Ирина Жижина
Занятие по правовому воспитанию «Мы тоже имеем права»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о правах ребёнка (право на : жизнь, имя, семью, медицинскую помощь, образование, жилище, отдых и др.) Познакомить с биркой и её предназначением. Развивать умения детей рассуждать, делать выводы. Довести до сознания детей, что каждый человек имеет права. Активизировать словарь детей. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Занятие по правовому воспитанию „Мы тоже имеем права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
социализация, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, здоровье, познание, музыка.
Материалы: Глобус, деревья, пенёк, птицы, цветы, игрушки, костюм Красной Шапочки, шапочка Волка, альбомные листы, восковые мелки, кукла-младенец с биркой на руке, коляска, пелёнка, книга «Права ребёнка», сказочный замок, портрет президента РФ, иллюстрации «Права детей», поднос с пирожками.
Предварительная работа: Беседа о правах, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, знакомство со стихотворениями о правах, пословицами о семье, их заучивание.
Ход работы:
Воспитатель : Ребята, посмотрите, как красиво в нашем зале, какие красивые деревья, птицы! Ой, ребята, посмотрите: Зайка идёт к нам на-встречу. Здравствуй, Зайка, почему ты плачешь?
Зайка: Меня лиса из дома выгнала, волк и медведь меня обижают, некому меня защитить.
Воспитатель : Ребята, давайте развеселим Зайку, станцуем ему танец.
(Дети исполняют танец «Ай, заинька, ай, серенький»).
Воспитатель : Ну что, Зайка, веселее тебе стало?
Зайка. Спасибо за танец, но мне всё равно грустно: я такой маленький, некому меня защитить.
Воспитатель : Знаешь, Зайка, наши ребята тоже маленькие, но их никто не обижает, потому что они знают свои права. Давайте, ребята, расскажем Зайке подробнее о правах ребёнка. Есть такая книга, она называется «Права ребёнка». В этой книге рассказывается о правах детей, некоторые мы с вами уже знаем. Давайте их вспомним.
1-й ребенок: Лишь появится ребёнок
И начнёт дышать едва,
У него уже с пелёнок
Появляются права.
2-й ребё нок: Он имеет право жить, развиваться и дружить!
3-й ребё нок: Иметь просторный добрый дом!
4-й ребё нок: Видеть тихий мирный сон!
5-й ребенок: Обучаться, отдыхать!
6-й ребё нок: Быть весёлым и здоровым!
7-й ребё нок: Восхищаться чем - то новым!
8-й ребё нок: И любить, и быть любимым!
9-й ребё нок: Он на свете не один!
Воспитатель : Итак, на свет появился ребёнок – какие у него появля-ются права?
Дети: Право на жизнь, имя.
Воспитатель : Новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга, имён у них ещё нет, есть только манжетки (бирки) с цифрами. Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки – на них было написано, когда вы родились. Вы знаете, когда вы родились? (Ответы детей.)
Воспитатель : А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжете? (Ответы детей.)
Воспитатель : Как вы считаете, зачем люди придумали имена?
(Ответы детей.)
Воспитатель : У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому – то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нём.
Воспитатель : Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть.
Физкультминутка «До имён»
(Воспитатель произносит текст, дети выполняют соответствующие движения).
Воспитатель : Эй, ребята! Встаньте в круг!
Вот как много стало рук!
Чьи же руки, подскажите и ладошки покажите.
(Дети показывают ладошки и называют свои имена.)
А теперь за руки взялись и по кругу пробежались.
Сделали поуже круг, крышу сделали из рук.
Получился дом имён, в этом доме мы живём!
-Вот как много домиков с красивыми именами! А давайте мы обратимся друг к другу ласково.
Игра «Обратись ласково друг к другу»
(Дети ласково называют друг друга).
Воспитатель : Ребята, а когда вы вырастите, как будет звучать ваше имя? ( Ответы детей: Когда я буду взрослым меня будут звать)
Воспитатель : Ребята, человек живёт на свете не один. А с кем вы жи-вёте? ( Ответы детей: с мамой, с папой, с родителями)
Воспитатель : Как называют родственников живущих вместе?
Дети: Семья.
Воспитатель : Значит, ребёнок имеет право на …
Дети: семью.
Воспитатель : Семья – это самое главное в жизни человека. Семья – это
сложно, но счастливо жить одному невозможно! А какие пословицы о семье вы знаете?
Дети: Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Воспитатель : Молодцы! Ребята, как много людей живут на нашей планете и взрослые, и маленькие, и старые, и молодые. А как называется наша планета, на которой мы живём?
Дети: Планета, на которой мы живем, называется Земля.
Воспитатель : Дети, посмотрите что это?
Дети: Это глобус.
Воспитатель : Правильно, глобус – это макет нашей земли. Дети, по-смотрите как много на нем разных стран, разных государств! А как называется наша страна, в которой мы живём?
Дети: Наша страна Россия.
Воспитатель : Наша страна многонациональная – в ней живут люди разных национальностей (украинцы, башкиры, татары, чеченцы, калмыки, якуты и др.). Они имеют разный цвет кожи, глаз и волос, они исповедуют разные религии, и все имеют права. Перечислите их.
Дети: Право на гражданство, право говорить на своём родном языке, носить национальную одежду.
Воспитатель : Молодцы! Ребята, дети всех стран любят сказки. Давайте вспомним сказки, в которых нарушались права сказочных героев. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Дети: В сказках «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», «Колобок».
Воспитатель : В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища?
Дети: В сказках «Три поросёнка», «Теремок», «Приключения Чипол-лино», «Заюшкина избушка».
Воспитатель : Назовите сказки, в которых нарушено право на отдых и развлечения?
Дети: «Золушка», «Двенадцать месяцев».
Воспитатель : В какой сказке описано право на медицинский уход?
Дети: В сказке «Айболит».
Воспитатель : В какой сказке описывается жестокое обращение?
Дети: В сказках «Приключение Буратино», «Бармалей», «Гадкий утёнок».
Воспитатель : А в какой сказке использовали детский труд?
Дети: В сказках «Золушка», «Двенадцать месяцев».
Воспитатель : Видишь, Зайка, как хорошо знать права! Теперь и ты их знаешь, и другие звери тебя не смогут обидеть. Расскажи всем жителям леса о правах маленьких жителей нашей планеты.
Зайка: Спасибо, ребята, теперь меня точно никто не обидит, потому что я знаю свои права. А в благодарность я хочу угостить вас дарами леса. Угощайтесь.
Дети: Спасибо.
Зайка: А теперь мне пора уходить. До свидания, ребята.
Дети: До свидания Зайка.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы поговорили с вами о правах ребёнка, познакомили Зайку с книгой прав маленьких жителей планеты Земля.
Давайте ещё раз вспомним наши права (обращает внимание детей на иллюстрации «Права детей» дети вспоминают права).
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вам понравилось занятие?
Дети: Понравилось.
Воспитатель : Вы очень порадовали меня своими знаниями, молодцы! На этом наше занятие закончено.