Зумруд Чериева
Занятие по развитию речи в старшей группе «Чудо-стройка»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ЧУДО – СТРОЙКА»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Звуковая культура речи : выработка лучшей координации органов артикуляционного аппарата, внятности произношения, развитие фонематического слуха.
Грамматический строй речи : учить построению предложений; закреплять значение предлога между и употреблять его в речи.
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе „Чудо-стройка“» размещена в разделах
Связная речь: учить лаконичности речи; построению связного рассказа по схеме-алгоритму; обучать детей самостоятельному высказыванию; выразительности речи через составление метафор; прививать умение связывать данное значение со значением признака в другом объекте.
МАТЕРИАЛ : костюм Феи для педагога, кукла би-ба-бо «мышонок», картинки для алгоритма «Дом», магнитная доска с картинками для игры «Рассели жильцов» (муравей, бабочка, божья коровка; лиса, еж, заяц; сорока/, снегирь, дятел); картинки для составления метафоры (Радуга, цветочная поляна, небо с облаками)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: фантазия
Ход ЗАНЯТИЯ:
I. НАЧАЛО ЗНАНЯТИЯ
В группу входит педагог в образе Феи.
- Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что пришли ко мне в гости. Я – Фея из Волшебной страны Звуков и Слов! Попадая в эту страну, люди меняются, становятся грамотнее, добрее.
- Хотите узнать как! /Да/
- Тогда, я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычное, то и в путешествие по ней мы отправимся необычным способом, с помощью фантазии. А что такое фантазия?
/Ответы детей/
«Фантазия» - это наши мечты, когда мы о чет-то мечтаем или представляем.
- Встали в круг, взялись за руки, закрыли глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре, сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах после дождя. (Звучит волшебная музыка). Вот мы и прибыли… Откройте глаза.
- Ребята, сейчас отгадайте мою загадку:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались! Это … /солнце/
- Вы правильно догадались! Посмотрите в окошко, какое замечательное солнышко! От его света мир ставится прекрасней.
- Как можно сказать о солнышке? Какое оно? (ласковое, нежное, теплое, весеннее, лучистое)
- Вот сколько добрых слов можно сказать о солнышке.
А вы знаете, что в моей стране многие любят заниматься строительством.
- А как называют людей, которые строят?
- Хотите почувствовать себя строителями?
- Чем строят строители?
- А вы не забыли, что мы находимся в волшебной стране, и это значит, что наша стройка непростая, я бы сказала «Чудо- стройка», нам понадобятся не руки, а наш язычок!
II. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- Знаете, ребята, вы мне очень нравитесь, а вот у меня есть один знакомы мышонок, который даже не знает вежливых слов.
- А вы их знаете! Назовите…
- Сейчас мы поможем мышонку исправиться и, самое главное, подготовим наш язык, ведь впереди у нас нелегкая работа.
- Итак, слушайте сказку.
«Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него звери в лесу, не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?». Мама ответила ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться: почистил зубки («Почистим зубки» - артикул. упраж., причесался («Расческа» - артикул. упраж.). Видит, зайчик на качелях качается («Качели» - артикул. упр.). Подошел и громко запищал: «Доброе утро!». Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, пошел дальше. Навтречу идет волчок, в язычке гирьку держит, чтоб сильным быть («Язык – силач» - артикул. упраж.). И ним мышонок поздоровался. Побежал дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на пеньке лисенок, во рту бублик держит («Бублик» - арткул. упраж.) Мышонок громко закричал : «Доброе утро!». Лисенок обрадовался и побежал всем рассказывать, что мышонок стал вежливым.»
- Давайте пожелаем мышонку всего доброго и попрощаемся с ним.
III. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ОПОРОЙ НА КАРТИНКИ. /АЛГОРИТМ/
- Теперь наш язык готов к строительству! Внимание! Строить будем рассказ.
1. Что вы видите на картинке? (На картинке я вижу дом)
2. Из чего состоит дом? (Дом состоит из стен, крыши, двери, окон, трубы)
3. А это что? (Камин)
4. Для чего нужен камин? (Чтобы в доме было тепло)
5. Кто живет в доме? (Папа, мама, ребенок)
6. Что означает сердце? (Любовь)
Значит,семья любит свой дом.
- А кто попробует полностью составить рассказ по картинкам?
«Это дом. У него есть стены, крыша, труба, дверь и окна. В доме тепло. Там живут мама, папа и ребенок. Они любят свой дом.»
IV. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
V. ФОРМИРОВНАИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
УПОТРЕБЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОГА «МЕЖДУ»
- А вот, ребята, другой дом. В этом доме еще никто не живет, давайте поселим туда жильцов.
- Сколько этажей в доме? (3)
- Сколько квартир? (9)
- Кого же мы туда поселим? (Открываю коробку)
- Кто изображен на картинках? (Бабочка, муравей, божья коровка)
- Как назвать одним словом? (Насекомые)
Мы поселим на первый этаж насекомых.
- Кто изображен на картинках? (Еж, лиса, заяц)
- Как назвать одним словом? (Животные)
Мы поселим на второй этаж животных.
- Кто изображен на картинках? (Снегирь, сорока, дятел)
- Как назвать одним словом? (Птицы)
Мы поселим на третий этаж птиц.
На первом этаже в первой квартире живет бабочка, в третьей квартире живет божья коровка. А кто живет между ними? (Между ними живет муравей)
Во второй квартире на третьем этаже живет сорока, во второй квартире на первом этаже живет муравей. Кто живет между ними? (Между ними живет лиса)
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
VI. РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ. СОСТАВЛЕНИЕ МЕТАФОР.
Ответы детей сопровождаются картинками на магнитной доске.
- Ребята, вы знаете, что скоро весна. Весной природа просыпается, часто льют дожди, гремят грозы. А что можно увидеть на небе после дождя? (Радуга)
- А какая бывает радуга? (Разноцветная)
- А что еще бывает разноцветным? (Шары, бусы)
- А цветы бывают разноцветным? А если они растут в одном месте, как можно назвать это место? (Цветочная поляна)
- Где появляется радуга? (На небе)
- Давайте объединим 2 слова: небо и цветочная поляна (Небесная цветочная поляна)
- Какое красивое выражение получилось!
- Что мы можем сказать о радуге? Радуга – это небесная цветочная поляна!
- Какое красивое выражение мы построили с помощью нашего языка.
VII. ИТОГ.
- Какие же вы молодцы, ребята. Наша стройка шла отлично! С помощью чего мы сегодня строили? Что можно строить с помощью языка? (Предложения, рассказы)