МААМ-картинки

Творческий проект «Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой» в старшей подготовительной группе

Ольга Баракова
Творческий проект «Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой» в старшей подготовительной группе

Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Вельска»

структурное подразделение «Детский сад №6 «Искорка»

«Знакомим дошкольников

с каргопольской игрушкой»

Творческий проект

в старшей - подготовительной группе для детей с нарушениями зрения

Публикация «Творческий проект „Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой“ в старшей подготовительной группе» размещена в разделах

Авторы: Баракова Ольга Евгеньевна

(учитель-дефектолог,

Прибыткова Галина Сергеевна,

Чистикова Любовь Владимировна

(воспитатели)

г. Вельск, 2018 г.

Тип проекта : фронтальный, краткосрочный, творческий

Участники: тифлопедагог, воспитатели, родители, дети старшей-подготовительной группы для детей с нарушением зрения

Актуальность:

Последнее время большое внимание в ДОО уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. Как известно, самый действенный способ – это игра. Основной атрибут игровой деятельности – игрушка. Игрушек в современном мире много. Большинство из них развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к самым истокам, в первую очередь - к народной игрушке. Именно русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. А для детей с нарушением зрения также является прекрасным средством развития зрительного и осязательного восприятия.

Проблема:

Во время изучения лексической темы «Россия – Родина моя» выяснилось, что дети мало знают о родном крае, его традициях, культуре, народных промыслах. Данная тема особенно заинтересовала детей, когда речь зашла о русской народной игрушке. У детей возникло множество вопросов, появилось желание узнать больше о старинных игрушках нашего края.

Цель:

Формировать у детей с нарушениями зрения знания о русских народных промыслах на примере северной каргопольской глиняной игрушки;

Задачи:

познакомить с историей возникновения каргопольской глиняной игрушки, рассказать о мастерах и народных умельцах;

• дать понятия о традиционной технике и этапах изготовления игрушки;

• расширять представления о жизни и труде крестьян в деревне;

знакомить с русским фольклором;

• расширять представления о народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве;

• развивать творчество и фантазию детей;

• обогащать словарный запас;

• развивать зрительное восприятие, зрительные функции, осязательное восприятие, мелкую моторику пальцев рук;

• вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению с каргопольской глиняной игрушкой;

• воспитывать уважение и любовь к северной народной культуре.

Гипотеза:

Если взрослые и дети будут больше знать о своем крае, труде и жизни людей, народных промыслах и культуре, то они будут больше любить и ценить землю, на которой родились и живут, беречь и с уважением относиться к своей малой Родине.

Содержание проекта :

1. Подготовительный этап.

Деятельность педагогов:

• Введение детей в проектную деятельность;

• Разработка проекта, этапов его реализации;

• Выбор форм работы по реализации проекта;

• Выбор форм работы с родителями;

• Сбор информации и изучение литературы и интернет-источников по теме проекта;

• Подбор материалов, игр;

• Организация развивающей среды.

Деятельность детей:

• Принятие проблемы;

• Сбор информации совместно с родителями и педагогами

Деятельность родителей:

• Поиск информации по теме проекта;

• Подбор материалов для альбома, видео-презентаций;

• Заготовка глины для лепки.

2. Основной этап.

Деятельность педагогов:

• Проведение ООД «Как играли наши бабушки», «Каргопольская глиняная игрушка», составление с детьми рассказов о каргопольской игрушке;

• Показ видео-презентации «Каргопольская игрушка»;

• Экскурсия в магазин народных промыслов «Медовая лавка»;

• Экскурсия в Дом детского творчества («Радость творчества»);

• Экскурсия с детьми в библиотеку («Северная народная игрушка»);

• Оформление альбома с иллюстрациями «Каргопольская игрушка»;

• Оформление фотоальбома «Мастера и мастерицы»;

Организация продуктивных видов деятельности:

-аппликация «Каргопольские уточки»,

-лепка из пластилина «Каргопольские свистульки»,

-рисование «Каргопольская барышня», «Каргопольские узоры»,

-конструирование из бумаги «Птица»

-лепка из глины «Полкан» (в парах) с последующей росписью фигур

• Рассматривание с детьми оригинальных игрушек;

Проведение дидактических игр и упражнений: лото «Русские узоры», кубики «Составь узор», «Разрезные картинки», «Рисунки Попельрейтера», «Раскрась по образцу», «Продолжи узор», «Скопируй», «Что дальше, что ближе», «Найди отличия», «Узнай по силуэту», компьютерные игры;

• Организация подвижных народных игр;

• Создание мини-музея;

• Чтение художественной литературы по теме;

• Оформление стендовой консультации для родителей «Как знакомить детей с народными промыслами на примере каргопольской глиняной игрушки»;

• Фотофиксация.

Деятельность детей:

• Посещение ООД;

• Участие в экскурсиях;

• Участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация);

• Прослушивание сказок;

• Совместное с родителями изготовление игрушек

• Участие в играх

Деятельность родителей:

• Совместное с детьми изготовление игрушек для мини-музея;

• Оформление альбома «Каргопольская игрушка»

3. Заключительный этап.

Деятельность педагогов:

• Оформление выставки, мини-музея;

• Фотоальбом «Мастера и мастерицы» (показ родителям)

• Благодарность родителям за участие в проекте;

• Презентация проекта.

Деятельность детей:

• Помощь в оформлении мини-музея «Каргопольская игрушка»;

• Участие в выставке рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, теста, глины;

• Просматривание альбомов «Каргопольская игрушка», «Мастера и мастерицы»

• Участие в презентации игрушек, мини-музея.

Деятельность родителей:

Знакомство с выставкой, альбомами.

Системная паутинка по проекту :

Познавательное развитие:

-ООД;

-Экскурсии;

-Просмотр видео-презентации;

-Д/игры, упражнения;

-Альбомы;

-Мини-музей;

Речевое развитие:

-Чтение художественной литературы;

-Презентация игрушек, изготовленных вместе с родителями;

-Рассматривание альбомов;

-Д/игры и упражнения;

-Составление рассказов о каргопольской игрушке;

Социально-коммуникативное развитие:

-Экскурсии в библиотеку, магазин, ДДТ;

-Совместное с родителями изготовление игр;

-Д/игры с педагогами;

-Лепка «Полкана» в парах.

Художественно-эстетическое развитие:

-Продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация;

-Совместное с родителями изготовление игрушек;

Физическое развитие:

-Подвижные игры;

-Пальчиковые игры.

Перспектива

Впоследствии планируется использовать накопленный материал в течение всего учебного года, интегрировать его в лексические темы «Домашние животные», «Дикие животные», «Человек», «Семья», «Профессии», «Россия – Родина моя». Это позволит в течение более длительного времени рассказывать детям о жизни Севера, народных традициях, приобщать их к культуре, творчеству, красоте родной земли.

Список литературы:

1. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. /Л. : Художник РСФСР, 1986.

2. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие. / М. : Мозаика-Синтез, 1996.

3. Каргопольская игрушка. Учебное издание /М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Малик Л. С. Народная игрушка русского Севера как средство воспитания. /Архангельск,2004.

Публикации по теме:

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников» Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников посредством.

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе «Осень разноцветная» Воспитатель I категории МБДОУ №71 Текучёва Ирина Алексеевна Тип и вид проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Познавательно-творческий проект с детьми старшей подготовительной группы «Книга — лучший друг» Актуальность. Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют.

Познавательно-творческий игровой проект «Космос» в подготовительной группе Подготовительная группа «Ягодка» Название проекта «Космос» Тип проекта - познавательно – творческий - игровой. Срок: краткосрочный (1 неделя,.

Творческий проект в старшей группе «Этот День Победы»Творческий проект в старшей группе «Этот День Победы» Краткосрочный проект в старшей группе «Этот День Победы» Тип проекта: творческий Актуальность проекта. Ветеранов Великой Отечественной войны.

Творческий проект «Берёзы русская душа» в подготовительной группе Актуальность проекта. С приходом научно – технического прогресса изменился человек и его отношение к окружающей действительности. Научно.

Творческий проект «Неделя доброты и вежливости» в подготовительной группе Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Если доброта как.

Творческий проект по аппликации в старшей группе «Волшебные ножницы»Творческий проект по аппликации в старшей группе «Волшебные ножницы» Наш детский сад - это дом где малышу уютно и комфортно, где его ждут добрые и заботливые воспитатели, где каждый день дарит радость и ждет.

Творческий проект в старшей группе «Фантазии из полимерной глины» Творческий проект в старшей группе МБДОУ ДС ОВ № 2 на тему «Фантазии из полимерной глины» Тип проекта: краткосрочный. Участники проекта:.

Творческий проект в старшей группе «Здравствуй театр!»Творческий проект в старшей группе «Здравствуй театр!» подготовила воспитатель старшей группы доу №14"Радуга" Иевская Татьяна Михайловна. Название: «Здравствуй театр» 2. Тип проекта: творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Знакомим дошкольников с каргопольской игрушкой» в старшей подготовительной группе
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 18:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД