Получи документы

Знакомство с русской народной куклой

елена вагнер
Знакомство с русской народной куклой

Тема: Знакомство с русской народной куклой.

1. Цель: Формирование знаний о русских народных куклах.

Задачи:

Знакомить детей с различными русскими народными куклами, начиная от старинного оберега и заканчивая современной куклой.

Развивать интерес детей к историческому прошлому (куклам).

Формировать навыки умения изготовления куклы из лоскутков ткани собственными руками.

Публикация «Знакомство с русской народной куклой» размещена в разделах

Формировать у детей проявление эстетического отношения к русским народным игрушкам

Развивать эмоциональное отношение и интерес к героям мультфильма («Маша и Медведь»).

Воспитывать чувство взаимопомощи, умение действовать сообща.

Словарная работа: Кукла – «Мотанка», «Крупеничка», «Подорожница», «Кубышка-травница», оберег, тряпичная, глиняная, деревянная, коллекция.

2. Методы и приё мы: Словесное, наглядность, объяснение, самостоятельность, момент, сюрпризный.

3. Материалы и оборудование: русские народные куклы тряпичные для игры и обрядовые, современные куклы, глиняная (Дымковская, матрёшка, кукла-Маша, сундучок, по 4 кусочка ткани, моточку ниток и кусочку ваты на каждого ребенка, музыкальное сопровождение, мультимедиа и сладкие призы на каждого ребенка.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Дети входят в группу

Воспитатель: встречает и здоровается с детьми,

Ребята, становитесь в круг, для того, чтобы атмосфера у нас стала более тёплой, давайте поприветствуем друг друга, а для этого, вам нужно повторять каждое предложение и действие за мной.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Звучи музыка (из мультфильма «Маша и Медведь) включается экран

Воспитатель: Ребята, вы слышите музыку, кажется, нам пришло письмо на волшебный экран, присаживайтесь на стульчики, сейчас мы с вами его посмотрим (дети садятся на стулья перед экраном)

На экране Маша и Медведь, Мишка подает письмо Маше

Маша: А что это за конвертик такой, интересненький? Это мне? Да? Мне?

Медведь кивает головой одобрительно

Маша: берет конверт и читает письмо

- Мишка открывает музей кукол и предлагает собрать коллекцию народных кукол и рассказать о них.

Маша: Мишка-это я должна рассказать?

Медведь одобрительно кивает

Маша: Так, трудненькая ситуация.

Маша: Куколки, то есть, а знать то я про них, ничего не знаю, народные они или не народные? Что же мне делать, где бы это всё узнать? Энциклопедии у меня нет, интернетик отключили, телефончик сломала, как же быть? Дети как мне быть?

Дети: Мы можем помочь

Изображение отключается

Стук в дверь

Воспитатель: Кто это к нам стучится? воспитатель вносит игрушку-куклу Машу

(Маша тянет за собой сундучок)

Воспитатель: Ох, и быстрая же ты Маша, только видели тебя на экране, а ты уже здесь, Маша, что случилось?

Маша: Помощь мне ваша нужна

Воспитатель: А как мы можем помочь, ребята?

Дети: покажем и расскажем о русских народных куклах, которыми играли наши прабабушки

Воспитатель: Машенька, проходи к нам в группу и послушай, что мы тебе расскажем.

Воспитатель подводит детей к выставке кукол

На выставке стоят куклы : Мотанки для игры, обрядовые, глиняные, деревянная матрешка.

Воспитатель: Посмотри Маша, какие красивые и разные куколки здесь собраны

- Ребята, а что такое кукла?

Дети: Кукла – это игрушка в виде фигурки человека.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего ее придумали люди

Дети: Чтобы играть

Воспитатель: Да, чтобы дети играли и не плакали

Воспитатель: показывает глиняную куклу

Ребята, давайте расскажем Маше, из чего сделана эта кукла

Дети: Из глины

Воспитатель: А как вы думаете, удобно с ней было играть?

Дети: Нет

Воспитатель: Почему?

Дети: Она может упасть и разбиться, ее неудобно ложить спать

Воспитатель: Конечно ребята, эту куклу придумали люди как сувенир, её лепили из глины и раскрашивали, она тяжёлая, не гнётся и если упадёт, то может разбиться. Эти куклы сохранились до наших дней. А вы ребята знаете, как называется эта кукла?

Дети: Дымковская

Воспитатель: Посмотри Маша, какая красивая куколка здесь стоит, а зовут её "Крупеничка"

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему ее так называют?

Дети: Название от слова крупа

Воспитатель: Слышишь Маша, эту куклу наполняли зерном, она была оберегом на сытость и достаток, эта кукла была самой главной в семье, с ней дети не играли.

Воспитатель берет следующую куклу "Кубышку- травницу"

Воспитатель: Это кукла Кубышка - травница, ребята, как вы думаете, что у нее в узелках?

Дети: Трава

Воспитатель: Дети, это кукла-оберег наполняется душистой лекарственной травой. В старину ее подвешивали в комнате над кроваткой ребенка или давали с ней играть, чтобы травяной дух отгонял болезни.

Воспитатель: Посмотри Маша, вот еще одна замечательная кукла, а называется она – «Подорожница», ребята, как вы думаете, для чего эта куколка

Дети: Играть в дороге

Воспитатель: эту куклу делали в дорогу, из цветных лоскутков ткани, чтобы в пути с человеком ничего не случилось, она тоже была оберегом.

Воспитатель: А вот эти куколки – «Мотанки» посмотрите ребята и расскажите, из чего их делали?

Дети: Из ниток, ткани

Воспитатель: Правильно, а почему их так назвали?

Дети: Потому что их мотали

Воспитатель: Молодцы ребята, какие вы все сообразительные, продолжаем рассказывать Маше о русских народных куклах.

Маша: А это что за девица, красавица стоит?

Воспитатель: А эта куколка с секретом, что за секрет у матрёшки, послушайте.

Воспитатель: (читает стихотворение)

Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Буду дальше разбирать.

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку.

Русские красавицы

Всем нам очень нравятся.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о матрёшках?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Матрёшки куклы весёлые, любят петь и танцевать. Они и вас приглашают поплясать, представьте, что мы все сейчас матрёшки.

Физминутка:

Воспитатель: Дружные матрешки. (хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперёд)

Топают матрёшки (топают ногами)

Хлопают в ладошки

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Воспитатель: Маша, а для чего ты сундучок принесла?

Маша: Да я же кукол собрала для Мишкиного музея

Воспитатель: А давайте посмотрим, что за кукол Маша для музея принесла (открывают сундук, там современные куклы) выкладывают их и рассматривают.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, подойдут эти куклы в Мишкин музей старинных русских народных кукол?

Дети: Нет

Воспитатель: Маша, что ты загрустила?

Маша: Куклы то не подойдут для музея,. а я так хотела сделать Мишке приятное

Воспитатель: Как же быть дети?

Дети: Отдать кукол

Воспитатель: У нас куколки большие, все не поместятся в сундучок, да и для музея их очень мало

Маша: А что это за лоскуточки с ниточками у вас лежат?

Воспитатель: Дети, подскажите, что из этих лоскутков можно сделать?

Дети: Куколку

Маша: Как здорово, только как её делать я не знаю.

Воспитатель: Не переживай Маша, мы тебе покажем

На экране пошаговый показ изготовления куклы Мотанки (Колокольчик)

Дети выполняют работу

Воспитатель: Вот и куколки готовы и Маша повеселела, давайте сложим в Машин сундучок все куколки

Воспитатель: Ребята, скажите, что мы сегодня с вами делали?

Дети: Куклу

Воспитатель: А для кого мы сегодня делали куклу?

Дети: Для Маши

Воспитатель: А зачем Маше понадобилась кукла?

Дети: В музей для Мишки

Воспитатель: А как называются эти куклы?

Дети: Русские народные

Воспитатель: А о каких русских народных куклах мы рассказали Маше?

Дети: О Мотанках, дымковской, Матрёшке, Крупеничке, Подорожнице.

Воспитатель: Ребята, а Маша говорит вам огромное спасибо, за вашу помощь она хочет отблагодарить вас вот этими вкусными сладостями, которые сама приготовила (раздает детям петушки на палочке). Теперь ребята мы с Машей прощаемся с вами, я помогу ей донести сундучок с куклами до Мишкиного музея. До свидания!

Воспитатель уходит, в руках уносит куклу – Машу и сундучок.

Публикации по теме:

Конспек занятия по развитию речи «Знакомство с куклой Катей» .

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» Программное содержание: Задачи: - Формировать умение отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки. - Побуждать детей.

Конспект открытого занятия на родительском собрании «Знакомство с народной тряпичной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» Изготовление куклы «Пеленашки» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое.

Конспект открытого занятия в средней группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать,.

Конспект занятия «Знакомство с народной куклой «Отдарок на подарок» Конспект занятия «Знакомство с народной куклой «Отдарок –на – подарок». Тема. Знакомство с народной куклой «Отдарок – на - подарок» Задачи.

Занятие в подготовительной группе «Знакомство с народной тряпичной куклой донских казаков. Изготовление куклы-оберега» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрушинский детский сад «Золотая рыбка» Конспект непосредственно образовательной.

Конспект занятия с детьми 3–4 лет «Знакомство с русской народной сказкой «Три медведя» Ознакомление детей 3-4 лет с художественной литературой. Конспект занятий «Знакомство с русской народной сказкой (Три медведя)». Цели:.

Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой»Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой» Начиная с января этого года в нашем детском саду начался долгосрочный творческий проект "Знакомство с народной игрушкой". Детей подготовительной.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «В гости к бабушке Забавушке» Знакомство детей с русской народной культурой «В гости к бабушке Забавушке» Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре.

Знакомство с элементами ТРИЗ на основе русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с русской народной куклой
Опубликовано: 26 марта 2018 в 18:28
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД