Приложение МААМ

Конспект занятия с детьми с ОВЗ «Жизнь, судьба и творчество А. С. Пушкина»

Елена Ластикова
Конспект занятия с детьми с ОВЗ «Жизнь, судьба и творчество А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ТЕМРЮКСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Конспект занятия

«Жизнь, судьба и творчество А. С. Пушкина. Пушкинский день в России. (Указ Президента РФ от 21.05.1997г. №506. «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня в России»).

Публикация «Конспект занятия с детьми с ОВЗ „Жизнь, судьба и творчество А, С, Пушкина“» размещена в разделах

Автор - составитель:

Ластикова Елена Степановна,

воспитатель.

пос. Светлый Путь Ленина

2021

«Жизнь, судьба и творчество А. С. Пушкина. Пушкинский день в России. (Указ Президента РФ от 21.05.1997г. №506. «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня в России»).

Цель: приобщение детей к богатству русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина.

Задачи:

-обобщать знания детей о творчестве А. С. Пушкина;

-способствовать накоплению эстетического опыта;

-воспитывать культуру речи у детей;

-обогащать и расширять словарный запас детей;

Методы и технологии:

-словесный (рассказ);

-игровые технологии;

-наглядный;

-здоровьесберегающие технологии;

-ИКТ (презентация, просмотр мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

Оборудование и материалы:

-ноутбук;

-презентация по теме;

-игра «Подскажи словечко»;

-книги (сказки, сборник стихов).

Возраст детей: 7-14лет (ОВЗ)

Ход занятия:

Есть имена, как сердце! Имена-

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине поэте,

Действительным в любые времена!

(И. Северянин)

Здравствуйте дети, сегодня мы с вами немного пройдем по жизненному пути великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина.

Родился Александр Сергеевич в Москве (26 мая) 6 июня 1799 года в дворянской помещичьей семье. Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838г.) принадлежал к древнему дворянскому роду, упоминаемому в летописях времен Ивана Грозного. Мать, Надежда Осиповна Пушкина(1775-1836г.) была внучкой Ибрагима Ганнибала-арапа Петра Великого. Так же у него были старшая сестра Ольга Сергеевна (1797-1868г.) и брат младший брат Лев Сергеевич (1805-1852г.) В детстве поэт жил у бабушки в селе Захаров. Бабушка, Мария Алексеевна, говорила о внуке, что он – любознательный мальчик. Она назначила ребенку няню из числа крепостных крестьянок, Арину Родионовну Яковлеву, которая читала ему сказки и пела песни. Именно у своей няни Пушкин получил первые уроки литературы.

Образование Пушкин получил в Петербурге. В 12 лет он поступил в Царскосельский лицей, где учился шесть лет. Эти годы были одними из самых плодотворных периодов в его жизни. В лицее обучали лучшие преподаватели России. Там же он познакомился выдающимися ровесниками, которым было суждено внести свой вклад в историю России: с Пущиным, Дельвигом и Кюхельбекером. Уже в это время юный Александр вступил в литературное общество «Арзамас».

В 1815 году состоялся экзамен у лицеистов, Александр прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Выдающийся поэт Г. Державин восхищался талантом мальчика, даже хотел его обнять, но Пушкин после прочтения стихотворения исчез, его долго не могли найти. Воспитатель царя и известный литературный деятель В. Жуковский был уже тогда уверен, что Пушкин превзойдёт всех своих учителей, а ведь юному таланту было всего 15 лет. Тогда же его признали перспективным поэтом, в его даре не было сомнений. История Пушкина, как величайшего мастера слова, началась именно в лицее. В 1817 году поэт закончил обучение. Теперь он — коллежский секретарь, определён в коллегию иностранных дел, но карьера чиновника его не радовала. Судьба Пушкина определила ему более значимое место в истории.

Как известно, Пушкин критиковал в стихах крепостной гнёт и другие внутриполитические проблемы России. Он выражал идеи дворянских революционеров. Император был в ярости от дерзости молодого поэта. Решение было жестким: сослать Пушкина из Петербурга на юг.

Южная ссылка. Четыре года он проводит в ссылке, но даже там автор не разочаровывается и не сдается. Он наслаждается временем, проведённым на Кавказе. Там высокие горы, синее небо и блестящее море. Оттуда направился в Крым, где на него напал соблазн эмигрировать из страны, где его не ценят. Но он поборол его, ведь считал, что его творчество нужно соотечественникам, он должен быть с ними. После южной ссылки прибывает в Кишинев, к месту высылки. Там он создаёт наброски известной поэмы «Цыганы». На юге знакомится с тайным южным обществом дворянских революционеров, которые готовят план восстания. Но Пушкин уже прославился, поэтому агенты легко его нашли и доложили в Петербург: поэт ругает военное начальство и правительство. Писателя высылают в бессрочную ссылку в родовое имение в уютной деревне Михайловское.

Ссылка в Михайловском. В нём он чувствовал духовное родство с предками и родиной. Александр Сергеевич сильно увлекался историей и изучением своих корней. Няня читала ему сказки, и Пушкин, вдохновившись, написал «О рыбаке и рыбке», «О мёртвой царевне и семи богатырях» и другие сказки. В Михайловском он провёл два счастливых и безмятежных года. Там же увлекся летописями и темой взаимоотношений простых людей и власти. Заканчивает роман «Борис Годунов», пишет «Евгений Онегин».

14 декабря 1825 произошло восстание декабристов, это сильно потрясло поэта. Вскоре царь Николай I вернул Пушкина из ссылки.

Дети сейчас мы немного свами отдохнём.

Физминутка:

-Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…

Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда. Молодцы, давайте продолжим наше занятие.

В его жизни было много женщин, поэт покорял их своим красноречием. Но в декабре 1828 году Александр встречает Наталью Николаевну Гончарову и понимает, что она – предел его мечтаний. Прошло меньше года, как поэт сделал девушке его мечты предложение выйти замуж, но мать дамы была против свадьбы: жених разрушал карьеру дочери при дворе. Она была любимой фрейлиной Ее Величества. В 1830 году Пушкин, поправив свои финансовые дела, сватался к Гончаровой второй раз, и тогда семья, уступив напору, согласилась. После свадьбы они уехали в имение Александра Сергеевича, затем в Санкт-Петербург.

Детей у Пушкина в браке было четверо: Мария, Александр, Григорий, Наталья. Все они любили отца, веселого и любящего семьянина. Однако судьба разлучила их, так и не дав детям достаточно времени, чтобы узнать и понять отца.

Пушкин прибывал в подавленном состоянии после смерти мамы. Но к этому горю прибавилось ещё известие о Дантесе, который ухаживал за женой поэта. 3 ноября до друзей известного писателя дошло анонимное оскорбление Натальи. Поэт хотел защитить честь любимой женщины и матери своих детей. Он был уверен, что корень зла – Дантес, поэтому вызвал его на дуэль.

Страшное событие произошло 27 января на Чёрной речке. Пушкин сильно

ранен. После роковой ошибки Александр Сергеевич Пушкин прожил ещё два дня. Перед смертью поэт писал Николаю I, что просит прощения за нарушение запрета о дуэлях. Царь прощает, обещает позаботиться о жене и детях.

На похоронах поэта собралась вся литературная элита, люди скорбели по утрате с невероятной силой.

6 февраля 1837г. Александра Сергеевича Пушкина похоронили рядом с могилой мамы на кладбище Светлогорского монастыря. Вот такая не простая была жизнь у А. С. Пушкина.

Игра: «Подскажи словечко»

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего (моря)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому (зверюшку)

3. И днем, и ночью кот ученый

все ходит по цепи (кругом)

4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)

5. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)

6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка … (Золотого Петушка)

8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)

Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира. Александра Пушкина часто называют основоположником современного русского литературного языка. Сколь ни трудны бы были его произведения для перевода, поэт имеет своих почитателей почти во всех уголках нашей планеты. С его сказками мы начинаем знакомиться, еще не научившись читать. Мы практически наизусть знаем многие его произведения и даже в повседневной жизни часто цитируем его. Мы встречаем времена года пушкинскими строками : «Мороз и солнце! День чудесный!» или «Унылая пора, очей очарованье…» … В советские времена этот праздник отмечался как Пушкинский праздник поэзии. Событие всегда привлекало к себе внимание общественности и даже во времена сталинского террора сопровождалось пышными и торжественными мероприятиями. А. С. Пушкин. Пушкинский праздник поэзии проходит и в настоящее время и имеет статус Всероссийского. Государственный статус день рождения поэта получил в 1997 году согласно Указу президента РФ «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России». В сам праздник, как и в прежние времена, в Пушкинских Горах и Михайловском собираются тысячи людей, чтобы послушать поэтические произведения в исполнении молодых или уже состоявшихся поэтов. В празднике, как правило, принимают участие известные музыканты и актеры. Пушкинский день в России отмечается ежегодно во всех городах страны. В этот день проходит множество культурных мероприятий, посвященных творчеству этого великого поэта, литературе и русскому языку. Надо также сказать, что в 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. В документе говорится, что эта памятная дата была установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации». В рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия День русского языка отмечается и в ООН. Решение о проведении Дня русского языка 6 июня было принято Департаментом общественной информации ООН накануне Международного дня родного языка, отмечаемого ежегодно 21 февраля по инициативе ЮНЕСКО.

Ребята почти в каждом городе есть памятник А. С. Пушкину, в честь его названы улицы, площади, театры, библиотеки, в его честь назван город. На этом наше занятие заканчивается.

Итог:

Давайте подведём итог нашего занятия.

Вопросы по занятию.

Рефлексия: Просмотр мультфильма по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Список литературы:

Интернет ресурсы:

https:/rustih.ru;

https://nsportal.ru

Примечание:

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О 200-ЛЕТИИ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА

И УСТАНОВЛЕНИИ ПУШКИНСКОГО ДНЯ РОССИИ

6 июня 1999 г. исполняется 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Учитывая общенациональное значение юбилея А. С. Пушкина, постановляю:

1. Установить Пушкинский день России и отмечать его ежегодно в день рождения поэта.

2. Образовать Государственную комиссию по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина. Назначить председателем Государственной комиссии Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В. С.

3. Утвердить прилагаемые Положение о Государственной комиссии по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, ее состав и План основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина (1997 - 1999 годы).

4. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопросы финансирования Плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина (1997 - 1999 годы);

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

Публикации по теме:

Фото и видеоотчёт «Детское творчество по сказкам А. С. Пушкина»Фото и видеоотчёт «Детское творчество по сказкам А. С. Пушкина» А. С. Пушкин - автор всем известных и любимых сказок. Не одно поколение детей выросло на сказках Пушкина, его творчество, ставшее неотъемлемой.

Фотоотчёт о празднике «Творчество А. С. Пушкина»Фотоотчёт о празднике «Творчество А. С. Пушкина» Уважаемые коллеги, предлагаем вам фотоотчёт, посвящённый творчеству великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. В это имя навечно влюблена.

Фотоотчет: «Творчество великого русского поэта А. С. Пушкина детям».Фотоотчет: «Творчество великого русского поэта А. С. Пушкина детям». Задачи: - углублять и расширять знания о творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина; - развивать интерес к историческому прошлому.

Художественное творчество детей по сказкам А. С. ПушкинаХудожественное творчество детей по сказкам А. С. Пушкина 6 июня отмечался день рождения А. С. Пушкина – великого русского поэта. Ребята очень любят сказки великого русского поэта. Во время ознакомления.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина» Цель: обобщение знаний детей о сказках А. С. Пушкина. Задачи: - развивать связную речь, внимание, мышление, активизировать словарь детей;.

Конспект занятия «Жизнь леса» в старшей группеКонспект занятия «Жизнь леса» в старшей группе Цель: формировать и закреплять знания у детей о лесе Задачи: • расширять представление детей о разнообразии растительного мира • дать знания.

Лэпбук «Творчество А. С. Пушкина»Лэпбук «Творчество А. С. Пушкина» Лэпбук -многофункциональное пособие, представляющее из себя небольшую книжку со множеством разнообразных кармашков, в которых расположены.

Сценарий праздника в подготовительной группе «Творчество Александра Сергеевича Пушкина» Проект на тему: «Творчество Александра Сергеевича Пушкина». Составили: воспитатели Сысова Л. Н., Лопатина И. Н. Участники: дети подготовительной.

Творческий отчет «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» Глухарь - большая таежная птица. Столетние попытки разводить глухарей в неволе кончались провалом. Оказалось то у маленьких глухарят запечатлевается.

Конспект занятия «Жизнь и труд казаков» Цель: -познакомить детей с орудиями труда казаков; -расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков; Задачи: -продолжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми с ОВЗ «Жизнь, судьба и творчество А. С. Пушкина»
Опубликовано: 27 октября 2021 в 12:46
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с детьми с ОВЗ «Жизнь, судьба и творчество А. С. Пушкина»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ластикова (УИ 2166388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД