Наталья
Значение игровой деятельности для становления личности дошкольника в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребёнка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (играх, труде, занятиях и др., имеющей морально ценную значимость. Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи и, главное, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Публикация «Значение игровой деятельности для становления личности дошкольника в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
Педагог учит малышей двух-трёх лет положительному общению на основе чувств доброжелательности, умению играть рядом с детьми, делиться с ними игрушками. Уже на этом возрастном этапе надо добиваться, чтобы элементарные нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям взрослого.
В три-четыре года ребёнку доступны некоторые несложные формы организованного поведения. Например, не мешать окружающим криком и шумом. У детей этого возраста воспитывают умение дружно играть со сверстником, при необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о нём заботу.
У детей четырёх-пяти лет возрастают возможности в проявлении гуманных чувств и положительных взаимоотношений. В этот период у детей формируют навыки коллективного поведения. Воспитатель приобщает их к совместной деятельности, учит уважать общий замысел игры и подчиняться её правилам. При этом педагог учитывает, что основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, проявлять чувства дружелюбия и взаимопомощи.
Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развить это качество, воспитатель формирует у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Он побуждает их к оценочным суждениям о собственном поведении: «Я вёл себя хорошо», или: «Я обидел своего товарища, это плохо».
Важно не допускать у детей таких проявлений, как бесцеремонность, дерзость, жадность, эгоизм, чёрствость, жестокость, лень, т. е. всего того, что тормозит нравственное развитие.
К концу старшего дошкольного возраста у детей появляется ещё более высокая осознанность поступков. В этот период воспитатель старается пробудить в них критическое отношение к тому, что дозволено, использовать ситуации, когда ребё нок может дать оценку собственным действиям: «Как ты считаешь, правильно ли ты поступил?», «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?», «Что сказал бы твой товарищ о твоём поступке?». Этим самым педагог формирует нравственное сознание и мотивы поведения, которыми ребёнок должен руководствоваться в соответствующих ситуациях.
Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Он намеренно использует любую ситуацию, которая ставит ребёнка перед необходимостью подчиниться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу», «Принёс из дома новую игрушку – покажи её и дай поиграть с ней всем ребятам» и т. д. Так понятия «я», «моё» расширяются до понимания «мы», «наше». Рождается гордость за коллектив: «Мы были на экскурсии, и нас похвалили за то, что мы хорошо себя вели», «Игрушки, что мы сделали для малышей, им понравились», «Мы быстро управились с уборкой участка потому, что работали дружно, все вместе».
Воспитание коллективистов осуществляется в совместной деятельности. Общие дела, игры, труд дают детям возможность упражняться в умении строить отношения друг с другом, руководствуясь правилами, обязательными для всех. Чтобы действовать вместе, от детей требуется взаимопонимание, необходимость считаться друг с другом, оказывать помощь, быть доброжелательным, воздерживаться от эгоистических побуждений.
Правила вводят постепенно, в естественных ситуациях, с учётом возраста детей. Вводя любое правило, педагог разъясняет его смысл. Следует учитывать, что маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а обычные требования иногда не доходят до них. В таких случаях незаменимы игровые приёмы. Правила, облачённые в форму игры, увлекают детей, и они легко выполняют требуемое. Например, не всегда удаётся заставить малыша поздороваться или сказать «спасибо». Но если взять в руки мохнатого мишку и от его имени поздороваться с малышом, то он ответит на приветствие. С помощью игровых приёмов можно руководить поведением детей, не испытывая их сопротивления.
Чем меньше ребёнок, тем меньше он способен контролировать своё поведение, помнить и выполнять правила. Поэтому педагог постоянно напоминает малышам о соблюдении правил. Например: «Сейчас уберём свои игрушки на место, а потом станем собираться на прогулку». Показывая детям, как надо поступать, он как бы программирует их действия, предупреждая отрицательные проявления.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста не нуждаются в частых напоминаниях. Они уже многое знают и умеют. Указания же воспитателя рассчитаны на более высокую самостоятельность: «Надеюсь, ты был вежлив?», «Проверь, всё ли ты сделал как надо».
Важно, чтобы усвоение правил требовало от старших детей нравственного напряжения, усилий воли, сдержанности и постоянного элементарного самоконтроля; чтобы ребёнок как бы применял и сравнивал свои действия с тем, что предписано правилом. Это развивает в нём самосознание, умение оценивать своё поведение.
Практический опыт показал, что, если жалобы от детей не поступают, это не означает, что нарушений нет. Просто сейчас о них не говорят или их не замечают. Через некоторое же время ребёнок призывает педагога на помощь. Вот и получается, что ведём мы воспитательные беседы с детьми только тогда, когда возникает в этом необходимость. Наша реакция направлена на устранение следствия – уже возникшего конфликта, а не на его предупреждение. Об этом явлении говорил А. С. Макаренко: «Вопросы воспитания всплывают обычно на поверхность только при каких-нибудь досадных происшествиях… Если же происшествий нет… о проблемах воспитания не вспоминают». Отсюда следует, что воспитывать доброжелательное общение детей в играх надо не тогда, когда разгораются споры между детьми, а заранее, как бы предотвращая возможность появления этих споров.
Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей – получить роль, игрушку. Говорить ребё нку: «Не играй с Петей, потому что он драчун - малоэффективно. Петя ему нравится, и он будет с ним играть. Но как же уберечь детей от негативного влияния нарушителей правил поведения, а агрессивных ребят заставить изменить свои действия? Одними увещеваниями и воспитательными беседами справедливости в отношениях детей достичь трудно. Нужно сделать нарушителей порядка активными помощниками, которые допускаются другими детьми, составлять на этой основе мнение о поступках сверстников и, таким образом, влиять сообща на поведение каждого члена группы.
Прежде всего, мы обратили внимание ребят на наиболее частые причины, по которым возникают ссоры. Исследователи детских взаимоотношений (Л. В. Артёмова, В. Г. Нечаева, С. Г. Якобсон и др.) отмечают, что это ссоры из-за распределения ролей, игрушек, выбора темы игры, её сюжета, нарушения общепринятых норм поведения в процессе игры, неумения разобраться в возникших конфликтах самостоятельно. Эти авторы используют правила, чтобы помочь ребёнку освоить нравственные нормы общения. Мы научили ребят использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника. Теперь они сами могут оценить отрицательные поступки товарищей; их последствия для себя. Опираясь на то, кто как соблюдает правила взаимоотношений в играх, дети составляли самостоятельно мнение о других ребятах. Единая оценка всех детей по отношению к конкретному поступку или сформированное мнение группы позволило объективно и благотворно влиять на каждого. Кому захочется играть с несправедливым товарищем? Лучше взять в партнёры для игры того, кто доброжелателен – эти качества ребята научились оценивать. Так складывались новые игровые группы, где справедливость становилась нормой отношений.
Учитывая, что хорошие и плохие поступки видны со стороны, мы составили рассказы об играх в детском саду, где ярко показали ситуации нарушения нравственных норм. Всё услышанное было понятно, в подобных ситуациях приходилось бывать нашим воспитанникам. В то же время мы тактично не затрагивали поведение конкретных ребят, которые обижали товарищей. Кроме того, рассказ давал образец для подражания положительным поступкам буквально в сегодняшней игре, ведь многие эти проблемы возникают тут же, только ребята начнут играть. В игре дети упражнялись, закрепляли правила, с которыми только что познакомились, наблюдали, как их выполняют другие дети. Каждый ребёнок стремился соблюдать правила (кому хочется быть похожим на отрицательных персонажей рассказов) На этапе усвоения правил воспитатель участвовал в играх ребят, помогал руководствоваться правилами. После игры обязательно говорили о том, как играли, кто правильно поступал, а кто был похож на отрицательных героев, с кем приятно играть, а с кем выходят только ссоры Дети указывали причину, почему это происходит. С каждым днём игры ребят становились интереснее, потому что не возникало ссор, повышался общий нравственный уровень отношений детей. Но были и такие, которые не хотели считаться с правилами игры, продолжали конфликтовать, за что каждый раз получали осуждение детей. Ребята тут же реагировали на нарушения и не хотели играть с ними. Теперь уже вся группа была регулятором взаимоотношений.
Руководство поведением детей должно сочетать в себе контроль с предоставлением разумной самостоятельности. Только тогда возникают привычки нравственного поведения в играх детей. Одно дело, когда ребёнок ведёт себя как надо, потому что находится под недремлющим оком наставника, и совсем другое, когда он так же ведёт себя в его отсутствие. В этом случае можно сделать вывод, что правила поведения стали для ребёнка нормой.
Автор статьи: Наталья Михайловна Елецкая