Алла Ходарина
Значение развития мелкой моторики руки в подготовке детей к письму посредством использования нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования.
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». М. Шклярова.
Публикация «Значение развития мелкой моторики руки в подготовке детей к письму посредством использования нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в волнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Зачеем нужно развивать мелкую моторику?
. развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук – один из показателей психического развития дошкольника.
. высокий уровнь развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
. мелкая моторика – основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, постранственные представления.
При недостатках развития мелкой моторики руки дети :
. неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
. испытывают трудность формирования правильной трактории движений при выполнении графичского элемента (цифры, геометрические фигуры).
. отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
. в школе, очень медленный темп письма.
Влияние мелкой моторики на развитие всего организма ребёнка
1. Работа головного моза
2. Состояние желудка
3. Состояние кишечника
4. Работа печени и почек
5. Работа сердца
По развитию и совершнствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература:
1. «пальчиковая гимнастика»
2. «пальчиковые игры»
3. «система игровых упражнений»
Всё это в комплексе мы внедряем в занятия с дошкольниками по нетрадиционом рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, мы учим: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поолоном во время рисования.
Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выражать своё творческое начало в своё собственное «я» через воплощение своих идей при создании нобычайных произведений изобразительного искусства.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровнь подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Какие же основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности мы используем с детьми старшего и подготовительного возраста? Это:
- «ладонная техника»
- рисование поролоновым тампоном
- оттиск печаткой из ластика
- фотокопия – рисование свечёй
- отпечатки листьев
- кляксография обычная и трубочкой
- монотопия редметная и пейзажная
- печать по трафарету
- раздувание краски
- расчёсываие краски
- рисование нитками
- рисование солью
- батик (рисование по ткани) и др.
Одним из интереснейших, дооступных ребёнку способов исполения рисунка является печатка. Сейчас очень много подаёт ся различных пластиковых печаток, дети приносят на занятия, они с различными изобрражениями. Очень увлекает это детей. Но так же можно сделать эти печатки вместе с детьми из твёрдых овощей, такие как: картофель, морковь, тыква, редька.
Не меее интерсный способ рисования поролоном. Сгодится и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид технники очень подходит при изображеии животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности обьекта, а так же для выполнения цветных фонов в разных пйзажных композициях.
Учиться рисовать можно и с помощью ниток. Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветом картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисоанного обьекта наноситься клей ПВА из флакона с дозироанным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изобажение. Более мелкие части отдельных обьектов (глаза, нос, рот,. и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и обьёмным.
Ещё один интересный приём нетрадиционного рисоания – печать листьев. Гуляя с детьми на прогулке, можно собрать листья разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашнной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один всем совет, кто впевые решил обратиться к технике печатания природными материалами:
. при печати листьям следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложится на глянцвую поверность, предупреждает скатывание краски в капельки.
Многими видами нетрадиционного рисования я с детьми занимаюсь, но хочу поделиться ещё одним видом, это рисование свечой. Предврительно тонкими линиями карандаша наносим рисунок, потом обводим это всё свечой, затем акварельной краской заполняем весь рисунок и на листе, где мы проводили свечой, каска скатывается и после высыхания мы видим чёткий рисунок.
Уже не первый год я со своими детьми занимаюсь нетрадиционной художественной деятельностью в рамках кружка «Гармония творчества», так же с нами в работе учавствуют и родители.
Занимаясь с детьми различыми видами народных промыслов, мы так же развиваем мелкую моторику пальцев рук, выполняя сувениры из теста, кожи, рисуем по ткани путём астекания краски. Расписываем деревянные сувениры (яйца пасхальные). Это творчество очень увлекает, создаёт интерес к познанию прошлого и созданию настоящего.