Елена Копылова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Русская береза»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
«Русская береза»
Цели:
Обогатить и уточнить представления детей о дереве и его строении; факторах, влияющих на рост и развитие деревьев, дать характеристику берёзе, закрепить умение узнавать берёзу по внешнему виду. Дать элементарные представления о березе, как неофициальном символе страны. Продолжить воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природе.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Русская береза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Обогатить и активизировать словарь детей: кора (гладкая, шероховатая, прохладная, береста.
Предшествующая работа:
Наблюдение за деревьями в разное время года, беседа о строении деревьев, дидактическая игра «С какого дерева лист», дидактическая игра «Узнай по описанию», подвижная игра «Беги к дереву, которое назову.», физминутка «Дует ветер нам в лицо», рассматривание иллюстраций о деревьях, чтение стихотворений, прослушивание аудиозаписей детских песен о березе, рисование на тему «Дерево».
Оборудование: аудиозаписи песен «Во поле берёза стояла», «Березка»; силуэты листьев; карандаши; изображение дерева (эталон); слайды о росте берёзы, «чудесный мешочек», кусок коры березы, иллюстрации изделий из бересты, листочки с разных деревьев для дидактической игры.
Ход занятия.
Дети садятся на стульчики. Играет мелодия «Во поле березка стояла»
- Сегодня у нас интересное занятие. Вы слышите песенку? О чем поется в песне? Правильно, о березе. А вы хотите сплясать хоровод под эту мелодию?.
Ответы детей.
Воспитатель становится в круг с детьми и танцуют хоровод.
Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим в окно и что мы видим. У нас под окном растет береза.
Воспитатель показывает иллюстрации деревьев.
Что это? (Дерево.) Назовите части дерева. (Корни, ствол, ветки и листья.) Как вы думаете, дерево живое? (Ответы детей.) Почему? (Оно растет, дышит, питается, у него появляются детки – побеги.) Что нужно дереву, чтобы оно выросло крепким, сильным? (Свет, тепло, вода, воздух – выкладывает знаки.) Какая часть дерева добывает воду из-под земли? (Корни.) А вы знаете, ребята, корни помогают дереву устоять, не упасть в сильный ураган. А вы хотите посмотреть, как растет дерево? (Выкладываются иллюстрации этапов роста дерева).
Игра – физминутка.
Давайте сравним дерево с человеком.
- У дерева есть ствол. А у человека, что вместо ствола (туловище). Давайте покажем, погладим свое туловище
- У дерева есть корни. А у человека что? (Ноги.) Давайте попрыгаем и потопаем.
- У дерева есть ветки. А у человека что? (Руки.) Давайте помашем руками.
- У дерева есть листья. А у человека, что вместо листьев (ладошки)Что мы можем делать ладошками? Дети делают выбор (Похлопайте в ладоши, растопырить пальчики и др.)
- У дерева есть сережки, а у человека что? (Ответы детей могут быть разные и волосы и уши и др.)
Человека от холода защищает одежда, а дерево? Как вы думаете (Кора.)
- Вот видите, как много общего у человека с деревьями.
Воспитатель читает стихотворение:
Колготки со штрихами,
Кудрявые,высокие
Сережки с янтарями.
Сверкают, как монетками
Лощеными листочками,
И машут они ветками,
Как девушки платочками.
-Ребята, почему в стихотворении говорится, что березы белоногие? Колготки со штрихами?
(Ответы детей). Кора деревьев защищает растение и у каждого дерева ствол и кора разного цвета, у березки же ствол белый с черточками.
Воспитатель: Сейчас какое время года? Осень, правильно. А что можно сказать о том, как поэт сравнивает листочки с монетками, посмотрите за окошко. Похожи листочки на монетки? А какого цвета? (Желтого и зеленого).
Дидактическая игра «Выбери листочек березы».
На столе у воспитателя осенние листья с разных деревьев. Дети выбирают те листочки, которые принадлежат березе.
Воспитатель. Ребята, а давайте посмотрим, что у меня в чудесном мешочке. Один из детей достает и показывает кору с березы.
Воспитатель: Вы узнали, что это? (ответы детей). Правильно, ребята это кора березы, я взяла ее с упавшего старого дерева, когда была в лесу. А называется березовая кора -берестой. Подойдите к столу и попробуйте ее на ощупь. Какая она? (Гладкая сверху, снизу более шероховатая, тонкая, прохладная, приятная на ощупь.) Молодцы!
Из березовой коры люди изготавливали предметы быта: шкатулки, посуду, одежду, обувь, украшения, а еще бересту использовали как бумагу, на ней писали острой палочкой выцарапывая буквы. Большие корзины из бересты были очень легкими и пользоваться ими было просто и удобно.
(Показ иллюстраций изделий из бересты. Воспитатель сопровождает показом картинок свой рассказ.)
- Берёза - единственное дерево с белой корой. На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Только в России растут березы и у жителей других стран наша страна ассоциируется с березами. Береза символ нашей родины.
Кора у нее тонкая, нежная и дерево могло бы получить солнечные ожоги. Но в коре берёзы имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет, оно отражает солнечные лучи и ствол берёзы остаётся всегда прохладным. Чё рные полоски на стволе помогают дереву дышать: в жару чёрные полоски открываются и пропускают воздух к корням. Чёрных полосок больше у основания дерева.
А где вы встречали березы? (правильно, эти красавицы есть у нас в саду)
В нашем станичном парке много берез. Я приглашаю вас в выходные совершить прогулку с родителями в парк и полюбоваться этими красивыми деревьями.
Воспитатель: Сегодня вы много узнали нового? О каком дереве мы с вами беседовали? (ответы детей). Как называется кора березы? Какое дерево растет только в России?.
Воспитатель отмечает поощрительными медальками детей активно работающих на занятии.