Папки-передвижки

Значение устного народного творчества в активизации речи детей

Наталья Мамаева
Значение устного народного творчества в активизации речи детей

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие примеры народной педагогики. Устное народное творчество имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления, активизации и обогащению речи детей.

Публикация «Значение устного народного творчества в активизации речи детей» размещена в разделах

Простые по форме произведения народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Колыбельные, потешки, пестушки, пословицы и поговорки ёмко и доступно преподносят народную мудрость и опыт народа [4].

Современные дети мало используют в своей речевой практике народное слово. Родовые традиции и правила жития сегодня передаются не в каждой семье.

Влияние устного народного творчества на развитие речевой активности ребенка очень высоко. Пословицы, поговорки, загадки, потешки - исключительно благоприятный материал для работы над запуском речи у неговорящих детей.

Сопровождение речевого материала движением рук делает более доступным понимание текста. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь.

Устное народное творчество – кладезь педагогических открытий! Сочетания трудно произносимых звуков, продуманное по звучанию расположение слов. Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок дает потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастик, для развития мелкой моторики рук, закрепления поставленных звуков.

Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребенок легко заучивает и помногу раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшается произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой [6].

Интенсивно развивающееся понимание речи, расширение практического опыта создают предпосылки для использования фольклорных произведений в педагогике раннего детства. Начальные знания об окружающем, как бы не был мал ребенок, в первую очередь связаны с познанием человека и его действия, затем виды деятельности.

У ребенка нет никаких природных предпосылок к овладению речью. Те, которые есть, сами по себе никакого решающего значения не имеют, и в то же время только человеческий ребенок может заговорить.

Как ни странно, главным условием психического развития ребенка является его врожденная беспомощность, его неспособность к каким – либо определенным действиям. По словам выдающегося советского психолога Д. Б. Эльконина, пластичность нервной системы ребенка, отсутствие каких – либо врожденных форм поведения служат основой быстрого и легкого вхождения ребенка в любую культуру, усвоения любых знаний, навыков, умений, отношений [3].

Для формирования и развития речевой активности необходимо создание специальных педагогических условий, которые обеспечат дальнейшее развитие коммуникации, активации процессов речевого развития и дальнейшей их социализации. Успешность развития речевой активности зависит не только от биологических факторов, но во многом определяется социальными условиями, в которых находится ребенок.

Для успешного развития речевой активности необходимо выбирать приемы и методы коррекции в зависимости от уровня развития ребенка и структуры нарушенных функций.

Малые фольклорные формы – это небольшие по объему фольклорные произведения: колыбельные песни, пестушки (песенки, которыми сопровождается уход за ребенком, заклички (обращение к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям, поговорки, считалки (коротенькие стишки, служащие для распределения ролей в играх, скороговорки (небольшие стишки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Малые формы отечественного фольклора, применяемые в коррекционной работе с детьми раннего возраста, играют важную роль в развитии их речи. Они выполняют также и воспитательную функцию, способствуют формированию личности ребенка, его эмоционально – волевой сферы. Они корригируют недостатки восприятия и звукопроизношения.

Малые фольклорные формы играют важную роль в коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР). От уровня и динамики коррекции эмоциональной и речевой сферы зависит характер взаимодействия ребенка с окружающим миром, степень адаптации в нем. У детей с ЗРР она существенна снижена из-за замедленного формирования психических структур. При правильно выстроенной коррекционной работе с использованием народного слова у детей с ЗРР развиваются компоненты языковой компетентности [5].

Обратите внимание на то, как некоторые дети рассказывают, практически не используя средства выразительности, жесты, мимику, не меняя окраску и силу голоса. Рассказывают о веселом, не меняя выражения лица, а о грустном с усмешкой. Кто поможет малышу, как не учитель-логопед? Именно он раскроет детям секрет – красоту русского слова, русской души. Научить детей свободно пользоваться словом, получать удовольствие от своей речи, непроизвольно используя богатство интонации, мимики, жестов, нужно именно в детстве [8].

В начале своей педагогической деятельности, работая воспитателем в младшей группе, обратила внимание на интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам. Народное творчество обогащает чувства малыша, формирует отношение к миру, дает уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. В результате общения с фольклорными произведениями, ребенку передается настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежностью.

Устное народное творчество помогло мне «разговорить» детей, позволило легко устанавливать с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Прежде всего изучала книги Е. И. Тихеевой, Ф. А Сохина, А. М. Бородич. Имея музыкальное образование, обратилась к опыту музыкальных работников Л. И. Исаевой и В. В. Дьяковой.

В данный момент, работая учителем – логопедом, использую во всех видах деятельности с детьми устное народное творчество. В период адаптации детей среднего возраста логопедической группы, малые фольклорные формы помогают найти ту нить к каждому ребенку, которая в дальнейшем поможет раскрыть все его таланты, довериться мне.

«Оречвление» совместной деятельности с детьми насыщено народным словом. В момент обучения детей одеванию, поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующие потешки.

Шапка да шубка.

Вот и наш Мишутка.

Как на наши ножки

Наденем мы сапожки.

Саша с Машей не спеша шьют сапожки кошке.

Но не будет кошка носить эти сапожки.

В процессе мытья рук, лица, стараюсь вызвать положительные эмоции, радостное настроение. Для этого так же сопровождаю водные процедуры потешками.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода

С дитя худоба.

Вода книзу

А дитя кверху.

Водичка, водичка,

Умой (имя) личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Они рождены верой во всемогущие силы природы. И каждое из природных явлений запечатлелось в них. Малышам еще недоступно осознание смены времен года с погодными явлениями. Взаимосвязь между явлениями природы возникает чисто зрительно. Но тем не менее ребенок ситуативно познает связи вчерашнего и сегодняшнего дня, откликается на мелодичную рифмовку родного слова:

Солнышко – ведрышко,

Взойди поскорей.

Освети, обогрей.

Телят да ягнят.

Да еще маленьких ребят!

Вот и ночь пришла,

Темноту привела

В старшем возрасте, исправляя и совершенствуя речевые навыки, использую народное слово при автоматизации, дифференциации и введении звуков в речь.

Для выработки продолжительного речевого выдоха подбираю тематические поговорки:

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Гони мой баркас

На всех парусах!

На носу у пса - оса.

Скорей спасайте бедного пса.

Совершенствовать мелкую моторику рук помогают народные тексты. На каждую лексическую тему подобран речевой материал;

У бабы Фроси пяток внучат.

Все каши просят

Все криком кричат:

Акулька – в люльке,

Аленка – в пеленках,

Аринка – на перинке,

Степан – на печке,

Иван – на крылечке.

Ивану – большаку – дрова рубить,

Ваястке – указке – воду носить,

Мишке – середке – печку топить,

Гришке – сиротке – кашу варить.

А крошке Тимошке – песни петь.

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Артикуляционной гимнастика в сопровождении фольклора помогает избежать однообразия при неоднократном повторении артикуляционных поз:

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Упражнение «Кошка»

Кошка на окошке

Рубашку шьет,

Курочка в сережках

Избенку метет.

Упражнение «Дятел»

Я на дереве сижу,

Червячка поймать хочу.

Хоть и скрылся пол корой,

Все равно ты будешь мой.

Огромное значение в коррекционной работе по закреплению звукопроизношения играют фольклорные произведения. Меткое народное слово подталкивает к более точной и успешной автоматизации звуков в речь.

Свистящие звуки:

Капуста виласта,

Не будь голенаста,

Не будь голенаста,

Будь пузаста.

Идет Петя во лесок, во лесок!

А у Пети поясок, поясок!

Шипящие звуки:

Паша пашет,

Маша машет.

Даша – болтушка,

Глаша – хохотушка,

Ванюшка – плутишка,

Андрюшка – шалунишка.

Сонорные звуки:

Едет Ваня на быке,

Балалаечка в руке.

Балалаечка упала,

Быку ноженьку сломала.

Матушка- репка,

Уродилась крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

Дифференциация свистящих и шипящих звуков:

Мышки не спят,

Соломою шуршат.

Дали Клаше каши с простоквашей,

Ела Клаша кашу с простоквашей.

Дифференциация сонорных звуков:

Ворон, ворон

Хвост обломан,

Хвост обломан,

Нос окован.

Радуга – коромысло

Полукругом над рекой повисло.

Фольклор помогает при проведении занятий в кружке по развитию эмоциональной лексики «Капитаны Эмо». Использую в кружковой деятельности народные жанры при диалогах и драматизации.

Диалоги:

- Кисонька – мурысонька, ты где была?

- На мельнице.

- Кисонька – мурысонька, что ты там делала?

- Муку молола.

- Кисонька – мурысонька, что из муки делала?

- Прянички.

- Кисонька – мурысонька, с кем прчнички ела?

- Одна.

- Не ешь одна, не ешь одна.

Идет лисичка по мосту, несет вязанку хворосту

- Зачем ей хворост?

- Печь топить.

- Зачем ей печь?

- Обед варить.

- Зачем обед?

– Гостей кормить – А гости кто?

- Медведь с женой, да еж, да кот,

Да мы с тобой.

Взаимодействие с детьми пропитано устным народным творчеством. Оно помогает заряжаться всем нам природной темпо – мелодической ритмичностью русского языка.

К задержке речевого развития в каждой семье относятся по-разному. Кого – то беспокоит уже то, что он к году произносит два-три слова. Кто-то остается спокойным, несмотря на то, что трехлетний малыш не может составить простую фразу, имеет в словарном запасе несколько бытовых слов. Родители считают, что спустя время ребенок догонит сверстников и заговорит сам [8]. И часто ошибаются!

Как правило, родители малоговорящих детей сами частично ограничивают или полностью исключают ситуации, когда можно стимулировать развитие речи своего ребенка. Мало уделяют внимания к тем формам доречевой активности, которые предшествуют появлению первых слов и помогают успешному развертыванию его подражательной активности при общении. Многие современные родители искренне считают себя образованными людьми, но при этом не имеют понятия, как передавать опыт социализации своим детям. Они зачастую амимичные, вялые, усталые, неэмоциональные. Губы некоторых мам почти не двигаются, голоса однотонные, слабо модулированные. Они не играют с детьми с момента рождения. Не поют колыбельных, не пестуют, не приговаривают потешек и не играют в «Ладушки».

Взаимодействие с родителями малоговорящих детей направлено на то, чтобы донести самое главное: они обязаны заниматься со своим ребенком! Играть, смеяться, улыбаться, радоваться и выполнять рекомендации педагогов и специалистов, чтобы завести механизм развития речи.

Россия – огромная страна, где проживают народы с разнообразными традициями в семейном воспитании и, конечно, отличными друг от друга национальными языками, которые оказывают доминирующее влияние на особенности раннего речевого развития детей.

Усвоение детьми лучших образцов народного творчества способствует духовному, нравственному возрождению нашего народа, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа, закрепленный в произведениях фольклора.

Список используемой литературы:

1. Аникин В. П. «Русский фольклор». М., 1986.

2. Аникин В. П. «К мудрости ступенька». М., 1982.

3. Ветрова В. В, Смирнова Е. О. «Ребенок учится говорить». Журнал «педагогический факультет» №3, 1988.

4. Гуськова А. А «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи». Журнал Логопед» №8, 2008.

5. Журина Е. В «Психологическая коррекция задержки речевого развития в период кризиса трех лет средствами малых фольклорных форм». Диссертация, Нижний Новгород, 2000.

6. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С-Пб., «Акцидент» ,1997.

7. Науменко Г. М. «Солнышко, покажись! Красное снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры». М. ,1972.

8. Павлова Л. А. «Фольклор для маленьких», Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 1990.

9. Сборник статей. Составитель Громова О. Е. «Инновации в логопедическую практику» М., 2008.

10. Федорова Г. П. «На златом крыльце сидели». С-Пб., «Детство – Пресс», 2003.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Конспект занятия по запуску и активизации речи «Миша в гостях»Конспект занятия по запуску и активизации речи «Миша в гостях» Цель: создание игровой коммуникативной ситуации, для активизации речи ребенка. Задачи: Развитие фонематического слуха Развитие слухового.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение устного народного творчества в активизации речи детей
Опубликовано: 29 января 2024 в 11:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД