Ирина Кувалдина
Занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Кувалдина Ирина Францевна
Занятие по познавательному развитию.
Тема: "Удивительные камни"
Цель: познакомить детей с основным полезным ископаемым г. Коркино - уг-лём, его свойствами.
Задачи.
1. Образовательные:
• познакомить детей с полезными ископаемыми Челябинской области;
• сформировать представление детей об угле, как главном полезном ископаемом родного города;
Публикация «Занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
• закрепить знания детей о предприятиях г. Коркино.
2. Развивающие :
• развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом;
• развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, логически мыслить.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к родному краю, его богатствам;
• воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
• воспитывать чувство гордости за свою большую и малую Родину;
• воспитывать коммуникабельность, общительность детей.
Материалы и оборудование: магнитофон, компас, карта Челябинской области со значками полезных ископаемых, шкатулка, фонарик, фланелеграф, коллекция камней и минералов, ноутбук, макет разреза «Коркинский», мольберт, контурная карта Челябинской области, угольки для рисования.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Входит геолог с «волшебным» компасом, звучит аудиозапись песни «А люди идут по свету» :
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Вы не подскажете, куда я попал? (В детский сад).
- Я - геолог, ищу полезные ископаемые. Мне помогает в работе мой «волшебный» компас. Он привёл меня сегодня к вам в детский сад.
- Для чего нужен компас? (Ответы детей)
- Да, компас – это прибор, который указывает, куда и в каком направлении идти.
- Смотрите, стрелка компаса задрожала и показывает, куда нам нужно пойти.
2. Беседа о полезных ископаемых Челябинской области (по карте).
Дети с воспитателем идут к карте Челябинской области, на которой значками обозначены полезные ископаемые.
Воспитатель:
- Ребята, куда нас привел компас? (К карте)
- Эта карта нашей Челябинской области, в которой мы с вами живём.
- Для чего нужна карта? (Ответы детей)
- Что обозначают на карте? (Ответы детей)
- Правильно, на картах обозначают города, реки, озёра, леса разными цветами. Горы обозначают коричневым цветом, леса – зелёным. Реки и озёра обозначают голубым или синим цветом. Как богата природа нашей Челя-бинской области!
- Ребята, посмотрите, а что ещё вы видите на карте? (Ответы детей).
- Вы знаете, что такое золото, уголь, мрамор, малахит? (Полезные ископаемые).
- Что такое ископаемые? (Ископаемые - это богатства, которые находятся под землёй).
- Почему их называют полезные ископаемые? (Они приносят пользу людям).
- Оказывается, наша Челябинская область богата полезными ископаемыми: это руда, золото, уголь, мрамор, малахит и много, много других ископаемых. А чтобы люди знали, где находятся эти полезные ископаемые, мы, геологи, ищем их.
3. Знакомство с минералами, их свойствами.
Воспитатель:
- Стрелка нашего компаса беспокоится и указывает новое направление. Давайте посмотрим, что там.
Дети с воспитателем идут к лесной поляне, которая изображена на фланелеграфе.
- Какая замечательная лесная поляна! В Челябинской области много красивых мест. Это лес, где водятся звери и птицы. Присядем, отдохнём здесь и полюбуемся красотой природы.
На лесной полянке находится шкатулка с коллекцией камней-минералов.
- Что это, ребята? (Шкатулка).
Воспитатель с детьми открывают шкатулку. Там находятся фонарик и набор камней- минера-лов. Рядом с каждым камнем - условный значок.
- Посмотрите, что лежит в этой шкатулке? (Камни)
- Около каждого камня свой значок. Где мы видели такие значки? (На карте Челябинской области).
Воспитатель берёт в руки малахит.
- Вы знаете, как называется этот камень? (Малахит). Из него делают украше-ния, вазы, шкатулки. Давайте рассмотрим его с помощью лупы. Какой он? ( Дети перечисляют его свойства: зелёный, красивый, прочный, крепкий, гладкий)
- А это мрамор – строительный камень. Если его распилить, появится замысловатый, красивый узор на спиле. Мрамор используют для строительства дворцов, театров, домов. (Дети перечисляют свойства мрамора - белый, твердый, холодный, блестящий)
- Посмотрите, ребята, одна клеточка в коллекции камней пустая : значок есть, а камня нет. Вы узнаете, какого камня не хватает, если отгадаете загадку:
Он чёрный, блестящий.
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло.
(Уголь).
- Ребята, вы догадались, почему я пришла в ваш город? (В городе Коркино добывают уголь).
- Посмотрите, стрелка вновь указывает нам новое направление.
4. Рассказ о свойствах угля, его пользе.
Дети подходят к столу, на котором стоит ноутбук. Воспитатель демонстрирует слайд-шоу «Предприятия города Коркино», беседуя по содержанию каждого слайда.
Воспитатель:
- Как называется город, изображённый на этом слайде? (Город Коркино)
- Да, это ваш город Коркино. Вы любите свой город? (Ответы детей).
- Ваш город славен мастерами, которые работают на разных предприятиях. Давайте отправимся в путешествие по городу и будем искать предприятие, на котором добывают уголь.
- Что делают мастера на этом предприятии? (Пекут хлеб). Как оно называется? (Хлебозавод)
- А теперь мы где? (На швейной фабрике). Что здесь делают мастера? (Шьют одежду).
- Что изготавливают на этом предприятии? (Стеклянные банки). Как оно на-зывается? (Стекольный завод).
- Какое предприятие изображено на этом слайде? (Разрез «Коркинский»). Люди какой профессии здесь работают? (Шахтёры).
- Какую работу они выполняют? (Добывают уголь).
- А вы знаете, как добывают уголь? (Ответы детей).
Дети с воспитателем подходят к макету разреза и рассматривают его. В ковше игрушечного экскаватора лежит уголь.
- Давайте рассмотрим уголь и расскажем, какой он? (Блестящий, чёрный, твёрдый, хрупкий).
- Какую пользу приносит уголь? (Ответы детей.)
- Я знаю, что уголь используют при производстве разных материалов, например, пластмассы. Из неё путё м сложной обработки делают много полезных вещей: пластмассовые пуговицы, выключатели, патроны для лампочек… Уголь добавляют при изготовлении мыла, лака для ногтей, красителей для ткани, меха, его используют при производстве таблеток, которые называются «активированный уголь». Вот сколько полезных предметов и материалов мы сегодня увидели, поэтому уголь и называют полезным ископаемым.
- Ребята, «волшебный компас» нас еще куда-то зовёт.
5. Нанесение условных обозначений на карту Челябинской области.
Воспитатель с детьми идут к мольберту.
Воспитатель:
- Перед нами другая карта Челябинской области. Смотрите, везде обозначены полезные ископаемые, а около города Коркино ничего нет. Мы с вами сейчас всё исправим. Какое полезное ископаемое добывают в вашем городе? (Уголь)
- Уголь обозначается вот таким значком (Чёрным квадратом).
- Ребята, уголь умеет ещё и рисовать, поэтому недостающие значки на карту около города Коркино мы нанесём углём.
Воспитатель предлагает детям угольки для рисования. Каждый ребёнок рисует на карте око-ло г. Коркино значок, обозначающий уголь.
- Ребята, вы, как настоящие геологи, помогли найти уголь и обозначить его на карте. Теперь можно отнести уголь на полянку и добавить его в коллекцию полезных ископаемых.
6. Итог занятия.
- Ребята, вот и закончилось наше необыкновенное путешествие. Что нового вы узнали? (Ответы детей).
- Что было для вас самым трудным? (Ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
- На прощанье хочу подарить вам вот эти волшебные угольки. Расскажите своим друзьям, что нового вы узнали.