Наталия Пономарева
Занятие вокального кружка с использованием здоровьесберегающих технологий «Весёлые нотки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие вокального кружка с использованием здоровьесберегающих технологий «Весёлые нотки».
Цель: показать результаты музыкального образования детей и способы их достижения на примере вокального занятия с детьми кружкового обучения.
Задачи в обучении:
- формирование певческих умений и навыков;
- выработка правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции;
Публикация «Занятие вокального кружка с использованием здоровьесберегающих технологий „Весёлые нотки“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Темочки
- исполнение песни разными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
- закрепление умения петь с помощью дирижёра.
Задачи в развитии:
- развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку;
- развитие внимания, мышления, памяти;
- развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
Задачи в воспитании:
- воспитание усидчивости и силы воли;
- воспитание самостоятельности, активности, чувств товарищества.
Оздоровительные задачи :
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
- формировать правильную осанку.
(Под музыку «Марш» дети входят в зал, образуют круг).
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята».
М. Р: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Вы не дети, а нотки. У каждого из вас на руке одета резиночка с ноткой и, таким образом, вы будете учить себя петь чисто, слаженно, дружно, но и учить этому остальных детей – ноток. Посмотрите, какая на улице хорошая погода, солнечное, доброе утро. Вот и мы начнём наше занятие с валеологической распевки «Доброе утро», которая поднимет настроение и наст всем нам заряд бодрости на весь день.
(Исполнение попевки).
М. Р: А сейчас мы вспомним наши двигательные упражнения. Расслабьтесь, ноги на ширине плеч. Такая позиция будет исходной для каждого упражнения.
1 упражнение «Пружинки». По моей команде «вверх» - поднимаемся на носочки, «вниз» - медленно опускаемся. Выполним 3 раза. Так у нас отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.
2 упражнение «Пиджачок». Описываем полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем – вперёд, как будто надеваем.
3 упражнение «Рынок». Наклонить корпус вниз, ноги держать прямыми, руки расслабленно повисли, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз и поднимать с усилием, затем резко бросить на выдохе и расслабиться. Можно представлять яблоки, дыню.
(Под «Марш» дети садятся на стульчики).
М. Р: Сядьте ровно. Руки положите на колени, спина прямая. Ребята, а чтобы нотки хорошо и красиво звучали, их необходимо обучать правильному дыханию. Итак.
Упражнения на развитие дыхания.
1 упражнение «Хомячок». Корпус слегка наклонён вперёд, плечи расслаблены, руки на животе. Пошмыгать носом с закрытым ртом.
2 упражнение «Собачке жарко». Часто подышать носом с высунутым языком.
3 упражнение «Паровозик». Глубокий вдох через нос – «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» - закрыли воротики. Для наглядности можно помогать себе руками – открывать и закрывать воротики. Следить за тем, чтобы плечи у детей не поднимались.
4 упражнение – игровое - «На одном дыхании». На счёт от 1 до 10 будем проговаривать на одном звуке, растягивая дыхание, начиная от шёпота до крика. Так мы вырабатываем непрерывное дыхание и динамику.
Распевание.
Готовность к занятию – песня «Петь приятно и удобно».
Ну вот, теперь наши нотки буду всегда правильно дышать при пении. Начнём с распевки «У кота – воркота». Следим за осанкой: плечи должны быть опущены, спина прямая. (Тренируем пропевание согласных, мягкий вдох, перенос согласного к другому слогу, навык пения «легато»).
1 часть – пение с закрытым ртом;
2 часть – играем на металлофоне;
4 часть – пение со словами;
6 часть – с динамикой.
Следующей будет игровая попевка «Эхо». На запоминание слов и мелодии, формирование правильной интонации.
Пение.
М. Р. : А сейчас я вам спою новую песенку. Ваша задача – внимательно её послушать и сказать, о чём же в ней поётся.
Пою песню «Нотки-озорницы»
Ребята, вам понравилась песенка, о чем в ней пелось?
(О нотах)
Правильно, это песенка помогла нам перенестись в мир "Веселых ноток".
Если будешь ты, дружок, ноты знать любые,
Сможешь чисто ты пропеть песенки простые.
Нарисован чей-то дом, 5 линеечек есть в нем.
Кто подскажет мне друзья, чей же домик вижу я. (Домик для нот)
А кто помнит, как называется этот дом (нотный стан).
А вы знаете, друзья, чтобы нотки зазвучали,
Нужен ноткам свой начальник.
Познакомьтесь ключ скрипичный (показывает)
Командир для нот отличный.
Днем и ночью неустанно, он стоит в начале стана.
И всем нотам говорит: "Путь для музыки открыт"!
Сейчас мы споём 1 куплет песни по принципу «Эхо».
А сейчас мы поиграем в игру «Дирижёр». … будет показывать как нужно петь. Вы – хор, а она – дирижёр хора. (Поём стоя).
А какие же нотки вы запомнили? (Ответ).
Семь нот лишь есть всего на свете, ты запомни ноты эти.
Долго в памяти носи: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Хорошо. Переходим к следующей песенке, уже вам знакомой. Я вам её сыграю, а вы скажете мне её название.
Играю песню «Нотки – озорницы».
М. Р: Правильно. Но, прежде чем мы её исполним, проведём артикуляционную гимнастику для нашего язычка, чтобы он чётки и внятно проговаривал и пропевал все слова.
Артикуляционная гимнастика по методу О. Арсеневской «Котик Рыжик в детском саду» (сидя).
Следующая игра называется «Сломанный телевизор». (В конце песни). По моему сигналу вы замолкаете, продолжая при этом петь песню «про себя». По моей руке опять начинаете пение.
Важно не потерять интонацию, «включение» должно быть точным.
Встаньте около стульчиков. Сейчас мы её исполним все вместе.
М. Р: Теперь нам нужно немного отдохнуть. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Займи свой домик».
Хоровод-игра «Займи свой домик»
М. Р. : На этом наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с вами и с нашими гостями.
Пение «До свидания, ребята» - «До свидания, гости».
«Роль здоровьесберегающих технологий на занятиях вокального кружка».
Цель моей работы:
- подготовка голосового аппарата;
- развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.
В основе моей работы лежат методики: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика и фонопедическая методика развития голоса.
Первый этап на моих занятиях – это дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики. Она помогает при восстановлении певческого голоса, помогает избавиться от сутулости, формирует лёгкую походку, делает тело более гибким и пластичным.
Стрельниковская дыхательная гимнастика показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики.
Как метод лечения: ее нужно делать два раза в день: утром и вечером по 1200 вдохов-движений до еды или через час-полтора после еды.
Как метод профилактики: по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.
Учителям в середине урока рекомендуется «пошмыгать» с учениками по-стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность и легче усваивается материал.
Гимнастика Стрельниковой помогает избавиться от сутулости, формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и пластичным.
Основной комплекс
«Ладошки»
Исходное положение (и. п.) : станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды — пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
«Погончики«
И. п. : станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются ви. п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.
«Насос» «(«Накачивание шины)
И. п. : станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка — о. с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
«Кошка» («Приседание с поворотом»)
И. п. : Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии.
«Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)
И. п. : станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест на крест, ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).
«Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)
И. п. : станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох с «пола» — вдох с «потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!
При регулярных тренировках можно добиться великолепных результатов. Мои воспитанники с удовольствием выполняют несложные упражнения «Ладошки», «Насос», «Кошка». Благодаря этой гимнастики у детей развивается дыхание, они учатся брать правильный бесшумный вдох.
Следующий этап при подготовке к распеванию – артикуляционная гимнастика. Воспитанники, особенно первоклассники, с радостью выполняют упражнения «Хомяк», «Лошадка», «Самовар», «Котик рыжик». Этот вид работы не только подготавливает к дальнейшей работе, но и активизирует детей. Особенно интересно проводить такие упражнения перед зеркалом. Некоторые ребята с удовольствием выполняют роль показывающего, беря на себя функции лидера.
Главным этапом при распевании является фонопедический метод развития голоса (В. В. Емельянова). Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажёрных задач над голосом. Эти упражнения стимулируют мышцы, принимают участие в голосообразовании. При использовании фонопедических упражнений я, как педагог, добиваюсь следующего:
- расширение диапазона воспитанников;
- значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребёнка;
- усиление насыщенности звука.
В своей работе из 6 групп упражнений я использую три.
Это: артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения и голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческиой, певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат — саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.
Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.
1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.
2. ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).
Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдо слова, которые складываются в псевдо-фразы.
Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос — ответ»).
Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии — «штро — бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.
Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.
Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.
Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.
Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.
Основная цель упражнений — активизация фонационного выдоха, т. е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.
З. ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)
5 упражнение - «Волна».
6 упражнение - «От шепота до крика».
7 упражнение — «А!»
8 упражнение - «Крик — вой».
9 упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик — вой» на одном движении.
10 упражнение - «Крик — вой — свист».
11 упражнение - «Волна с криком чаек» (в одном движении упражнение (В одном движении упражнения № 9 и 10).
Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.
Данная система, которую я фрагментально использую, помогает в работе с трудно интонирующими детьми. Такой вид работы даёт положительные результаты, помогает детям найти «свой голос», даёт возможность почувствовать себя увереннее. Воспитанники понимают, что можно развить свой голос, если этого захотеть.
Следующий этап распевания – это использование всевозможных распевок: с закрытым ртом, на буквы и слоги, по трезвучию и на одном звуке, по принципу «Эхо». Когда я начинала работу в объединении, дети не понимали, для чего нужны распевки. Многие считали – петь можно и так, главное знать мелодию и слова. С прошествием времени ребята всё больше убеждаются в необходимости этого вида деятельности на занятии и уже сами проявляют инициативу, предлагая те или иные формы распевания, и с радостью откликаются на разучивание новых упражнений.
Таким образом, работая по данной теме, я вижу результат – изменение отношения воспитанников к обучению:
- положительная мотивация к музыкальной деятельности;
- рост активности воспитанников;
— позитивная динамика в исполнении произведений.
Подводя итог, можно сказать следующее: система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :
- валеологические песенки-распевки;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- оздоровительные и фонопедические упражнения;
- игровой массаж;
- пальчиковые игры;
- речевые игры;
- музыкотерапия.