МААМ-картинки

Занятие по развитию речи «Я и соя семья» в подготовительной группе

Елена Рыльских
Занятие по развитию речи «Я и соя семья» в подготовительной группе

Занятие по развитию речи

Тема: Я и моя семья

Возрастная группа : подготовительная к школе группа.

Занятие (область) : Речевое развитие

Тип занятия : Комбинированное

Вид занятия : Комплексное

Публикация «Занятие по развитию речи „Я и соя семья“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Цель: активизировать познавательно-речевую, двигательную деятельность детей через выполнение специальных упражнений, заданий в рамках лексической темы «Семья».

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие (умение общаться, мотивация к познанию, речевое развитие (расширение словарного запаса, активизация словаря, развитие монологической и диалогической речи, художественно-эстетическое развитие (развитие творческих навыков и способностей, познавательное развитие (формирование социальных представлений, физическое развитие (активизация двигательных функций).

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская (мыслительный эксперимент, предметное моделирование)

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком;

Развивающие :

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

- закрепить технические навыки в продуктивной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Дидактическое обеспечение занятия :

Картинки: семья; семья животных; семья птиц (содержание картинок подбирается исходя из текста занятия); тучка и солнышко; фотографии членов семьи, заготовка –модель аллеи деревьев на листе ватмана размером 0,5*3м., фотографии детей, картина Леонида Челнокова «Ромашковое поле»;

Оборудование: слайдовая презентация; аудио-запись; стаканчики с фотографиями членов семьи; оформление игровой комнаты в стиле «дом»; шарики, клей.

Предварительная работа:

1. Коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, рассматривание альбомов о семье.

2. Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Старый дед и внучек», Е. Благинина стихотворение «Мама спит» и другие.

3. Оформление выставки рисунков на тему: «Я и моя семья», «Семейный отдых», «Любимое семейное блюдо», «Семейный спорт» и др.

4. Организация игр: «Скажи правильно», «Скажи ласково», «Кто ты мне», с/р игра «Семья».

Индивидуальная работа с ребенком по подготовке к роли «корреспондента»

5. Предварительная работа с родителями. Родители приносят фотографии членов семьи, которые можно использовать для коллажа.

6. Изготовление заготовки с изображением деревьев на каждого ребенка и себя лично, закрепление их на листы ватмана; конверты с фотографией ребенка.

Ход занятия:

Подготовительная часть.

Слайд (Воспитатель привлекает внимание детей звучанием колокольчика, который появляется на слайде вместе с сорокой, у нее в клюве конверт.)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела сорока. Что у нее в клюве? (конверт) Что может быть в этом конверте? (письмо). (слайд 2). Это необычное письмо в нем зашифровано, какое-то слово. Если вы его расшифруете, то узнаете тему нашего занятия.

Слайд (Ребус ЯЯЯЯЯЯЯ)

Воспитатель: Кто догадался, что это за слово? (Если дети не догадались, предлагаю посчитать буквы Я. (появляется гиперссылка со словом «семья»; предлагаю детям, которые владеют навыком самостоятельного чтения прочитать слово, а детям, которые не владеют навыком самостоятельного чтения, прочитать слово вместе). А теперь первое задание: Составьте предложение со словом «семья» (дети составляют предложение).

Основная часть.

Беседа о семье

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о семье.

– Скажите, а куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? (Ответы детей) Да, вас ждет ваша семья! Я приглашаю вас в наш дом (дети занимают места в импровизированном игровом доме). Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. А какие бывают семьи? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые). Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях? (ответы детей). Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Воспитатель:

- К нам в гости сегодня пришел корреспондент, Он хочет взять у вас интервью о вашей семье. Готовы. (Ответы детей)

(Все сидят на ковре в кругу. У педагога в руках микрофон. На роль корреспондента выбираю скромного, застенчивого ребенка для повышения его самооценки. Передаю микрофон и предлагаю, детям ответить на вопросы. Сложность вопросов зависит от уровня речевых возможностей ребенка. Добиваюсь от детей полных ответов. При необходимости помогаю корреспонденту.)

Интервью «Что значит быть членом семьи.

• Сколько человек в вашей семье?

• Кто ты для своих мамы, папы?

• Кто ты для дедушки и бабушки?

• Кто ты для своих сестры, брата?

• Кто самый старший в вашей семье?

• Кто самый младший в вашей семье?

• Назови любимые занятия вашей семьи.

• Как вести себя, когда ты обидел кого-либо или провинился?

• Что помогает семье стать дружной?

• Нужно ли помогать своей семье?

• Какая это может быть помощь?

Воспитатель: (Задаю вопросы корреспонденту.)

Понравились ли тебе ответы детей? А какая твоя семья? (Дружная, веселая и т. д.)

Как ты помогаешь своей семье? (Пример из личного опыта)

Воспитатель: Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый.

Дидактическая игра «Распределим обязанности»

Воспитатель (сидя на ковре) выставляет перед детьми стаканчики, на которых наклеены картинки с членами семьи и коробку с шариками. Дети называют по одному виду работ и кладут один шарик в стаканчик. В конце игры подводится итог, кто из членов семьи выполняет больше всего обязанностей.

Мама – стирает, гладит бельё, варит обед, моет пол, пылесосит.

Папа – зарабатывает деньги, ремонтирует бытовую технику, чинит мебель, делает ремонт.

Бабушка – готовит еду, шьёт, вяжет, стирает, стряпает пирожки.

Дедушка – помогает бабушке, чинит мебель, выносит мусор, ходит в магазин.

Отгадывание загадки

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

Слайд (Дуб)

Воспитатель: Как называется это дерево? (Дуб) Какой этот дуб? (Сильный, могучий, огромный, прекрасный, и т. д.)

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что ваша семья как это дерево и каждый член семьи – листочек. Мы вырастим сейчас для каждого Дерево семьи, и посадим целую аллею наших семейных деревьев (дети получают конверты с фотографиями каждого члена семьи, наклеенные на дубовые листочки). Деревья на аллее без листочков, вам необходимо закрепить свои листочки на дерево. Новые молодые листья на дереве появляются всегда вверху. Как вы думаете, где мы расположим листочки с фотографиями бабушки и дедушки, внизу или вверху? А мама с папой? (в середине). А вы где? (вверху).

Изготовление коллажа «Аллея семьи».

Коллективная работа под звучание музыки

Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная аллея у вас получились! (Предлагаю детям ответить, как зовут членов их семьи. Положительно оцениваю деятельность).

Пальчиковая гимнастика: Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья :

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя.

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли считать свою группу семьей? (Ответы детей)

Воспитатель: В буквальном смысле, группа не семья, но она живет, как семья. Все дружат, помогают друг другу, поддерживают в трудную минуту. Вместе встречают праздники, гордятся успехами и достижениями группы. А только ли у человека есть семья? (Ответы детей) У кого еще есть семья? (У птиц, у животных). Просмотр презентации.

Игра «Назови семью»

Слайд картинки: Селезень – утка – утенок; Бык – корова – теленок; Медведь – медведица – медвежонок; Индюк – индейка – индюшонок; Пингвин – пингвин – пингвиненок,

Игра «Пингвины». (Это игра на телесный контакт. Она дает детям возможность ощутить свою принадлежность к группе, близость и тепло другого человека. Педагог рассказывает детям о жизни пингвинов

Воспитатель: Чтобы согреться в холодную пору года, пингвины сбиваются в стаи, тесно прижимаясь друг к другу, и тем самым согреваются.

Дети имитируют поведение пингвинов. На сигнал воспитателя «Хорошая погода!» -вразвалочку передвигаются по групповой комнате, улыбаются, радуясь хорошей погоде. На сигнал воспитателя: «Мороз! Сильный ветер! Холодно!» - собираются вместе. Если кто-то из них оказался с краю, ему «становится холодно», он начинает протискиваться вглубь.

Игра «Назови ласково» (Предлагаю детям ласково назвать членов своей семьи)

Артикуляционная гимнастика «Блины, Вкусное варенье, Улыбочка, Трубочка»

Воспитатель: Обращает внимание на слайд, предлагает рассмотреть картину и составить по ней рассказ.

Слайд: Картина «Семья»

Беседа по картине

Воспитатель: Назовите людей, живущих в этом доме (Бабушка, дедушка, папа, мама, дочка и сын.)

- Как вы думаете, это родственники или посторонние люди? (Это родственники.)

- Как называют родственников, живущих вместе? (Правильно, это семья.)

- Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

- Назовите самых старших членов семьи. (Бабушка и дедушка)

- Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка)

- Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (Они брат и сестра.)

- А кем приходятся мальчик (девочка) бабушке с дедушкой? (Мальчик для дедушки с бабушкой внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка.)

- А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей? (Они родители)

- Кем приходится девочка родителям? (Девочка для них дочка)

- А кем приходится мальчик маме и папе? (Мальчик для мамы и папы – сын)

Что делает бабушка? Кто с ней сидит рядом? О чем внучка попросила бабушку? Что делают дедушка, внук и папа? Какой мультфильм они смотрят? Что вы можете сказать о маме? Кого вы еще видите на картинке? Можно ли кошку считать членом семьи? Почему? Можно ли сказать, что это счастливая семья? Почему вы так решили? (Дети составляют рассказ по картине и поочередно рассказывают)

Динамическое упражнение с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?»

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре,

(Хлопаем в ладоши)

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. Пять,

(Прыжки на месте)

Всех могу пересчитать,

(Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра,

(Хлопаем в ладоши).

Кошка Мурка, два котенка,

(Наклоны туловища влево - вправо)

Мой сверчок, щегол и я -

(Повороты туловища вправо - влево.)

Вот и вся моя семья.

(Хлопаем в ладоши)

Воспитатель: У каждого в семье есть родные и дорогие люди. А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Дидактическая игра «Подбери признаки» (Предлагаю подобрать как можно больше слов прилагательных о маме, папе, дедушке, бабушке.)

На слайдах (Картинки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры и брата.)

Мама какая? - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

Игра «Собери цепочку».

Каждый ребенок получает картинку-символ человека разного возраста и пола. Обратная сторона картинки имеет различный цвет (красный, синий, зеленый, желтый). Дети собираются за стол, на котором стоит лампа такого же цвета и раскладывают картинки - символы согласно возрасту и полу.

Младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка.

Младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.

Мимическое упражнение «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях)

Воспитатель: Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Я буду вам показывать поступки детей, если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.

На слайдах картинки (Сын полил комнатные цветы. Мальчик порвал книжку. Дочка съела всю кашу. Дети убрали игрушки на место. Девочка разбила чашку. Сын подрался во дворе. Дочка помыла посуду.) (Дети поднимают соответствующий атрибут)

- Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

- Если вы нечаянно разобьёте посуду то, что надо сделать? (извиниться)

- А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)

Отгадывание загадки:

Её ты повсюду в России найдешь:

На клумбах и в поле, где выросла рожь.

Глазок золотистый, реснички белёсы,

Поутру блестят в ней холодные росы.

А в полдень на ней отдыхают букашки.

Повсюду белеют родные. (ромашки)

Воспитатель:

- Ромашка воспринимается в России как символ милой простоты и нежности; символ семьи и верности; символ русской природы. Одна из легенд говорит о том, что ромашки были зонтиками и под их соцветиями прятались от дождя лесные гномы.

Слайд «Ромашковое поле»

Дети рассматривают картину Леонида Челнокова «Ромашковое поле»

Воспитатель:

- А хотите, чтобы у нас тоже появилось ромашковое поле, тогда выходите в круг (Каждому ребенку раздается ромашка)

Упражнение на дыхание «Подуй на ромашку»

Воспитатель:

- Представьте, что подул легкий ветерок? Ветер стал усиливаться, подул сильный ветер. Ветер стихает. Ветра нет.

Заключительная часть.

Как хорошо, когда у человека есть дружная семья. А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

Что бы вы хотели пожелать каждому члену семьи? (Здоровья, радости, благополучия).

Берегите друг друга

Добротой согревайте

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуты досуга

Рядом вместе побудьте.

Рефлексия:

- Что больше всего вам понравилось на занятии?

- Что вы расскажете членам семьи о нашем занятии?

Игры объединяют и детей, и взрослых. Подумайте, какую игру вы могли бы

провести в своей семье?

Педагог предлагает рассказать, какое настроение возникло у них во время занятия. Дети, стоя в кругу, высказываются по желанию. Воспитатель предлагает поблагодарить всех участников занятия. Группа отхлопывает по слогам «спа-си-бо всем!» - и аплодирует. Дарят ромашку своим родителям)

Публикации по теме:

«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Конспект НОД по развитию речи «Дружная семья» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Дружная семья» в старшей группе Цели: способствовать накоплению и обогащению представлений о семье, о празднике «День семьи, любви и верности», о его символе - ромашке;.

Конспект ООД по развитию речи с воспитанниками подготовительной к школе группы «Моя семья»Конспект ООД по развитию речи с воспитанниками подготовительной к школе группы «Моя семья» Цель: создать условия для развития речевой активности детей. Задачи: О. О. "Познавательной развитие " -формировать у детей познавательный.

Конспект отрытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие на передачу «Моя семья» Задачи: формировать элементарные представления о родословной; закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; совершенствовать.

Открытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста. Составление генеалогического древаОткрытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста. Составление генеалогического древа Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким. Задачи: Образовательные: -активизировать словарный.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные» Цели: 1. Закрепление представлений о диких и домашних животных. 2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Занятие по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» «Волшебница зима» в подготовительной группе Цель: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине. Задачи: Учить детей давать полный ответ и самостоятельно составлять.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи «Я и соя семья» в подготовительной группе
Опубликовано: 17 мая 2020 в 17:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД