МААМ-картинки

Занятие в старшей группе по этнокультурному воспитанию «Мордовские узоры»

Галина Милаева
Занятие в старшей группе по этнокультурному воспитанию «Мордовские узоры»

Цель: Продолжать формировать представления о малой родине - республике Мордовия, как о части большой России, знакомить детей с историей мордовского народа, мордовским народным костюмом, узорами.

Задачи:

«Познание» : Расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления.

Публикация «Занятие в старшей группе по этнокультурному воспитанию „Мордовские узоры“» размещена в разделах

«Речевое развитие» : Развивать связную речь детей, умение участвовать в беседе, отвечать полным ответом, обогащать словарь детей (лучина, панар, панго, икельга паця, пулай, сюлгамо, каркс)

«Художественное творчество» Знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, ввести название элементов – «восьмиконечная звезда», «роговидный узор», развивать интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.

«Коммуникация» : Воспитывать у детей уважение, познавательный интерес истории, культуре и традициям Мордовии.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание и рассказывание стихотворений о Мордовии, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры.

Материал и оборудование: Презентация, кукла Алдуня в национальном костюме, лучина, 2 мольберта, аудиозапись мордовских и русских мелодий, «Звуки природы», лапти для игры, фартуки, нарукавники. Заготовки для индивидуальной работы: губка, тарелочки с гуашью, разовые тарелки, тканевые салфетки для нанесения узора, трафареты элементов мордовского узора, влажные салфетки.

Методические приемы: Показ, объяснение, практические действия, игровой, сюрпризный момент, нетрадиционная техника рисования – печать по трафарету, слушание мордовских мелодий.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель и дети в мордовском народном костюме.

- Шумбратадо, эйкакшт!

- Шумбратадо, Галина Николаевна!

- Ребята, как красиво, уютно в нашем зале. Давайте улыбнемся гостям, нашей любимой кукле Алдуне и поздороваемся с ними.

- Шумбратадо, вечкевикс инжеть!

- Шумбрат, кукла Алдуня!

- Здравствуйте, все!

В группе раздаётся негромкая русская народная музыка (в аудиозаписи).

Вводная беседа

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о Мордовии, ее истории, культуре, традициях, мордовском народном костюме и познакомимся с новыми элементами мордовского узора, которыми мы украсим салфетку.

- Но сначала, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем?

- Наша страна называется Россия.

- Какой главный город России?

- Главный город (столица) нашей Родины – Москва.

- Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия, Русь.

- Россия – это наша Родина.

- Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились… в поселке Атяшево. Значит, это ваша малая родина.

- Как называется республика, в которой мы живем?

- Мордовия.

- Какой главный город в нашей любимой Мордовии?

- Город Саранск.

- Саранск – столица Республики Мордовия. (дети садятся)

Основная часть

- Да, ребята, мы живем с вами на Мордовской земле. Люди разных национальностей живут в Мордовии : русские, татары, есть и грузины… Но коренными, т. е самыми древними жителями Мордовии являются мордва. У каждого народа свой язык, свои танцы, песни и свой народный костюм. Но их объединяет то, что они дружно живут и трудятся на родной земле, в Мордовии и прославляют своим талантом могучую страну Россию.

А как все начиналось, как зародился мордовский народ? Я вам сейчас расскажу одну интересную древнюю легенду. (звучит морд. мелодия)

Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

И сейчас живет и процветает народ мордовский на земле Российской.

- Ребята, хотите узнать как раньше жили мордва?

Раньше в одном доме жило много людей. Дружно, весело и интересно жили наши предки. Вечерами мужчины плели из лыка лапти, подшивали валенки. Лапти были основной обувью наших предков. Их носили и мужчины, и женщины, и дети. Шли годы, всё менялось. Сейчас уже никто лапти не носит. Наши предки были не только трудолюбивые, но и веселые люди. Они очень любили игры. Я предлагаю вам поиграть. (встают в хоровод, Алдуня тоже играет)

Физкультминутка «Мордовская игра «Лапоток»

(Под мордовскую музыку дети передают лапоть. У кого остается лапоть после окончания музыки, тот танцует в лапте под музыку).

Раньше не было электричества. С наступлением темноты в избах зажигали лучину (показываю лучину) и под мордовские песни начинали работать. Женщины ткали полотна для приготовления одежды. Девушки занимались рукоделием: делали из ниток кукол своим младшим сёстрам, вышивали одежду, вязали, шили. Одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. Мордовскую национальную одежду и изделия, вышитые мордовскими узорами шьют на фабрике «Мордовские узоры» в Саранске.

- Ребята, наша Алдуня - мордовочка. Она, как и мы одета в мордовский национальный костюм! Давайте рассмотрим ее наряд, а заодно и свой. (дети встают полукругом)

- Во что одета Алдуня?

- Это рубаха – по мордовски – панар (повторяют хором).

- Какими узорами украшена рубаха?

- Она украшена мордовскими узорами.

- По народному поверью, узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. «Оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах. Где мы видим узоры? (ответы детей).

Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.

Передник – икельга паця. Он также украшен узорами мордовской вышивки.

Пояс – каркс. Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.

Набедренное украшение – пулай. Украшен вышивкой, бусинками и бисером.

Нагрудное украшение –сюлгамо. Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.

Головной убор – панго. Также украшен ленточками, вышивкой, бусинками, бисером.

- Какие цвета присутствуют в вышивке? (ответы детей)

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, желтый – тепло и ласку, зеленый – радость, черный – богатство.

Так же в мордовском орнаменте присутствует белый цвет, который символизирует жизнь, добро и чистоту.

- Вот мы с вами узнали, из каких частей состоит мордовский костюм. Такой наряд, ребята, одевают только по праздникам. (дети садятся)

- Ребята, давайте вспомним, с какими элементами мордовского узора мы знакомы? (ответы детей)

- Ромб, крест, треугольник, галочка, квадрат, елочка, ступеньки, зигзаг.

- Все эти элементы мордовского орнамента встречаются не только на одежде, но и на посуде, глиняных игрушках, сувенирах, скатертях, салфетках, дорожках.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми элементами мордовского узора.

Практическая работа

Но сначала я вас попрошу надеть фартучки и нарукавники, пройти в нашу творческую мастерскую. Хотите побывать в роли художников? Мы будем украшать салфетку мордовским узором. Но каким, узнаем позже. Посмотрите внимательно на трафарет.

- Где будет наш узор на салфетке? (в центре и по углам)

- Какого цвета наша салфетка?

- Какого цвета будет узор?

- Рисовать мы будем…губкой.

- Прежде чем приступить к украшению салфеток, скажите, как надо работать с красками.

- Аккуратно. Не надо брать много краски, макать губку осторожно.

- Одной рукой придерживаем трафарет, другой – примакиванием наносим краску.

Испачканные пальчики вытираем влажной салфеткой и кладем в тарелку рядом с краской.

Пальчиковая гимнастика.

«Разогреем ладошки»

«Подружим пальчики»

- Итак, ребята, приступаем к работе. (индивидуальная помощь)

- А теперь, ребята, осторожно снимаем прищепку, трафарет кладем в тарелку. Руки вытираем влажной салфеткой.

- Подуем на салфетку, чтобы краска быстрее высохла. (воспитатель вывешивает работы на мольберт)

- Ребята, такой у вас получился узор?

- Узор в центре называется роговидный, а по углам – восьмиконечная звезда или розетка.

- Роговидный узор в символизирует деревья, траву.

- Розетка – символ солнца. Он имеет четыре части и точно указывает на стороны света.

- Все встаньте, пройдите вперед. (встают полукругом, в центре Алдуня)

Засияли на салфетках

Яркие как зори.

Красивые, нарядные

Мордовские узоры.

Вы настоящие мордовские мастера.

Ребята, я думаю, наши салфетки будут отличным подарком для наших гостей. Пусть они высохнут и мы их подарим.

Итог занятия

- Ребята, скажите мне, какими узорами мы украсили наши салфетки? Чем?

- Мы использовали способ рисования – печать по трафарету.

- С какими новыми узорами познакомились? (роговидный, розетка или восьмиконечная звезда)

- Что украшают мордовскими узорами?

- В какой республике мы живем?

- Какие народы живут в Мордовии?

- Вам понравилось занятие?

- Что понравилось больше всего?

- Спасибо, ребята, вы мне тоже понравились. Спасибо, уважаемые гости за внимание. До свидания.

- Сюкпря тенк! Вастомазонок! (воспитатель и дети)

Прикреплённые файлы:

mordovskie-uzory_ks89s.pptx | 5069,36 Кб
 
Публикации по теме:

Выставка работ «Пасхальные узоры» в старшей группе детского садаВыставка работ «Пасхальные узоры» в старшей группе детского сада Фотоотчет выставки работ «Пасхальные узоры» в детском саду «Золотой ключик» в старшей группе Подготовил: воспитатель Балихина Н. С. Пасха.

Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию «Разноцветная осень» в старшей группе Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию «Разноцветная осень» в старшей группе Цель: Развивать эстетические чувства детей, чувство.

Использование техники нетрадиционного рисования в старшей группе «Морозные узоры»Использование техники нетрадиционного рисования в старшей группе «Морозные узоры» Использование техники нетрадиционного рисования в старшей группе "Морозные узоры" Воспитатель Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки".

Комплексное занятие в старшей группе по социально-нравственному воспитанию «Что такое доброта?»Комплексное занятие в старшей группе по социально-нравственному воспитанию «Что такое доброта?» Форма организованной образовательной деятельности. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: Обобщить и систематизировать.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Гжельские узоры»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Гжельские узоры» Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с гжельской росписью» Воспитатель Ковалевская Л. Н. Задачи: Образовательная: познакомить.

Мордовские посиделки. Сценарий развлечения в старшей группе Оформление зала: деревенская изба с русской печкой, столами, лавками. На столе крынки, самовар, чайная посуда. Рядом с печкой стоит прялка.

Открытое интегрированное занятие по нравственному воспитанию «Доброта и дружба» в старшей группе Цель: поддержание и развитие дружелюбных отношений в коллективе детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей о значении слов: добро, доброта,.

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма.

Проект по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В гости к нам приходят наших предков сказки» ПРОЕКТ по этнокультурному воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «В гости к нам приходят наших предков сказки». В.

Занятие по гендерному воспитанию в старшей группе «Сказочная страна мальчиков и девочек» Программное содержание: — Содействовать стремлению воспитанников утвердится в половой принадлежности, выполнять задания с учетом традиционных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе по этнокультурному воспитанию «Мордовские узоры»
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 20:41
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД