Татьяна Назарова
Занятие в старшей группе «Русская изба. Посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе
«Русская изба. Посиделки»
Цель. Познакомить с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.); знакомить с народными умельцами, с одним из видов народного творчества - павловопосадской росписью платков; учить составлять узор на разных материалах (бумага, ткань, красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение наших предков к природе.
Публикация «Занятие в старшей группе „Русская изба, Посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Предварительная работа. Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением деревянных строений, деревенских изб, теремов. Беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилищ (изб) и изго-товления домашней утвари. Знакомство с разными видами росписи (городецкой, хохломской, жостовской, рассматривание павловопосадских шалей, платков. Обсуж-дение опыта наблюдений детей за растениями, в том числе цветущими, на участке, в уголке природы, во время экскурсий в лес. Организация и материал. Первая часть занятия проводится в «Русской избе», вторая - в изостудии, в которой подготовлены прямоугольные и квадратные листы бумаги разных оттенков, отрезы ткани разных цветов, кисти, краски, клей.
Ход занятия
Первая часть
Хозяйка избы (воспитательница, одетая в русский народный костюм). Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
Теплый дух идет от печки,
А в углу сундук стоит.
Много он добра хранит.
Дети рассаживаются по лавкам. Хозяйка знакомит их с избой, с предметами старины : прялкой, печью, сундуком, посудой. Показывая прялку, интересуется: знают ли дети, что это такое?
Дети. У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься. Хорошо прядешься - весело поешься.
Затем дети под баян исполняют русскую народную песню «Прялица».
Хозяйка. В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи, Долгими зимними вечерами горела на столе свечка - ведь электричества тогда еще не было, девушки пряли и пели пасни. "Исполняет русскую народную песню «Пряха» («В низенькой светелке огонек горит», загадывает загадки.
Летом спит,
Зимой горит
Пасть открывает,
-Что дают - глотает. (Печь.)
Бабушка седа, бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Про бабушку забывают. (Печь.)
Хозяйка. В каждой избе была печь -печка-матушка, печка-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдает,
А сам в угол идет. (Ухват.)
Хозяйка. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. А вы любите, когда вас угощают? Я хозяйка добрая, люблю гостей встречать, угощать! И вас сегодня угощу!
Подводит детей к сундуку, который «много добра хранит». Рассказывает: раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили вещи. Достает из сундука и демонстрирует вышивки, рушники, скатерти, салфетки, подзоры. Показывает красивые павловопосадские шали, платки. Дети рассматривают, любуются, девочки примеряют платки.
Хозяйка. А какой праздник скоро будет?
Дети. Мы готовимся встречать Масленицу. Хотим устроить праздник и для кукол.
Хозяйка предлагает сделать для них подарки - красиво расписать платки. Провожает детей в изостудию.
Вторая часть
Воспитатель напоминает детям о том, что существуют различные виды народного декоративно-прикладного искусства, предлагает еще раз рассмотреть павловопосадские платки, отмечает особенности узора (крупные и мелкие цветы, листья, травинки).
Воспитатель. Мастера и умельцы изображали на своих изделиях цветы, красивые листья. Почему? Потому что деревни были окружены лесами. Наши предки их любили, ценили красоту природы, переносили ее на свои изделия.
Воспитатель предлагает детям изготовить красивые платки для кукол. Каждый ребенок продумывает, как будет делать платок, выбирает материал (ткань, цветная бумага, цветной картон). Педагог по необходимости помогает детям, советует, подсказывает. Дети рисуют под русскую народную музыку.
В конце занятия всех приглашают к столу в «Русской избе» - угощают чаем из самовара, сушками, сухарями.