Лучший педагог года

Конспект занятия «Жизнь на Крайнем Севере и в тундре»

Татьяна Кудинова
Конспект занятия «Жизнь на Крайнем Севере и в тундре»

Цели: рассказать о своеобразии жизни на Крайнем Севере и в тундре, приспособлении человека к жизни в суровых условиях; воспитывать интерес к научно-познавательной и художественной литературе.

НОД

Ребята, давайте вспомним сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой. Почему? (Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей). Она ничего не знала о Севере. .давайте ей поможем. (Вывесить карту России). В какой стране мы живём? (Показать границу). В России живёт много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь. Далеко, сколько не напрягай глаза, простирается пустынная голая местность. Нигде не видно высоких деревьев – только маленькие, карликовые ивы да берёзки изо всех сил жмутся к земле, раскидав во все стороны цепкие корни. Как подует сильный, холодный, ураганный ветер, заметёт пурга, закружит позёмкой – только держись! Так нет же – для кого-то даже негостеприимная на первый взгляд тундра – родной и любимый дом. На Севере зимой бывает долгая полярная ночью. Днём и ночью темно. Зимой можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние (показ картинки). На Севере есть места, где много-много километров тянется тундра. Повторите это новое слово – тундра (хором, индивидуально). В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками (картинка). Есть там карликовая берёзка. Почему, как вы, думаете - она называется карликовой (потому что она маленькая, низкорослая). Оттаивает только верхняя узкая полоса земли, а дальше вечная мерзлота. Она и не пропускает воду вглубь. Корни не могут прорастать через мерзлоту, поэтому растут карликовые берёзки.

Публикация «Конспект занятия „Жизнь на Крайнем Севере и в тундре“» размещена в разделах

Физминутка.

Какие ягоды растут у нас, и мы их собираем? (Земляника, малина, черника). А в тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы – брусника, голубика, морошка (картинки). Тундра подходит к северным морям (показ на карте). Каких животных вы знаете. (Картинки). Это знаменитый белый медведь, тюлень. Ещё в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца (картинка). Но больше всего там: олений. Их разводят народы, населяющие тундру, - якуты, эвенки и многие другие. У них профессия – оленеводы. (Повторите это слово). Живут они с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм – идут дальше, а за ними оленеводы. То место где живут оленеводы называется – стойбищем. Живут в стойбищах, в чумах. Чум делают из оленьих шкур (картинка). Его можно быстро разобрать и перевести на другое место. Олень – животное, которое кормит и одевает северян.

А сейчас поиграем в игру на воображение: «Мы попали на Север». Закройте глаза и представьте себе, что мы идём по глубокому снегу, скользим по ледяной горке, попали в пургу, встретили оленя. Откройте глаза! Что вы скажите оленю? Как выглядит олень? (Могучий, ветвистые рога, густая волнистая шерсть, недлинные ноги с широкими копытами). Чем питается? (мхом). Как вы думаете, можно ли нам на Севере встретить полярную сову? (Показать картинку).

Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят в морях и реках. Посмотрите, на картинку, скажите что это? (Сани). Эти лёгкие длинные сани называются нартами. Повторите это слово. Олени бегут по глубокому снегу, там, где нельзя проехать на лошади или автомобилю. Управляет оленями каюр. Мы знаем много профессий, узнали и ещё об одной. Что вы видите в руке каюра? Это длинный шест. Зачем, он ему? (Чтобы погонять олений). Везде много снега. Как вы думаете, людям холодно? (У них тёплая одежда). Из чего сшита одежда? (Из меха). Меховая одежда называется малица (из оленьего меха, мехом внутрь). Женщины рукодельницы в полярную ночь расшивают (одежду, рукавицы, игрушки) – бисером. (Возвращаемся в детский сад)

Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами помогли узнать девочке Жене о жизни народов Севера, о природе, о жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто живет на Севере»Дидактическая игра «Кто живет на Севере» Авторская дидактическая игра Борисовой С. А. студентки педагогического колледжа на тему Север. Дидактическая игра "Кто живет на Севере?".

Фотоотчет о занятии по рисованию с элементами аппликации «Где-то на крайнем Севере»Фотоотчет о занятии по рисованию с элементами аппликации «Где-то на крайнем Севере» Цель: расширить представления детей об окружающем мире и содействовать развитию творчества, воображения, фантазии. Задачи: Учить детей.

Конспект интегрированного занятия средней группы «Сохраним жизнь животным Красной книги» Светлана Шушерова Конспект интегрированного занятия средней группы «Сохраним жизнь животным Красной книги» Цель: Формирование целостной.

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию «Растения и жизнь на Земле»Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию «Растения и жизнь на Земле» Цель: Создать необходимые условия для ознакомления воспитанников ДОУ с растительным миром, а также формировать представления о роли растений.

Конспект занятия «Экономика — жизнь и игра» в старшей группе (5–6 лет) Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Конспект занятия «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» Посвящённое Дню матери для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитание уважения.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Мишка на севере»Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Мишка на севере» Задачи:познакомить детей с жизнью северных животных; продолжать обучать детей разным нетрадиционным техникам; медведи в технике печать.

Конспект занятия «Жизнь леса» в старшей группеКонспект занятия «Жизнь леса» в старшей группе Цель: формировать и закреплять знания у детей о лесе Задачи: • расширять представление детей о разнообразии растительного мира • дать знания.

Конспект занятия в старшей группе «Жизнь Белых медведей»Конспект занятия в старшей группе «Жизнь Белых медведей» «Жизнь белых медведей» Старшая группа 5-6 лет Цель: познакомить детей с жизнью белых медведей. Задачи: формировать знания о климатических.

Конспект занятия «Жизнь и труд казаков» Цель: -познакомить детей с орудиями труда казаков; -расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков; Задачи: -продолжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Жизнь на Крайнем Севере и в тундре»
Опубликовано: 21 августа 2022 в 14:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД