Анна Калатинская
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Тема: Зимующие птицы.
Калатинская Анна Александровна
Клюшина Галина Михайловна
Цели:
Публикация «НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
1. Коррекционно-образовательные: Уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование в речи существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа, использование в речи предлогов С, НА, В).
2. Коррекционно-развивающие : Активизация речевой деятельности. Развитие связной речи, зрительного гнозиса и пространственного конструктивного праксиса, длительного плавного выдоха, речевого слуха,
мышления (формирование видовых обобщений).
3. Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков
сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий, положительной установки на участие в занятии. Воспитание доброжелательности, исполнительности, желания быть справедливым, бережного отношения и любви к природе.
Оборудование: Снежки, разрезная картинка воробья, тексты загадок, картинки-отгадки; ваза с заснеженной веткой и кормушка, на которой сидят птицы; бутылочки с соломинками по количеству детей.
Предварительная работа: Вывешивание кормушки на участке,
наблюдение за птицами во время прогулки, подкармливание птиц, разучивание подвижной игры «Снегири», расширение и уточнение словаря по теме.
План занятия:
Здравствуйте! Я рада видеть всех вас! Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!»
-N
1. Организационный момент. [Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса. ]
Сегодня последний день осени. А завтра наступит новое время года. Какое? Подскажите мне, пожалуйста.
И я принесла для вас первый зимний подарок - снежки. Снежки не простые, а с сюрпризом. Хотите узнать, что за сюрприз? Открывайте,
- расправляйте.
Дети раскрывают снежки и находят там по 1 части разрезной предметной картинки воробья (пазл). Что это? Что нужно сделать, чтобы понять что это такое? Дети собирают картинку все вместе и называют птичку.
Теперь вы знаете, кто прилетел к нам в гости.
2. Отгадывание загадок.
Воробей приготовил для вас загадки о своих друзьях. Хотите их отгадать?
За синие крылья она так зовется,
И в холод и в зной ей так звонко поется!
В рубашечке желтой, и впрямь невеличка, Так как же её назовем мы?
(синичка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Появился он опять. (снегирь)
Вещунья белобока,
А зовут её. . (сорока)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(дятел)
На асфальте, гру-гру-гру,
Много крошек соберу,
Для того чтоб их хватило
И подружке сизокрылой.
С ней воркую и летаю,
От врагов нас защищаю.
Птицей мира я зовусь,
И легко я приручусь. (голубь)
Вы очень сообразительные! Быстро и правильно отгадали загадки воробья. А теперь ответьте на мой вопрос. Какие это птицы? Как их можно назвать одним словом? (Зимующие)
3. Сегодня мы с вами продолжим разговор о зимующих птицах. К нашему воробью прилетели друзья, о которых он нам загадал загадки. (Ваза с заснеженной веткой и кормушка, на которой сидят птицы.) [Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование в речи существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа).]
- Какие птицы прилетели к воробью в гости?
- Сколько их?
- Что делает воробей?
- Что делают снегири?
Один из снегирей смотрел, смотрел и решил тоже поклевать пшена.
- Где сидел снегирь?
- Откуда он слетел?
- Куда сел снегирь?
Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Вы были очень внимательными и я предлагаю пройти на коврик и поиграть.
4. Подвижная игра «Снегири». [Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения. ]
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой.
4 хлопка руками-«крылышками» по бокам и 4 наклона головой.
Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят,
Улететь хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
Часто потряхивают руками- «крылышками», опущенными вниз. 2 поворота головой с кивком - вправо, влево.
2 поворота головой с кивком - вправо, влево.
Разбегаются по группе, взмахивая руками как крыльями.
5. Упражнение «Метель». [Формирование направленной воздушной струи. ] Хотите сами устроить метель? Я предлагаю вам устроить метель в бутылочках. Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек.
6. Повторение рассказа-описания о снегире после логопеда со
зрительной опорой. [Развитие связной речи. ]
Пока мы с вами играли, что-то произошло на наше веточке. Смотрите, она качается. Верно, одна птичка улетела. Какой птички не стало? Где он сидел? Я вам открою секрет, снегирь вернется к нам, если мы его опишем. Не волнуйтесь, я вам помогу. А мне в этом помогут оставшиеся, не улетевшие снегири и наша схема-выручалочка.
- О какой птичке мы будем говорить?
- Какая у снегиря грудка? Начните со слов «у снегиря» (красная грудка).
- Какие у нее головка, спинка и крылья? Начните со слов «у него (черные головка, спинка и крылья).
- Что любит клевать снегирь? Начните со слов «снегирь любит» (клевать рябину).
Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь послушайте мой рассказ о снегире.
Снегирь - зимующая птичка. У него красная грудка. А голова, спинка и крылья черные. Снегирь любит клевать рябину.
Теперь вы попробуйте рассказать о снегире все по очереди. Сначала вы называете птичку. Потом рассказываете, какие у нее грудка, головка, спинка, крылья. И, наконец, напоминаете нам, что любит клевать птичка.
(Дети по очереди повторяют рассказ. Логопед по мере необходимости помогает детям, показывает указкой на схеме то, о чем они должны рассказать.)
Посмотрите, снегирю так понравились наши рассказы, что он вернулся к нам!
7. Упражнение «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления (формирование видовых обобщений).]
А теперь снегирь хочет проверить, умеете ли вы внимательно слушать и поиграть с вами в игру «Кто лишний?». Слушайте внимательно:
Снегирь, воробей, курица.
Синица, дятел, журавль.
Голубь, курица, петух.
(Это задание может оказаться довольно сложным для детей, тогда логопед должен помочь им наводящими вопросами, выяснив предварительно, где живет каждая из птиц.)
Вы отлично справились с заданием. Я думаю, что и снегирю тоже очень понравилось.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Замечательно мы с вами сегодня поиграли.
Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им понравилось на занятии, и оценивает работу каждого из них.
Снегирь за ваши старания, знания и умения приготовил для вас подарки.