Папки-передвижки

Занятие по дифференциации звуков [С]—[Ш] с использованием ИКТ «Зимняя сказка»

Татьяна Шулаева
Занятие по дифференциации звуков [С]—[Ш] с использованием ИКТ «Зимняя сказка»

Тема: «Зимняя сказка».

«Дифференциация звуков [С] - [Ш] в слогах, в словах, в предложениях»

Коррекционно-обучающие цели:

1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Зима».

2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

3. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ш].

4. Учить дифференцировать звуки [С] - [Ш] в слогах, в словах, в предложениях.

Публикация «Занятие по дифференциации звуков [С]—[Ш] с использованием ИКТ „Зимняя сказка“» размещена в разделах

5. Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слогов.

6. Совершенствование грамматического строя речи, формирования навыка словоизменения и словообразования.

7. Учить подбирать однокоренные слова.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

2. Развитие речевого слуха.

3. Развитие речевого дыхания и голоса.

4. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.

5. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

6. Развитие интонационной стороны речи.

7. Развитие общей моторики, зрительной ориентации, координации движений.

Воспитательные цели:

1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

2. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

1. Доска магнитная.

2. Магниты.

3. Проектор, экран.

4. Компьютер

5. Магнитофон.

6. Схемы слов.

7. Звуковички.

8. Бочка с заданием.

9. Фишки синего, зеленого, красного цвета.

10. Игрушка «Снеговик».

Предварительная работа

1. Изучение лексических тем: «Зима», «Дикие животные».

2. Знакомство с гласными, согласными звуками.

3. Постановка и автоматизация звуков [С], [Ш].

4. Разучивание на занятиях :

- упражнение «Здравствуй» - развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения;

- упражнение «В лес на лыжах мы пойдем» - ритмическая разминка, дающая установку на нужный ритм движений и речи, способствует развитию общей моторики, ориентации, координации движения;

- упражнение «Вьюга» - развитие речевого дыхания, голоса;

- упражнение «Вот на улице мороз» - развитие тактильного восприятия, координации движений и речи.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, я сейчас с вами поздороваюсь громко, а вы со мной – тихо. Обратите внимание, к нам пришли гости, поздоровайтесь с гостями громко, а они с вами тихо. Давайте поздороваемся друг с другом.

Дети: (протягивают правую руку в центр круга, руки детей соприкасаются, качая вверх-вниз, они произносят слова) Здравствуй, здравствуй, не зевай, и ладошку мне давай!

2. Введение в тему:

Логопед: Скажите, к какому времени года относятся слова: гололед, снег, снежинка, снеговик, вьюга, метель, холод, поземка.

Дети: К зиме!

Логопед: Правильно. Зима в самом разгаре, и я вам предлагаю совершить сказочное путешествие в зимний лес. Согласны?

Дети: Да (звучит музыка).

Логопед: Тогда начинаем наше путешествие!

Упражнение-разминка: «В лес на лыжах мы пойдем»

Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем.

По сугробам высоко ноги поднимаем,

А по льду совсем легко, тихонечко шагаем.

Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.

Мы деревья и кусты змейкой обойдем,

И к лесной опушке вскоре мы придем.

3. Знакомство с темой:

Развитие слухового внимания, игра: «Внимательно слушай!»

Логопед: Вот мы с вами и в лесу. (на экране картинка зимы слайд 1) Давайте закроем глазки и послушаем звуки зимнего леса.

Дети: (закрывают глаза и слушают)

Логопед: Что вы услышали? Кто называет, тот садиться на свое место.

Дети: (скрип дерева, стук дятла, хруст снега, вьюга)

Логопед: Как-то неспокойно вокруг! Ребята, неужели начинается вьюга?

Развитие речевого дыхания и голоса, игра «Вьюга!»

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Воет вьюга: с-с-с-с (с усилением,

Шумят ели: ш-ш-ш,

Вот стихает вьюга: с-с-с-с.

Логопед: Как выла вьюга? (на экране таблица артикуляции звуков [С] и [Ш слайд 2])

Дети: с-с-с-с

Логопед: Какой звук произносим?

Дети: звук [С]

Логопед: Даша, расскажи, как правильно нужно произносить звук [С].

Дети: Губы в улыбке, язычок за нижними зубами, воздушная струя холодная. (перед зеркалом произносят звук [С])

Логопед: Какой это звук?

Дети: Согласный, глухой, бывает твердым и мягким.

Логопед: Как шумели ели?

Дети: ш-ш-ш

Логопед: Какой звук произносим?

Дети: звук [Ш]

Логопед: Паша, расскажи, как правильно нужно произносить звук [Ш].

Дети: Губы «окошечком», язычок поднимается вверх и принимает форму чашечки, воздушная струя теплая. (перед зеркалом произносят звук [Ш])

Логопед: Какой это звук?

Дети: Согласный, глухой, бывает только твердым.

Логопед: Ребята, а давайте их возьмем с собой. (на экране картинка «Зима» слайд 3)

Дети: Да, возьмем.

Логопед: Смотрите, кто же спешит к нам на встречу и так весело поют? Да это же наши девочки-припевочки! А почему мы их так называем?

Дети: Потому что это гласные звуки, они любят петь.

Развитие речевого дыхания и голоса, игра «Пропой звуки

Логопед: Припевочки, пока шли по лесу, то поднимались в гору, то – спускались. Давайте пропоем эти звуки.

Дети: А-У-О-Э-Ы.

Логопед: Наши согласные звуки такие дружелюбные, что решили подружиться с гласными звуками.

Дети: (читают слоги) СА-СУ-СО-СЫ, ША-ШУ-ШО-ШЫ

Развитие интонационной стороны речи, фонематического слуха

Логопед: И решили они поговорить друг с другом.

Дети: (произносят слоги с грустью, с радостью, с удивлением) СА-СА-ША-ША, СО-СО-ШО-ШО, СУ-СУ-ШУ-ШУ.

Логопед: И пошли они дальше. Ребята, ой, смотрите, чьи-то следы (на экране следы белки слайд 4)

Дети: Это следы белки (значит, беличьи следы).

Логопед: Белочка принесла вам орешки, у нее их много, она хорошо подготовилась к зиме (раздает орехи детям). Давайте поиграем с орешками.

Развитие темпо-ритмических компонентов речи. Развитие памяти, игра «Орешки».

Логопед: Мы будем сейчас называть слова парами. Повторяйте за мной: мишка-миска, кашка-каска, Машка-маска, шутки-сутки.

Дети: (повторяют и простукивают на орешках)

Логопед: А сейчас я буду называть слова со звуком [Ш], а вы будете менять его на звук [С] : мишка, кашка, башня, Машка, шутки.

Дети: (заменяют звук [Ш] на звук [С] и простукивают на орешках)

4. Физкультминутка.

Развитие тактильного восприятия, координации движений и речи, игра: «Вот на улице мороз»

Вот в лесу у нас мороз,

Ну-ка все потрите нос.

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели.

По коленкам постучали,

По плечам похлопали,

Ножками потопали.

Логопед: Ребята, вы слышите, кто-то рычит, наверное, мы кого-то разбудили нашим топотом. Страшно, кто бы это мог, чьи это следы (на экране следы медведя слайд 6)

Дети: Это следы медведя (значит, медвежьи следы).

Логопед: Ой, смотрите, медведь оставил бочонок, но не с медом, а с заданием.

Игра: «Договори словечко» (на экране картинки с нужными словами слайд 7)

- словно в сказке, как во сне, землю всю украсил … (снег);

- эй, эй, эй, мохнатый мишка, помоги достать нам … (шишку);

- раз – рука, два – рука, слепим мы … (снеговика);

- в подполье, в коморке живет она в норке, серая малышка, а зовут ее … (мышка);

- серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису).

Нахождение места звука в слове, игра «Птичка» (дети собирают схему)

Логопед: В нашем лесу живут не только животные, но и птицы. Одна из них к вам прилетела.

Дети: (раскладывают схему «птичка» на столе)

Логопед: Я буду называть слова, а вы найдите позицию звуков [С] и [Ш] в словах : снеговик, шишка, снег, мышка, лиса.

Дети: (поднимают нужную часть тела птички)

Логопед: Птичка предлагает подарить картинки нашим звукам [С] и [Ш]. Если услышите звук [С] – хлопайте в ладоши, звук [Ш] – топайте.

Развитие звуко-слогового анализа и синтеза, игры: «Найди слово», «Выложи звуковую схему слова».

Логопед: Взгляните на экран. Давайте найдем среди картинок ту, в названии которой три слога.

Дети: СНЕГОВИК.

Логопед: (показывает игрушку «снеговик») Правильно. Скажите, от какого слова образовалось слово «снеговик»?

Дети: От слова «снег».

Логопед: А какие еще слова можем назвать, которые образовались от этого слова?

Дети: Снежинка, снежок, снегурочка, снегопад и т. д.

Логопед: Давайте выложим звуковую схему слова «снег».

Дети: (выполняют задание)

Логопед: Снеговик в подарок принес маленький стишок, который мы сейчас постараемся рассказать (на экране мнемотаблица для заполнения слайд 7).

Мы слепили снеговик,

Он не мал и не велик,

Носик из морковки.

Вместо глаз картошки.

Очень милый и смешной.

Привели его домой!

Логопед: А сейчас не только расскажем, но и покажем.

Дети: (дети рассказывают стишок и показывают движения).

Логопед: Кто сможет сам, глядя на подсказку рассказать это стихотворение и порадовать нашего снеговика?

5. Итог занятия.

Логопед: Нам пора возвращаться. Снеговик оставил нам на память «волшебный снежок», который покажет дорогу в детский сад. Сейчас отвечайте на вопросы и передавайте снежок по кругу. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чем говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего?

Дети: (передают «волшебный снежок» из рук в руки и отвечают)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра по автоматизации и дифференциации звуков [С]-[Ш] в словах и предложениях «Сырный домик»Игра по автоматизации и дифференциации звуков [С]-[Ш] в словах и предложениях «Сырный домик» Сырный домик Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш в словах и предложениях, закрепление употребления в речи простых предлогов.

Структура логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста Постановка звука Цели: - продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме. - формировать направленную воздушную струю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по дифференциации звуков [С]—[Ш] с использованием ИКТ «Зимняя сказка»
Опубликовано: 18 марта 2014 в 19:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД