Получи документы

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении

Елена Александровна Полякова
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении.

Полякова Е. А., воспитатель

МБДОУ Д/С №24 «Березка» г. Старый Оскол

« Здоровье не все, но без здоровья – ничто» - писал Сократ. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим   технологиям. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса  в ДОУ, это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Публикация «Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении» размещена в разделах

Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Одним из решений этой задачи и стала востребованная педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающая образовательная технология.

Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Педагоги учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

1 группа: технологии сохранения и стимулирования здоровья.  

динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)подвижные и спортивные игры; контрастная дорожка, тренажеры.

2 группатехнологии обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика; физкультурные занятия; бассейн; точечный массаж; спортивные развлечения, праздники День здоровья; ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).

3 группатехнологии музыкального воздействия (музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия)

4 группатехнология коррекции поведения.

Здоровье  человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Это определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Дошкольный возраст – особенно важный  и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Здоровый образ жизни это : благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддерживания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду :  детей, педагогов и родителей.

В нашем ДОУ разработана система «Технология здоровьесбережения», задачами которой являются: сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания; обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний; конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.

В нашей группе деятельность по оздоровлению воспитанников носит системный характер, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей. Например, мы создаем  предметную среду в группе и на участке для занятия физической культурой; условия эмоционального комфорта для общения с детьми и родителями. Воспитываем у детей желание быть здоровыми. Планируем и организуем с детьми индивидуальную работу по физическому воспитанию и развитию. Проводим комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, солевое, «дорожка здоровья», максимальное пребывание детей на воздухе). Планируем подвижные, народные игры. Осуществляем просветительскую работу среди родителей по проблеме здоровья детей. Обучаем родителей отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. Систематически проводим совместные спортивные  развлечения и  праздники детей с родителями, беседы, развлечения на тему: «Да здравствует, мыло душистое!», «Опасные игрушки», «Что я знаю о себе», «Опасные предметы дома», «О пользе овощей и фруктов» и др. Широко используем мониторинг физического здоровья детей. Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, но и для осуществления последующей коррекционной работы. Метод мониторинга на основе показателей физической подготовленности позволяет определить состояние опорно-двигательного аппарата и мышечной системы ребенка.

Педагогическими условиями здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.  

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:

- в физическом плане – умеет преодолевать усталость;

- в социальном плане -  коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, позволяет действовать в оптимальном режиме;

- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;

- в нравственном, в эмоциональном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Здоровье дошкольника во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Поэтому так необходимо в каждом ДОУ создать своё здоровьесберегающее пространство, отвечающее образовательным программам, используемых в детском саду.

Литература:

1. Воротилкина И. М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. -2004.-№1.-С. 114-117.

3. Науменко Ю. В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист. -2005.-№2.-С. 45-49.

 

Публикации по теме:

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учебном заведении Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении
Опубликовано: 13 октября 2020 в 21:06
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД