Татьяна Сатыева
Проект по реализации национально-регионального компонента «Знакомьтесь: Нефтекамск»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Знакомьтесь – Нефтекамск»
Нефтекамск – небольшой городок.
От других городов он далек.
Только место ты вряд ли красивей Найдешь,
Если в городе нашем живешь.
Нефтекамск – город мой на века-
Бережно качает Кама-река,
Нефтекамск – облаков купола,
Золотыми звездами ночь расцвела.
Нефтекамск – тополя-тополя
Зеленеют первыми ранней весной,
Нефтекамск – это ты, это я,
Это мы с тобой!
А. Иликбаев
Публикация «Проект по реализации национально-регионального компонента „Знакомьтесь: Нефтекамск“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Вид проекта : долгосрочный, групповой, информационно- творческий.
Участники проекта : дети 5-6 лет, родители воспитанников, педагоги.
Актуальность темы:
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное многогранное понятие, оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад куда он ходит, улица, на которой стоит его дом – все это включается в представление ребенка о родном доме, о своей малой Родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю, к своей республике, к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего мира.
Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Эта тема актуальна для нас, так как в этом году нашему городу Нефтекамску исполняется 50 лет. Беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Цель проекта : познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать интерес и любовь к родному краю, гордость за свой город, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта : - Познакомить детей с родным городом (история, символика, достопримечательности)
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
-учить составлять свою родословную «шежере».
Знакомство с флорой и фауной родного края.
Результат проекта : - Дети могут знать и называть место проживания: город, свой адрес; некоторые предприятия своего города и их значимость, символику города, достопримечательности.
- дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых.
- дети могут составлять свою родословную «шежере»
- пополнение и совершенствование предметно-развивающей среды по знакомству детей с родным городом.
- расширение знаний о истории Нефтекамска, ответственное отношение к общественно – значимым местам города, достопримечательностям.
- расширение знаний о природе родного края.
Схема осуществления проекта
Разделы программы
Виды детской деятельности
Социализация
Д/и «Расскажи, где ты живешь»
Д/и «От какого дерева листочек»
Д/и «Угадай животное»
Д/и «Назови улицы нашего города»
Д/и «Узнай, назови, что на фотографии»
д/и «Угадай, где я нахожусь»
с/р игра «Мы строители»
с/р игра «Семья»
с/р игра «Путешествие по городу»
с/р игра «Детский сад»
слов. игра «Скажи со словом городской…»
слов. игра «Жилое - нежилое»
слов. игра «Я начну, а ты продолжи» (правильное поведение в городе).
слов. игра «Мой, моя, мои»
игра – загадка «Сколько нас».
Драматизация рассказа М. Карима «В березовом лесу»
Башкирская народная игра «Курай» (сл. и мелодия Ф. З Гершовой)
Башкирская игра «Юрта».
Праздник «День матери»
Праздник «День победы»
Возложение цветов к памятнику «Вечный огонь».
Спортивный праздник «День защитника отечества»
Праздник «Шежере»
Праздник «Сабантуй».
КВН – игра «Мой город – Нефтекамск».
Художественная литература
Чтение стихов о Башкортостане»
Чтение стихов о Нефтекамске
Башкирские народные поговорки и пословицы
Чтение рассказа М. Карима «В березовом лесу»
Заучивание стихотворения А. Игебаева «Курай»
Чтение стихотворений «Матери моей», «Золотые руки» (А. Игебаев)
Чтение рассказа «Бабушка – солнышко»
(М. Буракаева)
Чтение стихотворения «Наша семья» (Х. Габитов)
Чтение стихотворения «Башкортостан» (Ш. Бабич)
Чтение стихотворения «Герб Башкортостана»
(С. Алибаев)
Чтение стихотворения «Флаг моей республики»
(Ф. Губайдуллина)
Чтение рассказа М. Хисматова «Прекрасная сторона – моя земля»
Чтение легенды «Происхождение башкир»
Чтение стихотворения «Сабантуй» (З. Ахматзяновой)
Познание
Занятия: «Природа родной земли прекрасна»
«Животные Башкортостана»
«Что нам дает лес»
«Мой детский сад"
«Наша родная страна Башкортостан»
«Откуда город пошел»
«О предприятиях Нефтекамска
«Государственные символы Башкортостана»
«Знакомство с гербом Нефтекамска»
«Улицы родного города»
«Наши герои – защитники»
«Мы любим отдыхать»
«День победы»
«Музеи родного города»
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в художественный салон «Сирин»
Экскурсия в пожарную часть Нефтекамска»
Экскурсия в музей ГИБДД Нефтекамска
Экскурсия в парк Победы.
Экскурсия по детскому саду.
Наблюдения детей за явлениями природы.
Сезонные наблюдения за деревьями на территории детского сада.
Сезонные наблюдения за птицами.
Сбор листьев для гербария.
Вечер загадок «Животные и растения родного края».
Просмотр слайдов «Природные памятники Башкортостана»
Просмотр документального фильма «Нефтекамск».
Просмотр слайдов «Моя мама».
Просмотр слайдов «День победы»
Просмотр слайдов «Мой Нефтекамск».
Просмотр слайдов «Уважаемые земляки»
Целевая прогулка по близлежащим улицам.
Музыка
Слушание песни «Курай» (муз. А. Зиннуровой, сл. С. Р Ураксиной).
Прослушивание звукозаписи мелодий курая.
Прослушивание гимна Башкортостана.
Прослушивание гимна России.
Прослушивание песни «Нефтекамск» сл. И муз. А. Иликбаева
Здоровье
Подвижная игра-эстафета «Посади картофель»
Народные игры: «Бой с мешком
«Бег в мешках»
Игры –эстафеты на спортивном празднике «День защитника отечества»
Работа с родителями
Анкетирование : «Что мы знаем о своем городе»
Составление альбома «Мы растем вместе с родным городом»
Составление альбома «Моя семья»
Консультация родителям «Родительский дом – начало начал»
Составление семейного герба и родословного дерева.
Составление альбома «Профессии жителей нашего города».
Выпуск семейной газеты «Я здесь живу»
Смотр - конкурс рисунков и плакатов «Нефтекамску – 50 лет».
Художественное творчество
Рисование : «Животные Башкортостана»
«Деревья, которые растут в нашем городе»
«Мой дом»
"Что мы видели в музее»
«Наша семья»
«Мой папа»
«Моя мама»
«Наш город»
«Герб моего города»
Аппликация: «Флаг Башкортостана»
«Флаг России»
«Улицы нашего города»
Совместная творческая работа детей и родителей «Составь герб семьи»
Выставка поделок из бросового материала.
Выставка семейных гербов.
Рассматривание иллюстраций из книг о Нефтекамске.
Рассматривание иллюстраций из книг о природе Башкортостана.
Конструирование Конструирование с крупным строительным набором
«Моя улица»
Конструирование с мелким строительным набором
«Мой город»
Конструирование с лего-конструктором
«Дом моей мечты»
Коммуникация Составление рассказа на тему «Мой любимый, дорогой челове Рассказ детей о составе семь
Беседа на тему «Наша дружная семья»
Беседа о башкирских пословицах и поговорках.
Беседа о государственных символах России.
Беседа «Что такое сабантуй»
Беседа «Мы живем в Нефтекамске»
Акция «Письмо ветерану».
Беседа «Наши земляки – герои,защитники
Акция «Покормите птиц зимой».
Беседа о улицах Нефтекамска».
Беседа о городском транспорте.
Трудовая деятельность Помощь воспитанников при уборке участка от листьев и мусора.
Сбор семян.
Помощь детей при уборке участка от снега.
Привлечение детей к посадке растений.
Привлечение детей к поливу цветов.
Содержание работы над проектом по этапам
Наименование этапов работы Мероприятия Сроки Работа с родителями
1этап – подготовительный
2 этап – основноЙ
3 этап - итоговый
• Подготовительный методический материал по реализации проекта
• Диагностика детей.
• Анкетирование родителей: «Что мы знаем о своем городе?».
• Занятие по РПИ «Природа родной земли прекрасна»
• Башкирские народные пословицы и поговорки о природе.
• Рассматривание иллюстраций из книг о природе Башкортостана.
• Просмотр слайдов «Природные памятники Башкортостана»
• Наблюдение за деревьями на территории детского сада.
• Сбор листьев для гербария.
• Рисование «Деревья, которые растут в нашем городе».
• Д/и «От какого дерева листочек».
• Сбор семян.
• Чтение стихотворения Ш. Бабича «Башкортостан»
• Чтение башкирской легенды «Происхождение башкир».
• Занятие по РПИ «Наша родная страна Башкортостан»
• Чтение рассказа М. Карима «В березовом лесу»
• Занятие по РПИ «Животные Башкортостана»
• Д/и «Угадай животное»
• Рисование «Животные Башкортостана».
• Помощь воспитанников в уборке участка от листьев и мусора.
• Занятие по РПИ «Что нам дает лес»
• Драматизация рассказа М. Карима «В Березовом лесу».
• Вечер загадок «Деревья и животные родного края»
• Занятие по РПИ «Наш детский сад»
• Экскурсия по детскому саду.
• С/р игра «Детский сад»
• Игра – занятие «Путешествие в город мастеров» (о профессиях сотрудников детского сада).
• Чтение стихотворения А. Игебаева «Курай»
• Прослушивание звукозаписи мелодий курая
• Башкирская народная игра «Курай» (сл. и мелодия Ф. З Гершовой)
• Слушание песни «Курай» (муз. А. Зиннуровой сл. Р. З Ураксиной
• Занятие по РПИ «Государственные символы Башкортостана»
• Чтение стихотворения
С. Алибаева «Герб Башкортостана»
• Прослушивание гимна Башкортостана.
• Чтение стихотворения Ф. Губайдуллина «Флаг моей республики»
• Аппликация «Флаг Башкортостана».
• Беседа о государственных символах России.
• Прослушивание гимна России.
• Аппликация «Флаг России».
• Занятие по РПИ «Карта Башкортостана»
• Чтение рассказа
М. Хисматова «Прекрасная сторона – моя земля».
• Рассматривание иллюстраций о национальной одежде башкир.
• Занятие по РПИ «Хоровод дружбы народов»
• Беседа «Куклы наших бабушек»
• Изготовление куклы –кувадки.
• Выставка кукол.
• Занятие по РПИ «Карта России».
• Сезонные наблюдения за птицами.
• Помощь детей при уборке участка от снега.
• Изготовление елочной игрушки для городской елки.
• Чтение стихотворения Х. Габитова «Наша семья».
• Игра – загадка «Сколько нас?»
• Рассказ детей о составе семьи»
• Рисование на тему «Моя семья»
• С/р игра «Семья»
• Беседа «Наша дружная семья»
• Слов. игра «Мой, моя, мои».
• Чтение стихотворения Ф. Рахимгуловой «Откуда родом ты?»
• Составление родословной (шежере).
• Выставка рисунков с изображением семейного герба и родословного дерева.
• Праздник «Шежере»
• Беседа «Мы живем в Нефтекамске»
• Экскурсия в пожарную часть города.
• Беседа о городском транспорте.
• Экскурсия в музей ГИБДД
• Беседа о улицах Нефтекамска.
• Д/и «Назови улицы нашего города».
• Экскурсия в салон «Сирин».
• Аппликация «Улицы города».
• Экскурсия в краеведческий музей.
• С/р игра «Путешествие по Нефтекамску».
• Занятие «Музеи родного города»
• Рисование «Что мы видели
в музее»
• Занятие «Наши герои – защитники».
• Рисование «Мой папа – самый лучший».
• Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества с участием пап
«Батырские состязания»
• Чтение стихотворений А. Игебаева «Матери моей» и «Золотые руки»
• Составление рассказа на тему «Мой любимый дорогой человек»
• Чтение рассказа М. Буракаева «Бабушка – солнышко»
• Просмотр слайдов «Моя мама»
• Рисование «Моя любимая мамочка»
• Изготовление подарка маме.
• Праздник «День матери»
• Занятие по РПИ «Откуда город пошел».
• Слов. игра «Скажи со словом городской».
• С/р игра «Мы строители»
• Конструирование с крупным строительным набором «Моя улица»
• Занятие по РПИ «О предприятиях Нефтекамска»
• Чтение стихотворений о Нефтекамске.
• Прослушивание песни А. Иликбаева «Нефтекамск»
• Занятие по РПИ «Знакомство с гербом Нефтекамска».
• Слов. игра «Жилое – нежилое»
• Рисование «Герб моего города».
• Д/ и «Узнай, где я нахожусь».
• Просмотр документального фильма «Нефтекамск».
• Целевая прогулка по близлежащим улицам.
• Занятие по РПИ «Мы любим отдыхать» (О достопримечательностях Нефтекамска).
• Рассматривание иллюстраций из книг о Нефтекамске.
• Просмотр слайдов «Уважаемые земляки».
• Д/и «Узнай, назови, что на фотографии».
• Беседа «Мой адрес».
• Конструирование с лего -конструктором «Дом моей мечты».
• Д/и «Расскажи, где ты живешь».
• Рисование «Мой дом».
• Беседа «Наши земляки – герои, защитники».
• Акция «Письмо ветерану».
• Просмотр слайдов «День победы»
• Возложение цветов к памятнику «вечный огонь»
• Праздник «День победы».
• Привлечение детей к посадке и поливке растений.
• Просмотр слайдов «Мой Нефтекамск»
• Рисование «Мой город»
• Д/ и «Я начну, а ты продолжи» (правильное поведение в городе)
• Конструирование с мелким строительным набором «Мой город».
• Беседа «Что такое сабантуй?».
• Чтение стихотворения З. Ахматзяновой «Сабантуй».
• Праздник «Сабантуй».
• КВН – игра «Мой город – Нефтекамск».
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
•1. Ознакомление родителей с проектом.
• 2. Анкетирование родителей «Что мы знаем о своем городе?»
Совместная работа детей и родителей, изготовление атрибутов к драматизации рассказа «В березовом лесу»
Составление альбома «Национальная одежда наших бабушек»
• Совместная работа детей и родителей – изготовление кукол своими руками.
• Совместная работа
детей и родителей - изготовление кормушки для птиц.
• Составление альбома «Моя семья»
• Совместная творческая работа детей и родителей «Составь герб семьи»
• Составление родословного дерева.
• Консультация родителям «Родительский дом – начало начал»
• Участие пап в спортивном празднике
Ко Дню защитника Отечества «Батырские состязания»
• Составление альбома «Профессии жителей нашего города»
Составление альбома «Мы растем вместе с родным городом»
Выпуск семейной газеты «Я здесь живу».
Смотр – конкурс рисунков и плакатов «Нефтекамску – 50 лет».
г. Нефтекамск 2013г.
МАДОУ детский сад №4 «Одуванчик»
Воспитатель: Сатыева Татьяна Геннадьевна
Литература:
1. «Я Родину хочу свою познать» Р. Х. Гасанова.
2. «Мой край Башкортостан» Ф. Н. Фазлыева
3. «Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников» М. Б. Зацепина.
4. «Развитие одаренных детей дошкольного возраста в процессе экологического образования» С. А. Бронникова, М. С. Черникова.
5. «Словесное творчество старших дошкольников на основе культуры башкирского народа» Л. Н. Гасанова, Р. Х. Гасанова.
6. «Культура народов Башкортостана» А. А. Хусаинова,
Э. С. Гайнитдинова.
7. «Земля отцов» Р. Х. Гасанова.
8. «Я познаю Башкортостан» Р. Л. Агишева.
9. «Я – башкортостанец» Р. Л. Агишева.
10. «Годы боевые, годы трудовые» Уфа 1995г.
11. «Этноэкологические наблюдения природы на основе народных примет» З. Г. Нафикова, А. Г. Березина.
12. «Поэтический Нефтекамск» Сборник, Нефтекамск 1997г.
13. «Знакомьтесь Нефтекамск» Москва 1 982г.
14. «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» Л. И. Марченко.
15. «Сорок пять созидательных лет» Нефтекамск 2008г.
16. «Нефтекамск. Хроника дат и событий» Нефтекамск 2008г.
17. «Нефть на Каме» М. П. Новиков, М. С. Зеликман, А. Н. Яшина.
18. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»
А. М. Виноградова
19. «Мини – музей в детском саду» Н. А. Рыжова.