея сумел победить своей силой…. да.

Гордимся мы нашими богатырями…. да.

Хотим ли быть такими же сами…да.

7. Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

- Какие вы знаете пословицы?

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.

Кто смел тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли умри, не сходи.

Жить - Родине служить.

Счастье - Родины дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

9. Подведение итогов

Нам пришла пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки,раз, два три…и мы оказались в нашей группе. Снимаем свои шапки невидимки.

-О ком мы сегодня узнали?

- Что нового узнали?

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь - не шатается.

И века простоит не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Собери сам флаг»Дидактическая игра по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Собери сам флаг» Всем пользователям образовательного портала Маам доброго и наконец то весеннего вечера. Спешу поделится со всеми вами своей очередной авторской.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Россия — Родина моя» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: «Россия – Родина моя» Цель:.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Презентация. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» для старшего возраста 9 МАЯ. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Проект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возрастаПроект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста Цель проекта:  формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста  через знакомство с семьей. Задачи.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Праздник в моей семье» Цель. Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 14:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД