Лучший педагог года

Занятие-практикум для воспитателей «Особенности дыхания детей. Основные правила овладения дыхательной гимнастикой»

Ольга Барбашина
Занятие-практикум для воспитателей «Особенности дыхания детей. Основные правила овладения дыхательной гимнастикой»

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий рефлекторно. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Предлагаемая система дыхательных упражнений основана на физиологических особенностях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата (его гибкости и эластичности, увеличение его объема и т. д.) путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз, соответствующими движениями.

Публикация «Занятие-практикум для воспитателей „Особенности дыхания детей, Основные правила овладения дыхательной гимнастикой“» размещена в разделах

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

1. дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции имеют значительный оздоровительный эффект;

2. концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;

3. дышать медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;

4. выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

5. дышать носом.

Заниматься надо в спортивной одежде.

Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы – параллельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).

Техника выполнения дыхательных упражнений.

1. Встать прямо, опустить плечи и сделать свободный выдох. Медленно поднять плечи, одновременно делая вдох; медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.

2. Плечи вперед, скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный выдох; медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно вдыхая.

3. Медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох; медленно распрямиться и прогнуться назад, делая вдох.

4. И. П. То же. Сделать вдох; на выдохе повернуться – одна рука за спину, другая – вперед; вернуться в исходную позицию и сделать то же, но в другую сторону.

5. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо – вдох; опускать руку и плечо – выдох. То же, но в другую сторону.

6. «Гребля на байдарке» - плечами (поочередно) выполнять круговые движения (дыхание произвольное).

Очищающие «ХА» - дыхание.

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задерживать дыхание пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»). Медленно выпрямиться и отдыхать в течение пяти дыхательных циклов. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.

Энергетизированное дыхание («Задувание свечи»)

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и задерживать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой. Сделать три коротких редких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу: «фу-фу-фу». Во время упражнения корпус держать прямо. Отдыхать в течение пяти дыхательных циклов.

Стимулирующие «шипящие» дыхание

Вдох делается через нос в естественном темпе, выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как при произнесении звука «С». Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему воздуху.

Методика проведения дыхательной гимнастики для детей

Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли. Поэтому помещение, в котором находиться ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено.

Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Дыхательную гимнастику в дошкольном возрасте рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошем проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, желательно в утренние часы (не ранее чем через час после приёма пищи). Продолжительность занятий – от 10-12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий.

В основе методики проведения занятий я использую специальные статистические и динамические дыхательные упражнения на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ооо, ууу, шипящих согласных (ш, ж, и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет и т. д.) Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2 : 1. нагрузка постепенно увеличивается.

В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, игрушек; начинать следует с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. Необходимо контролировать, чтобы ребенок вдыхал только через нос.

Для достижения хорошего эффекта я провожу консультации с родителями о методике проведения дыхательной гимнастики, чтобы они могли заниматься с детьми дома.

Кроме дыхательной гимнастики я применяю точечный массаж, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, бронхов и др. органов. Под действием точечного массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей я провожу точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности внутренних органов.

Точки, которые следует массировать при ОРЗ (рис. 1)

Точка 1. Она связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение (15 раз в одну и 15 раз в другую сторону).

Точка 2. Регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям (15 раз в одну и 15 раз в другую сторону). Если вилочковая железа увеличена, то массировать ее нельзя.

Точка 3. Область коренных клубочков нижней челюсти. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани (15 раз в одну и 15 раз в другую сторону).

Точка 4. Шейный узел надо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регуляторами деятельности сосудов головы, шеи, туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата (15 раз).

Точка 5. Она расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка.

Точка 6. Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит (15 раз в одну и 15 раз в другую сторону).

Точка 7. Улучшает кровообращение в области глазного яблока и лобных отделов мозга (15 раз в одну и 15 раз в другую сторону).

Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибу-лярный аппарат (15 раз в одну и 15 раз в другую сторону).

Точка 9. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этой точки нормализуются многие функции организма. Большой палец в центре ладони, а указательным массировать тыльную сторону ладони между указа-тельным и большим пальцами.

Массаж надо делать 3 раза в день.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный конспект занятия с использованием оздоровительной дыхательной гимнастики и точечного массажа для детей средней группы.

1. Ходьба по кругу на носках, высоко поднимая колени, прыжки на двух ногах с продвижением вперед (1-3 мин.) Следить за осанкой (спина прямая, смотреть вперед).

2. Точечный массаж.

3. И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- поднять руки вперед; 2- хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп»; 3- развести руки в стороны; 4- опустить руки вниз (3-5 раз). Следить за правильной осанкой.

4. И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1- повернуться вправо («тик»); 2- вернуться в и. п. ; 3- повернуться влево («так»); 4- вернуться в и. п. (6 раз).

5. И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- присесть, вытянув руки и сказав «маленькие»; 2- встать, сказав «большие» (5 раз). Спина прямая, на слове «маленькие» сделать выдох.

6. Бег, руки в стороны, жужжать, как жучки («ж-ж-ж») (1-2 мин.)

7. Снять обувь, лечь на спину. Быстро шевелить пальцами рук и ног (5 раз). Дыхание произвольное.

8. И. п. – то же. 1- поднять руки, сделать вдох; 2- опустить руки, сказать «вниз», сделать выдох (5 раз).

9. И. п. – лежа. Поднять правую руку и ногу вверх, опустить; потом левую руку и ногу; опустить; руки и ноги вместе (6 раз). Дыхание произвольное.

10. И. п. – лежа, руки на поясе «Велосипед». Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях и тазобедренных суставах (1-2 раза). Дыхание произвольное.

11. И. п. – лежа, руки в замок. Сесть, встать (2-4 раза). Дыхание произвольное.

12. И. п. – лежа на животе. Делать плавательные движения, касаясь руками и ногами пола, потом не касаясь (2-6 раз). Дыхание произвольное.

13. И. п. – лежа на животе, руки вперед. Прогибаться, приподнимая голову (ноги не сгибать) (3-4 раза). Дыхание произвольное.

14. И. п. – сесть по-турецки. Руки поднять вверх, потянуться, дуть, произнося «у-у-у» и опуская руки (4-5 раз).

15. Дыхательные упражнения; сделать вдох и на выдох: подуть на одуванчик «фу-фу-фу», подразнить гусей «га-га-га», помяукать, покаркать (1-3 раза).

16. Глубоко вдохнуть и на выдохе говорить: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка» (3-5 раз). Проверить дыхание у 3-5 детей.

17. Сидя, надувать резиновые мячи (1-2 раза). Начинать с 3-4 выдохов, постепенно довести их до 10.

18. Спокойная ходьба на месте (30-40 сек.)

Дыхательная гимнастика

«Мы строим дом»

1. «Поднимаем кирпичи». И. п. – ноги врозь, руки опущены, колени расставлены. 1- вдох; 2- выдох, наклон туловища вперед, пальцы в кулак «ух»; 3- вдох; 4- вернуться в исходное положение.

2. «Кладем раствор». И. п. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1- вдох; 2- выдох, поворот туловища вправо (влево, наклон правой (левой) рукой в сторону, назад, вперед; 4- вернуться в и. п.

3. «Белим потолок». И. п. – ноги врозь, руки опущены. 1- вдох, поднять правую руку вверх – назад; 2- выдох, опустить правую руку; 3- вдох; 4- выдох, вернуться в и. п.

4. «Наклеиваем обои». И. п. – основная стойка – руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1- вдох; 2- выдох, подняться на носки, руки прямые вверх; 3-вдох; 4- выдох, вернуться в и. п.

«На море»

1. «Какое море большое». И. п. – основная стойка – ноги вместе, руки опущены. 1- вдох, руки в стороны вверх, подняться на носки; 2- выдох, руки вниз, опуститься на стопу «Ах!»; 3 и 4 повторить, как 1 и 2.

2. «Чайки ловят рыбу в воде». И. п. – ноги врозь, руки опущены. 1- вдох, наклон туловища вперед, руки в стороны; 2- выдох; 3-4 повторить, как 1 и

3. «Створки раковины раскрываются». И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- вдох, живот втянуть; 2- выдох, сесть с прямыми ногами, живот выпятить «ш-ш-ш»; 3- вдох, живот втянуть; 4- выдох, вернуться в и. п.

4. «Пловцы». И. п. – ноги врозь, руки опущены. 1- вдох, левую руку поднять; 2- выдох, наклон левой рукой вперед, вниз; 3- вдох, правую руку поднять; 4- выдох, наклон правой рукой вперед, вниз.

5. «Дельфин плывет». И. п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1- вдох; 2- выдох, наклон вперед, правым локтем коснуться левого согнутого колена; 3- вдох, и. п. ; 4- выдох, наклон вперед, левым локтем коснуться правого согнутого колена, вернуться в и. п.

Литература

1. Зинатулин С. Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. Методическое пособие – М. : Айрис-пресс, 2007

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 2005

Публикации по теме:

Консультация «Основные правила техники безопасности на качелях для детей 2–3 лет»Консультация «Основные правила техники безопасности на качелях для детей 2–3 лет» «Основные правила техники безопасности на детских качелях». Крылатые качели - дарят чувство полета, от которого замирает дух: и страшно,.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности»Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности» С установлением теплых и солнечных дней увеличивается количество детей, подростков и взрослых, использующих двухколесные транспортные.

Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей.Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей. Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей. Когда иммунная система ребенка плохо работает, это.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Рекомендации для воспитателей «Основные техники рисования с детьми с РАС» Считается, что рисование ладонями и пальцами способствует развитию осязательного чувства, гибкости пальцев, снимает напряжение, служит профилактикой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие-практикум для воспитателей «Особенности дыхания детей. Основные правила овладения дыхательной гимнастикой»
Опубликовано: 30 января 2023 в 20:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД