светлана иванченко
Занятие по экологии «Как зимуют растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 14
Как зимуют растения
Цели урока:
1. Сформировать знания учащихся о зимнем периоде жизни растений.
2. Развивать наблюдательность, творческие способности, умение разли-чать деревья зимой, речь учащихся.
3. Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эстетическое чув-ство, бережное отношение к природе.
Задачи:
Формирование знаний о зимнем периоде жизни растений. Расширять круго-зор учащихся.
Оборудование:
Иллюстрации зимних пейзажей, иллюстрации деревьев, книжки-раскладушки, CD – диски.
Публикация «Занятие по экологии „Как зимуют растения“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход урока
I. Организационный момент
– Ты бывал в лесу зимой?
Если нет, скорей за мной
Много знает зимний лес
И загадок и чудес.
– Сегодня мы продолжим писать книгу зимы, а для этого мысленно отправля-емся в лес. Но прежде чем совершить прогулку, давайте послушаем наших синоптиков с прогнозом погоды на сегодня.
Ученик сообщает прогноз, дети отмечают в дневнике наблюдений.
– Отгадайте загадки.
1. Не живая, а с ушами
Зиму всю гуляет с нами
Под ее ушами нашим
Никакой мороз не страшен (шапка-ушанка)
2. Словно греет пара печек
Из колечек от овечек (варежки)
– Почему в это время года надо надевать теплые вещи?
Беседа о сохранении здоровья в зимний период.
II. Актуализация опорных знаний
Отправляясь в зимний лес, давайте повторим, что мы знаем о зимнем периоде в неживой природе.
Блиц – опрос
1. Когда начинается зима в природе?
– Долго ли природа ждала зиму в этом году?
– Когда были первые морозы в этом году?
2. Как называется явление, когда реки, озера, пруды покрываются льдом?
(Еще в древней Руси ледоставом называли месяц декабрь).
Беседа об опасности выхода на неокрепший лёд.
3. Что происходит с водой, паром, который поднимается с воздушным по-током в верхние слои атмосферы?
4. Как называется явление падения на землю множества снежинок?
5. Когда снег летит хлопьями, а когда мелкой крупой?
На доске: слова “ледостав”, “снегопад”.
– Что особенного в составе этих слов?
Подведение итогов блиц – опроса.
III. Сообщение темы, целей и задач урока.
– Итак, мы направляемся в лес. О чем же пойдет речь, как вы думаете?
(о лесе, о деревьях, о кустарниках).
Рисунок 1. Зимний лес
– Сегодня мы будем сравнивать условия зимовки деревьев, кустарников, трав. Узнаем о значении снегового покрова для растений.
Учитель: послушайте, как описывает зимовку растений в своей книге В. Бианки. Прослушивание записи CD – дисках.
Ученик: В трудную зимнюю пору жизнь отлично умеет притворяться мерт-вой. Замерзли травы, кусты и деревья. Замерзли, но не умерли. Под мертвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни. Сосны и ели хранят в со-хранности свои семена, крепко зажав их в свои кулачки-шишечки.
– Итак, что очень важно для растений зимой?
Далее рассматриваем иллюстрации деревьев на доске.
Сосна
– Какие деревья вы узнали? По каким признакам? (ель, сосна, береза)
– А почему трудно узнать другие деревья? (нет листвы).
Далее рассказ учителя.
В спящем царстве чернолесья, на первый взгляд, деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек. Черные си-луэты деревьев четко выделяются на белом снегу. Как будто нарисованы чер-ной краской на белом листе бумаги. Недаром лес, сбросивший листву, назы-вают в народе – чернолесьем.
Давайте немного отдохнем.
Физкультминута.
– А сейчас поработаем по своим книжкам. Что вы приготовили?
Далее работа по книжкам – раскладушкам. Дети в своих книжках заранее подготовили рисунки и рассказ о деревьях.
1. Ученик рассказывает об ольхе.
Ольха – разветвленное дерево с конусообразной кроной. Её можно узнать по серой коре, округлым листьям с зубчатыми краями, красноватым сережкам и коричневым шишечками.
Ольха
2. Ученик о тополе.
Ствол этого большого, высокого дерева светло – серый. Веточку можно определить по крупным шерстисто – пушистым почкам, покрытым крупными коричневыми чешуями. Почки на веточках расположены поочередно, одна справа, другая повыше – слева.
. Тополь
3. Ученик о осине.
У осины веточки похожи на тополиные. Узнать осину можно по гладкому и очень зеленому стволу. Он у этого дерева ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей. Почки осины остренькие, и каждая си-дит на высокой ножке, чуть в стороне от веточки.
4. Ученик о березе.
Её можно узнать по красивой белой коре. У многих деревьев тонкие, свисаю-щие ветви. Листья с зазубренными краями и цветки – сережки.
. Береза
Далее учитель рассказывает о том, какую опасность представляет для коры деревьев оттепель зимой. Опасны зимой для коры деревьев оттепели. Когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепе-лью будет сильный мороз, то вода, замерзая, разрушит кору. На ней появля-ются глубокие трещины – морозобоины. Зима – время сбора семян сосны, ели, лиственницы, липы, клена, ясеня.
V. Закрепление знаний.
– Какие деревья кормят животных и птиц в лесу зимой в нашей местности?
Работа в парах.
– кора и ветки – лосей, зайцев, оленей
– семена и ягоды – птиц
– орехи – белок и птиц
– желуди – кабанов
VI. Подведение итогов.
– Что очень важно для деревьев зимой?
– Как можно различить деревья зимой?
– Как зимуют травы, кустарники?