МААМ-картинки

Конспект занятия практикума «Знакомство с русской избой»

Юлия Щербинина
Конспект занятия практикума «Знакомство с русской избой»

Тема: «Знакомство с русской избой»

Цель: познакомить детей с традициями русского народа и предметами старинного русского быта.

Задачи:

Обучающая: формировать представления детей о жизни на Руси, о крестьянской избе.

Развивающая: развивать внимание, связную речь, память, логическое мышление.

Публикация «Конспект занятия практикума „Знакомство с русской избой“» размещена в разделах

Воспитывающая: воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним, доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

Оборудование: комната русского быта.

Методы и приемы: Словесный: беседа, художественное слово.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта: русская печь, чугунок, ухват, утюг, лапти, люлька, самовар.

- разучивание пословиц, загадок, колыбельных песен.

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Организационный момент.

Воспитатель: Милости прошу в избу. Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.

(Дети заходят, рассаживаются на скамейках).

Воспитатель: Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

Расскажу-ка я вам сказку.

Как в старину жили, жили, не тужили.

Воспитатель: Знаю, что вы очень любознательный народ, все-то вам интересно, все-то хотите знать. Не так ли?

Обращает внимание детей, что в избе много старинных вещей. Предлагает осмотреть всё вокруг.

2. Основная часть

Воспитатель: о чем эта загадка? Угадайте-ка, ребятки! И постарайтесь найти этот предмет в нашей комнате.

Ребенок: «Пузатая старуха

Углём набила брюхо

А белая коса

Потянулась в небеса».

( Ответы детей: русская печь)

Воспитатель: Печка русская! Стоит в избе широкая, да ладная. Половины избы почти занимает, а людям и не жаль для неё места, готовы они ради неё и потесниться. А еще говорят, что печь – это сердце дома.

- А почему, ребята? Как вы думаете?

( возможные варианты ответов детей: потому, что от неё тепло, на ней можно готовить еду и т. д.)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинала растапливать печь. Печка – деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, каши, пекли пироги и хлеб.

Воспитатель: Вспомните, ребята, какие пословицы сложил народ про печь:

дети вспоминают пословицы и поговорки

- Без печки и хата не хата.

- Мала печка, да тёпленька.

- Где жарко, там и варко.

Воспитатель: Ребята, слушайте следующую загадку.

Ребенок: «Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля,

Где там, в печке уголек

Кашу сварит. (чугунок).

Дети узнают чугунок и называют его, рассказывают, для чего он нужен.

Воспитатель обращает внимание детей на предмет, стоящий в углу.

Воспитатель: Кто знает, что это стоит возле печки в уголочке?

Ребенок: «Вот в моих руках ухват

Рассуждал: - Я парень хват!

Надобно таких беречь,

А меня чуть что - так в печь.

(ответы детей)

Воспитатель: А зачем нужен ухват? Как вы думаете? (ответы и рассуждения детей)

Воспитатель показывает детям, как работать ухватом.

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. (предложить детям попробовать поработать с ухватом).

( Воспитатель предлагает детям обратить внимание на утюг: чугунный старинный).

Воспитатель: В чём сходство и в чём отличие старого утюга от современного утюга?

(Дети делают свои выводы)

(Воспитатель ставит утюг на печь и обращает на это внимание детей)

- А зачем я утюг на печь я поставила?

(ответы и рассуждения детей)

- Кто хочет попробовать его подержать?

(Ребёнок поднимет утюг, убеждается, что он тяжёлый.)

Воспитатель утвердительно: Да, утюги были чугунные, тяжелые, рученьки отмотаешь. Нагревали их углями. Когда топилась печка, хозяйка выгребала крупные, недогоревшие угли и откладывала их в горнушку (открывает и показывает детям, закрывали крышку и долго махали этой тяжелой штуковиной вправо-влево, вперед-назад, чтобы угли разгорелись. Можно было раздувать сквозь дырки по периметру утюга (показывает)

- А как определить нагрелся утюг или нет?

(ответы и рассуждения детей)

- Да, ребята, готовность определяли просто: быстро коснуться рукой подошвы утюга.

Можно было гладить тут же, пока угли горячие, но не четыре же руки у хозяйки! Поэтому и ставили на печь, чтобы утюг дольше оставался тёплым. Ведь у хозяйки дел немало…

Воспитатель: А то, что я сейчас достану из сундука, вы узнаете, угадав загадку.

- «Два котика, четыре хвостика» (Лапти)

В древние времена самой распространенной обувью были лапти. Лапти очень мягкие, ноги в них «дышат», потому что, через дырочки плетения проходит воздух. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. Лапти плели из шкурки ствола липы.

Воспитатель: Есть у меня еще для вас хитрая загадка:

Ребенок: «В них упрячешь две ноги-

И в мороз гулять беги.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром - в садик,

Днем - домой. (валенки)

(ответы и рассуждения детей)

Воспитатель: Да, ребята это валенки. Валенки и в настоящее время очень нужны нашим ножкам зимой в морозы, в них тепло и комфортно.

Воспитатель подходит к люльке, качая, поё т:

Воспитатель: «Баю-бай, баю-бай!

Ты собаченька, не лай!

Бел о лапа, не скули!

Мою детку не буди.

- А вы знаете колыбельные песенки, кто мне поможет малыша убаюкать?

Дети помогают, поют колыбельную. Кто знает, остальные помогают.

Воспитатель рассказывает детям, что раньше укладывали малышей спать в люльку. Люльку еще называют качкой, зыбкой, колыбелькой.

- А почему её так называли? (Ответы детей)

- Чаще всего её крепили к потолку, потому что не нужно было стоять и качать люльку, достаточно было всего один раз качнуть она, потом долго находилась в движении, убаюкивая малыша. А хозяйка тем временем занималась работой по дому.

Воспитатель обращает внимание детей на большой стол.

- Столы в избах были большие, потому что и семьи были немалые: папа, мама, бабушка, дедушка и детей человек 5. Сколько всего? (Девять).

- Самый главный в семье был самый старший мужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, много повидал, много знает. Как дед скажет, так и будет.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а это что такое?

Ребенок: «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая». (Ложка)

В семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Воспитатель предлагает ребятам попробовать поиграть на ложках.

Воспитатель: Ребята, а когда все дела сделаны люди очень любили вечерами собираться за столом и пить чай.

Ребенок: «Выпускает жаркий пар

Древний чайник … (самовар)

Воспитатель: В этом слове ребята спрятались целых два слова. Какие? (Ответы детей)

- Молодцы догадались, да, в этом слове спрятались сразу два слова: сам и вар (сам варит, поэтому этот предмет и называется самовар.

За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стоял символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

3. Практическая часть.

Воспитатель:

- Понравилось вам в гостях? И мы с вами сегодня, как в старые времена соберемся за большим столом и попьем чаю с конфетами. (Дети проходят за большой стол для чаепития)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с русской избой» Тема: «Знакомство с русской избой» Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект НОД «Знакомство с русской избой» Вид НОД: социальный мир и лепка. Возрастная группа: средняя. Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с русской печкой» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию Тема: «Знакомство с русской печкой» Цель: способствовать формированию представлений.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой»Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с русской избой» Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства детей среднего дошкольного возраста с русской избой. Задачи: • продолжать.

Конспект совместной деятельности с воспитанниками первой младшей группы «Знакомство с русской избой» Конспект совместной деятельности с воспитанниками первой младшей группы Тема: «Знакомство с русской избой» Провела: воспитатель.

Конспект занятия «Знакомство с крестьянской избой» Конспект занятия  «Знакомство с крестьянской избой» 2-я младшая группа Программные задачи: 1. Познакомить детей с понятием домашняя.

Конспект «Знакомство с русской культурой зимой на примере игрушки-матрешки» Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки».

Конспект занятия с детьми 3–4 лет «Знакомство с русской народной сказкой «Три медведя» Ознакомление детей 3-4 лет с художественной литературой. Конспект занятий «Знакомство с русской народной сказкой (Три медведя)». Цели:.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «В гости к бабушке Забавушке» Знакомство детей с русской народной культурой «В гости к бабушке Забавушке» Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия практикума «Знакомство с русской избой»
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 05:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД