Ирина Косенко
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Осень. Грибы» в подготовительной компенсирующей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим миром
Подготовительная компенсирующая группа.
Тема: «Осень. Грибы»
Программное содержание:
Закреплять знания детей об осени, осенних явлениях природы; изменении в жизни растений и животных осенью.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Осень, Грибы“ в подготовительной компенсирующей группе» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Группы компенсирующей направленности
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Уточнить и расширить представления детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы по внешним признакам. Продолжать учить составлять описательные рассказы; пополнять словарь по данной теме; развивать связную речь.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Коррекционные задачи:
Обогащать знания детей об окружающем мире. Развивать зрительное, слуховое внимание; мышление; память; умение сравнивать, анализировать; классифицировать предметы по главному существенному признаку; развивать координацию речи с движением; развивать творческое воображение; подражательность.
Методические приемы:
Словесный: чтение стихотворения, вопросы детям, загадывание загадок, рассказ воспитателя о грибах, составление описательного рассказа.
Игровой: поездка в лес; коррекционно-развивающие игры и упражнения; физминутка «Все зверушки на опушке…»
Наглядный: рассматривание картинок с изображением грибов.
Развитие мыслительной деятельности детей через коррекционно-развивающие игры и упражнения:
«Что где растет?»; «Чем похожи, чем отличаются?»; «Отгадай загадку»; «Съедобные – несъедобные» («Соберем грибы в лукошко»);
«Какой грибок спрятался в кузовок?»; «Назови грибы, которые спрятались на картинке» (пересеченные изображения)
Предварительная работа:
Занятия по теме «Осень»; поездка с детьми на автобусе в лес; наблюдения на прогулках; рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях.
Оборудование:
Картинки: сад, огород, лес; плоскостная корзинка из картона; предметные картинки с изображением овощей, фруктов, грибов, деревьев; фланелеграф.
Ход занятия
Листья с деревьев в лесу осыпаются
Дождик уныло по крышам стучит
Светлое небо с землею прощается
Хмурая осень в окошко стучит.
- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?
- Назовите осенние месяцы.
- Как можно назвать осень в сентябре?
(Ранняя, золотая).
- Какой осенний месяц на календаре?
- Какая осень сейчас у нас на дворе?
(Поздняя).
- Назовите приметы поздней осени.
(На улице холодно, облетели листья с деревьев, замерзла земля, выпал
снег).
- Что вы можете сказать про солнце?
(Светит, но не греет; мало солнечных дней).
- Какое небо осенью?
(Небо хмурое, пасмурное, дождливое, серое, темное).
- Что происходит осенью с деревьями?
(Осенью листья на деревьях желтеют, вянут, опадают; деревья готовятся ко
сну).
- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?
(Листопад).
- Что делают птицы (гуси, утки, лебеди) осенью?
(Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края).
- Как называют птиц, которые осенью улетают на юг?
(Птиц, которые улетают на юг называют перелетными).
- Ребята, а какие подарки дарит людям осень?
(Овощи, фрукты, грибы, ягоды).
- Давайте с вами поиграем в игру.
- Игра «Что где растет?»
(классификация обобщающих понятий «овощи», «фрукты», «грибы»).
- Посмотрите внимательно на картинки и скажите что на них изображено?
(На картинках изображены сад, огород, лес).
Инструкция:
- У меня на столе лежат картинки с изображением растений. Надо внимательно посмотреть, подумать и расположить картинки туда где это растение растет.
- Кто хочет со мной поиграть?
(Воспитатель вызывает детей. Задает вопросы. Дети выполняют задание).
- Что растет в саду? (ребенок перечисляет фрукты).
- Как их можно назвать одним словом? (Фрукты).
- Где растут фрукты? (В саду).
- Назови, что растет в огороде? (Перечисляет овощи).
- Назови одним словом. (Овощи).
- Где растут овощи? (В огороде).
- Посмотрите, что изображено на картинках? (Грибы).
- Где растут грибы? (В лесу).
- Вы любите собирать грибы? (Да).
- Ну тогда давайте с вами в лес поедем за грибами!
(Дети встают друг за другом «садятся в поезд» и отправляются в путь).
- «Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит, -
«Тороплюсь, - гудит:
Колеса со старанием
По рельсам тарахтят,
Везут по расписанию
Компанию ребят».
- Ну вот мы с вами и приехали в осенний лес. Садитесь на пенечки.
- Ребята, как нужно вести себя в лесу?
(Спокойно, нельзя выкрикивать, толкаться, обижаться и ссориться).
(Дети сидят на стульчиках, поставленные полукругом).
- А сейчас ребятки, отгадать прошу загадки, проверим, знаете ли вы грибы.
Надо загадку дослушать до конца, нельзя выкрикивать, кто хочет ответить –
поднимите руку.
- Загадки:
• На толстой белой ножке коричневая шляпка. Наверняка любой грибник найти мечтает…боровик. (Поставить картинку).
• Это боровик, еще его называют белый гриб. Боровик – царь среди грибов. Он большой. Ножка у него толстая крепкая, белая. Шляпка круглая, коричневая. Это съедобный гриб, он очень вкусный. Его можно варить, жарить, засушить на зиму.
• А этот красавец на беленькой ножке. Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки. (Мухомор) (Поставить картинку).
• Мухомор – ядовитый гриб. Ножка у него длинная, тонкая, есть белый воротничок (показать). Шляпка красная, круглая с белыми пятнышками.
(Обратить внимание детей на картинки с изображением боровика и мухомора).
- Давайте внимательно посмотрим и сравним эти два гриба.
Сравнительный анализ.
- Чем похожи грибы?
Дети сравнивают грибы.
Боровик Мухомор
Гриб. Гриб.
Растет в лесу. Растет в лесу.
Ножка белая. Ножка белая.
Есть шляпка. Есть шляпка.
- Чем грибы отличаются?
Боровик Мухомор
Большой. Поменьше.
Ножка толстая. Ножка тонкая.
Шляпка крепкая Круглая, красная с белыми
коричневая. с белыми пятнышками.
Съедобный. Несъедобный, ядовитый.
• Коричневые шляпки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут? (Подберезовики). (Поставить картинку).
- Под каким деревом любит расти подберезовик? (Под березой).
- Какая у него ножка? (Тонкая, высокая, серенькая).
- Какая шляпка? (Круглая, коричневая).
• «Я в красной шапочке расту под стройною осиною, меня узнаешь за версту, зовусь я …. подосиновик» (Поставить картинку).
- Подосиновик любит расти под осиною. Ножка у него крепкая, высокая,
стройная, к низу утолщенная. Шляпка круглая, оранжевая. Это
съедобный гриб.
• «Люблю я в разных шапках быть, то в желтой, то в зеленоватой, то в красной или в сероватой. Собирай не мешкай, это…. сыроежка.
(Поставить картинку).
- Какого цвета шляпки? (Красного, желтого, зеленого).
- Какие ножки? (Белые, тонкие, короткие).
- Это съедобные грибы.
- Какие грибы еще знаете? (Называют) (Поставит картинки.)
Физминутка
- Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)
- Ищут грузди и волнушки.
- Белочки скакали, (Скачут вприсядку, срывают
- Рыжики срывали. воображаемые грибы.)
- Лисичка бежала, (Бегут, собирают воображаемые
- Лисички собирала. грибы.)
- Скакали зайчатки, (Скачут стоя, «срывают» грибы.)
- Искали опятки.
- Медведь проходил, (Идут вразвалку,в конце строки топают
- Мухомор раздавил. правой ногой.)
(Дети садятся на стульчики.)
- Ребята, я вам загадывала загадки, а теперь вы будете загадывать
друг другу загадки про грибы. Надо рассказать о грибочке так, чтобы ребята
смогли отгадать загадку. Надо рассказать где гриб растет, какая у него ножка, шляпка, съедобный гриб или ядовитый.
Пример: Это гриб. Он растет в лесу под березой. У него тонкая высокая
ножка, серого цвета. Шляпка круглая, коричневая. Он
съедобный гриб. (Подберезовик.)
- Кто загадку отгадает, надо подойти к «полянке», отыскать этот гриб
если он съедобный положить в корзинку.
(Дети загадывают и отгадывают загадки, наполняют лукошко.)
- Назовите грибы которые положили в корзинку. (Называют.)
- Какие это грибы? (Съедобные.)
- Какие грибы остались на полянке? (Ядовитые.)
Игра «Какой грибочек спрятался под листочек?»
Цель: Развитие зрительного внимания, памяти.
Дети запоминают грибы и закрывают глаза. Педагог закрывает один грибок
осенним листочком. Ребята отгадывают какой гриб под листочком.
Игра «Слушай – повторяй.»
Цель: Развитие слухового внимания.
Я буду называть предметы, если вы услышите название гриба – повторите
это слово.
-Ну вот собрали полную корзинку грибов. Пора нам возвращаться в детский сад.
Дети садятся в «паровоз» (встают друг за другом) и едут в детский сад.
«Чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.»
– (Садятся за столы.) Ребята, где мы с вами были? (В лесу)
– Посмотрите внимательно на картинки, найдите и назовите знакомые грибы.
– Кор. разв. Упражнение «Пересеченные изображения»
– Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия.
– Молодцы, все справились с заданием.
– Ребята, теперь вы знаете что грибы бывают съедобные и ядовитые. Но любые грибы и съедобные и ядовитые нужны лесу. Поэтому не надо срывать, сбивать ногой старые грибы или мухоморы. Грибы помогают деревьям расти. Грибами питаются медведи, лоси, олени. Белки сушат грибы на зиму.
– Давайте будем беречь и любить наш лес и всех кто там живет, и все что там растет.