Конспекты занятий по обучению детей грамоте

ирина настенко
Конспекты занятий по обучению детей грамоте

Занятие №1.

Цель: закрепить знания детей о слове, развивать умение слышать и слушать произносимые звуки в словах. Ознакомление с термином звук, буква. Дать понятие о коротких и длинных словах.

Материал для занятия: шкатулка, мелкие карточки с предметными картинками, демонстрационные предметные картинки, кружки-фишки 2-х цветов, карточка длиной 10 см., карточка длиной 20 см, картинки с длинными словами и картинки с короткими словами, карточки с написанными словами.

1. Демонстрация на доске предметных картинок (любых).

Воспитатель предлагает детям назвать их. И отмечает,что всё, что мы сейчас назвали, произнесли называется… как?- правильно- слова. Их очень много. Только люди могут разговаривать друг с другом с помощью слов. Слов много,их нельзя сосчитать.

Давайте попробуем придумать много слов, кто больше. Игра

«Копилка слов».(дети придумывают слова и бросают в шкатулку, получая за это фишку)

2. Дети из чего строится дом? Правильно-из кирпичей. На какой дом понадобится больше кирпичей на 5-ти этажный дом или на 16-ти этажный дом?Молодцы. Правильно.

А слова все те, что мы произнесли состоят из звуков. Мы не знаем сколько на свете слов, а вот сколько звуков знают все школьники. И когда вы пойдёте в школу тоже об этом узнаете.

Слова как и дома тоже бывают с разным количеством звуков.

Если в слове мало звуков, значит оно короткое,например: ох, ах, ой, ай, шар, лес.

Если в слове много звуков, значит оно длинное,например:

машина, велосипед, медвежонок.

Дети, давайте, и мы с вами придумаем короткие и длинные слова. За каждое слово я вам буду давать фишку. У кого больше их соберётся, тот и победит (фишки двух цветов).

Игра «Копилка слов».

Скажу вам подсказку, что длину слова можно измерить. Для этого нужно медленно произносить слово и разводить в стороны руки. Чем дальше вы разведёте руки, тем длиннее слово.

1

3. А сейчас я вам расскажу один секрет, а вы обязательно запомните и не забывайте его. В руках у меня карточки, на них написаны слова. Слова пишутся буквами. Мы их видим глазами. Но эти слова можно и произнести вслух. Всё, что мы слышим ушами-это звуки, их нельзя увидеть,их можно только услышать.

А теперь повторим ещёраз:

1. Что у меня написано на карточке (буквы, если дети скажут слова,то следующий вопрос : из чего состоит написанное слово?- из букв).

2. Что я сейчас произношу, когда разговариваю с вами?-слова. Из чего состоят слова, которые я произношу? -из звуков.

4. А сейчас мы поиграем с вами в игру. Для этого вы должны взять свои картинки и разложить их на двух столах. На первом столе лежит короткая полоска- значит сюда вы кладёте картинки с короткими словами,а на этом столе лежит длинная полоска –значит сюда вы кладёте картинки с длинными словами.

А теперь мы с вами проверим правильно ли мы выполнили задание и посмотрим кто сегодня на занятии набрал больше всего фишек и получил заслуженное звание «Молодец».

Вот и всё,все звания мы раздали,а на следующем занятии мы с вами будем говорить о звуке и букве –Ж.

2

Занятие №2.

Цель: познакомить детей со звуком Ж и буквой его обозначающей, учить детей находить звук,часто встречающийся в словах предложениях,стихах, произносить слово чётко, выделяя голосом нужный звук. Закрепить длинные и короткие слова. Развивать мелкую моторику и пространственную ориентацию при работе в тетрадях.

Материал: предметные картинки со звуком–Ж (жук, ёжик, ножницы, лыжи, морж,игрушка Буратино, по 3 предметные картинки на каждого ребёнка,некоторые со звуком –Ж, фишки по 10 штук на каждого ребёнка.

1. На доске предметные картинки, в которых имеется звук–Ж.Игровая ситуация: Буратино расстроен-его не пустили в школу. Он пришёл за помощью к детям. Нужно выполнить 2 задания правильно, тогда Буратино попадёт в школу.

-Произнести предметы, нарисованные на картинках,чётко выделяя каждый звук.

(хоровое повторение).

-Назвать картинки, и определить какой звук встречается во всех словах.

После ответов стук в дверь (помощник воспитателя).Дети вы не знаете,кто здесь жужжит? Не пчела ли залетела?

Воспитатель: Не пугайтесь, Мария Ивановна. Это жужжат слова,которые дети произносят.

2. На столе у каждого ребёнка лежит по 3 картинки,в названии некоторых есть звук –ж.

Задание : выбрать те картинки, в названии которых есть звук Ж, поднять их, назвать чётко, выделяя звук.

3. Я загадываю вам загадки, а вы должны не только их отгадать, но и назвать слова,где встречается звук –Ж.

Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)

Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (петух)

Сейчас я скажу вам предложение,а вы назовите слова со звуком –Ж.

У Жени убежал ёж.

Дети называют слова и считают сколько их.

А теперь назовите в этом предложении длинные слова,короткие слова.

4. Сейчас мы шёпотом произнесём чистоговорку, повторяйте за мной.

3

Жа-жа-жа убежали два ежа.

жу-жу-жу–ежу кофточку вяжу.

Над Жорой жук жужжа кружит

От страха Жора весь дрожит.

А теперь произнесём вслух самостоятельно и найдём все короткие слова в чистоговорке

со звуком Ж (ёж, жук, жа-жа-жа, жу-жу-жу).

5. Внимательно послушайте стихотворение и назовите слова со звуком Ж. На каждое слово со звуком Ш откладывайте фишку,а потом назовёте слова, кто больше запомнил.

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

(С. Я. Маршак)

Бежит ёжик вдоль дорожек

Да скользит на льду.

Говорит ему лисица:

-Дай переведу

-У меня две пары ножек,

Сам я перейду.

(Чешская песенка. ПереводС. Я. Маршака)

6. Работа в тетрадях. Дети пишут печатную букву Ж или её элементы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Дидактические пособия по обучению детей грамотеДидактические пособия по обучению детей грамоте Звуковые дорожки,звуки–символы,домики для звуков. Такие пособия у каждого ребёнка на занятии по грамоте Дорожка звуков. Идём по дорожке.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей группе «Звук [п]» (урок 2) ЦЕЛИ Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • Добиваться четкой.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспекты цикла занятий по физической культуре в младшей группе «Ребята и зверята» Конспект 1 занятия «В гости к Мишке» Цель: упражнять детей в разных видах ходьбы, учить прыгать в обруч с места, упражнять в ползании внутри.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспекты занятий по обучению детей грамоте
Опубликовано: 13 марта 2020 в 15:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки