СВЕТЛАНА ЛАРИНА
Занятие по развитию речи и обучению грамоте по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи и обучению грамоте на тему : “Осень”.
Воспитатель: Ларина Светлана Николаевна.
Цель:
Создание условий для речевого развития детей и подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
1. Активизировать и пополнять словарный запас детей.
2. Совершенствовать фонематическое восприятие. Закреплять навыки звукового анализа слов, определения количества слогов в словах.
Публикация «Занятие по развитию речи и обучению грамоте по теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Продолжать учить составлять предложения с заданными словами, определять,количество и последовательность слов; зарисовывать схему предложения. 4. Закреплять умения детей рифмовать слова.
5. Учить слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию. Давать полный ответ. 6. Развивать зрительное и тактильное восприятие, память, логическое мышление. 7. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности у детей.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в осенний парк.
2. Заучивание стихов, пословиц об осени.
3. Рассматривание иллюстраций и репродукций картин.
4. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
Оборудование:
1. Мяч.
2. Корзинки. В них: осенние дары, названия которых состоят из 1,2,3 слогов. 3. Две корзины с цифрами 2 и 3.
4. Переносная доска, чистый лист, маркер.
5. Счётные палочки.
6. Карточка зашифрованных букв.
7. Потрет Осени.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня утром в детский сад принесли почту. Вот эту посылку и письмо.
“Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут госпожа Осень. Я узнала, что вы на следующий год собираетесь в школу. Я приготовила для вас задания, чтобы проверить чему вы научились в детском саду. Если вы выполните все правильно, вас ждет сюрприз. Ваша Осень”.
Ну что ребята, готовы показать чему мы научились?
Игра в кругу “Назови ударный звук” :
Осень, сентябрь, туча, грибы, ягоды, шиповник, дождик, птицы, сыро, солнце, листопад, стая, корзина, урожай, фрукты, овощи.
А вот и первое задание: (На столе корзинки. В одной из них лежат осенние плоды).Перед вами волшебная корзинка с дарами осени. Вы должны взять предмет, определить сколько слогов в его названии и положить в корзинку с соответствующей цифрой. (Дети раскладывают. Остается лук и гриб).
Воспитатель: Почему мы не куда не положили лук и гриб?
Дети: В этих словах по 1 слогу.
Воспитатель: Составьте предложение с любым из этих слов. (Дети составляют).
-Сколько слов в этом предложении?
-Назовите 1,3,5,3,4 слово.
-Аня, нарисуй схему предложения на доске. (ребенок рисует)
-Почему мы так обозначили первое слово в предложении? (Потому что первое слово в предложении пишется с большой буквы).
-Что ещё пишется с большой буквы?
(Имена, фамилии, реки, моря, названия городов, стран).
-Что стоит в конце предложения? (точка)
-Что это обозначает? (предложение законченно)
Молодцы! С первым заданием вы справились.
Переходим к следующему заданию.
3. Звуковой анализ слова.
Пройдите на свои места. Сядьте ровненько, руки сложите полочкой и опустите на стол. Послушайте, пожалуйста загадку-следующее задание:
За деревьями-кустами промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало, нет не дыма, не пожара. (лиса)
-Сколько звуков в этом слове?
-Какой первый звук? Второй? Третий? Четвертый?
-Назовите мягкий согласный звук.
-Твердый согласный звук.
-Сколько гласных звуков?
-Сколько слогов? Назовите первый слог, второй.
-Назовите ударный звук.
Даваите составим схему этого слова.
Молодцы! Справились и с этим заданием.
4. Следующее задание игра “Правильно-неправильно” :
-Осенние месяцы : февраль, июнь, март. Правильно?
Нет. Осенние месяца : сентябрь, октябрь, ноябрь.
-Осенью погода солнечная, теплая, можно купаться и загорать. Правильно?
-Листья осенью облетают. Они красного, желтого, оранжевого цвета. Правильно?
-Осенью распускаются цветы и листья. Правильно?
-Осенью мы сажаем картошку, морковку, огурцы. Правильно?
-Осенью птицы прилетают с юга. Правильно?
-Осенью дети надеваю панамки, шорты и сандалии. Правильно?
А сейчас немного отдохнем. Представьте, что вы осенние листочки.
Вы листики осенние,
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
(Дети двигаются под музыку. По окончании музыки занимают свои места.)
5. Ещё одно задание. Игра “Четвертый лишний”.
-Оля-окна-аист.
-Окунь-улица-утка.
-Ива-умница-игрушки.
-Эхо-эскимо-иголка.
-Автобус-этаж-астра.
-Бак-бык-бак.
-Ася-Валя-Аня.
6. А теперь давайте покажем осени, как мы умеем рифмовать слова.
Дидактическая игра “Рифмовочка” :
Лужа-стужа, улица-курица, кошка-ложка, кочка-почка, листок-росток, коржик-моржик, печка-свечка, зайчик-мальчик, палка-скалка, ручка-тучка, лягушка-подушка, шапка-папка.
Лес, лес, тишина.
Капли падают дождя.
Пробирается ежиха
Тихо-тихо, тихо-тихо.
А на встречу ёж, ёж.
Всё сильнее дождь, дождь.
Дождь покапал и прошёл-
Снова солнышко нашёл.
7. Послушайте, пожалуйста, сказку, которую прислала для вас госпожа Осень. Сказка называется “Старик-годовик”.
Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Стало холодно, пошел снег. Махнул старик-годовик второй раз- и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Махнул старик-годовик в третий раз-полетела третья тройка. Стало жарко, душно. Махнул старик-годовик четвертый раз-и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождик.
-Как называется сказка?
-Сколько раз махнул старик-годовик рукавом?
-Что означает каждый мах?
-Сколько птиц вылетало из рукава?
-Вы догадались, что это за птицы?
-Кто такой старик-годовик?
8. Вот и последнее задание Осени. “Прятки с буквами”.
Буквы хотят с вами поиграть.
Посмотрите внимательно на эту карточку и найдите зашифрованные буквы, и выложите их из счетных палочек (карточка на экране телевизора).
А сейчас я загадаю вам слово. его части спрятались в других словах. Из первого и второго слова слов вы возьмёте первый слог, из последнего (третьего)- последний слог. И сложить новое слово из этих слогов.
Слова: море, лодка,
Итог:
Итак, чем мы занимались на нашем занятии?
-Выделяли ударный звук;
-Делили слова на слоги;
-Составляли предложения;
-Делали звуковой анализ слова;
-Искали ошибки, рифмовали слова.
Молодцы! Со всеми заданиями справились. А сюрприз от госпожи Осени, её портрет на долгую память и книга.