Борисенко Светлана
Зависимость интонации от фактуры произведения
▼ Скачать + Заказать документы
Чистота интонирования в пении зависит не только от интервального и ладофункционального строения мелодического или гармонического оборота, но также и от целого ряда других причин, из которых наиболее существенны следующие:
Метроритмическая структура и степень ее сложности: сложные ритмические движения осложняют интонирование.
Гармоническая структура изложения поддерживаемого аккомпанемента: чем яснее, проще гармонический язык, тем легче интонировать.
Мелодическая линия: плавное мелодия облегчает интонирование, наличие скачков,– усложняет.
Публикация «Зависимость интонации от фактуры произведения» размещена в разделах
Темп: в спокойных темпах интонирование менее затруднительно, нежели в быстрых.
Тесситурные условия: в крайних высоких и крайних низких регистрах чистое интонирование труднее, нежели в пределах рабочего диапазона.
Этим, однако, не исчерпываются моменты, влияющие в той или иной степени на чистоту пения. Дикция – вокальность литературного текста, дыхание – короткое или длинное, быстрота перемены дыхания, и т. п., акустические особенности помещения и даже выбор тональности произведения – все это может влиять на степень трудности, т. к. известно, что одни тональности для исполнения более удобны, другие менее удобны.
Интонационный настрой певца вырабатывается путем пения различных мелодических и упражнений с включением разнообразных интервалов.
Следует обращать внимание на точное попадание в ноту, добиваясь определенной позиции звука, правильного взятия, расходования и смены дыхания, четкого произношения букв и слогов и выполнения других элементов вокальной технологии.
Интересны советы М. И. Глинки, касающиеся вокальной техники и интонирования :
Попадать прямо в ноту, без "подъезда”. Сначала настраиваем ухо (внутренний слух, затем – поём.
Обращать больше внимание на верность, а потом на непринужденность голоса.
Петь не громко, не тихо, но вольно (свободно, приятно, с удовольствием).
Взяв ноту, держать ее в ровной силе, не делая crescendo (что гораздо труднее и полезнее).
В достижении чистого интонирования любой мелодии или любого сочетания интервалов следует находить логику интонационного мышления, ощущение ладово-гармонической основы, четкой ритмической организации, силы и динамики звучания, т. к. музыка – искусство интонируемого смысла.