МААМ-картинки

ЗОЖ в контексте реализации ФГОС до

Оксана Синенко
ЗОЖ в контексте реализации ФГОС до

Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.

Согласно Всемирной организации здравоохранения психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения, раскрывая содержание понятия психическое здоровье, обращает внимание на следующие моменты:

Публикация «ЗОЖ в контексте реализации ФГОС до» размещена в разделах

- психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств;

- психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья. Действительно, без психического здоровья нет здоровья;

- психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов.

Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.

К психологическому здоровью детей относится:

- интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;

- социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость, сформированность навыков общения;

- эмоциональное – уравновешенность, адекватная самооценка, эмоционально - эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться, способность переживать всю гамму чувств и эмоций.

Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают психические нагрузки. Они легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. В течение дня можно наблюдать негативные проявления в поведении детей, таких как: агрессивность и конфликтность, тревожность и гиперактивность.

Поэтому важно создавать условия по профилактике нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.

Основой профилактики эмоционального благополучия, охраны психологического здоровья дошкольников является:

- укрепление их нервной системы через создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения в детском саду и дома,

- удовлетворение их эмоциональных потребностей,

-осуществление поддержки, выявление причин психологической дисгармонии каждого ребёнка,

- а также обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний.

Как помочь ребенку вырасти веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным – то есть, прежде всего, психологически здоровым?

С агрессивными детьми по следующим направлениям - обучение дошкольников способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, формирование эмпатии.

С гиперактивными дошкольниками - приемам саморегуляции, развития внимания, контроля поведения, отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, с гневом.

С тревожными детьми - повышение самооценки дошкольников, обучение приемам саморегуляции, снятие мышечного напряжения.

Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников помогают здоровьесберегающие технологии:

Песочная терапия. Стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.

Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения, так как в сказке все можно. Потом этот выход можно использовать для себя.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы). Музыкотерапия – техника, использующая музыку в качестве средства предотвращения и коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы). Включает в себя пантомимику (развитие выразительности в движении и жестах); коллективные игры (формирование и развития у детей дошкольного возраста навыков общения, преодоление барьеров в общении).

Арт-терапия – это направление, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека и общего развития.

Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у ребёнка, необходимо создавать условия для благополучного эмоционального климата в детском коллективе, организовать развивающую предметно-пространственную среду.

Созданный в группе «Уголок уединения» - место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.

Уголок уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы.

Также эта зона может использоваться как «Уголок настроения». Цель создания «Уголка настроения» - способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

В этом случае используются различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: - «Чувства и эмоции»; «Как поступают друзья»; «Угадай эмоцию»; «Найди друзей»; «События и эмоции»; «Мои чувства»; «Эмоции в сказках».

Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. В случае, если ребёнок чувствует себя некомфортно, сначала необходимо мягко выяснить причину его состояния, а затем предложить ребёнку поиграть в ту или иную игру.

В зависимости от состояния детей уголок может использоваться как «Уголок гнева»

Цель создания «Уголка гнева» - дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

В уголке гнева используются:

- «Коврик злости» - коврик, на котором дети могут потоптаться;

- коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» - коробочка темного цвета, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «плохого»);

- коробочка «Попробуй порви» - дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры;

- «Подушка-колотушка»;

- стаканчики «Для крика»;

- пластилин, который дети мнут и могут вылепить, что угодно.

Всё это, при умелом использовании педагогами, поможет детям нормализовать свою эмоциональную сферу и быть успешными в коллективе.

Важным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. В соответствии с ФГОС ДО : «Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – это главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств».

Целью работы по формированию основ здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду;

формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье; формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью. Необходимо донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста, выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.

Применительно к ребенку:

- обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;

- знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его;

- валеологическая компетентность, позволяющая дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

- умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь.

Применительно к взрослым:

- содействие становлению культуры здоровья;

- валеологическое просвещение родителей;

- формирование основ ЗОЖ осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Двигательной активности в течение дня должна включать в себя физкультурно – оздоровительную деятельность:

-утренняя гимнастика (ежедневно);

-физкультурные занятия (3 раза в неделю);

-музыкально – ритмические занятия (2 раза в неделю);

-прогулки с включением подвижных игр (ежедневно);

-оздоровительный бег (ежедневно);

-пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов;)

-зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях);

-оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

-физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

-эмоциональные разрядки, релаксация;

-ходьба по массажным коврикам, песку, гальке;

- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц);

-дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Методические приемы для формирования ЗОЖ: рассказы и беседы воспитателя;

заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье. А нам - педагогам-дошкольникам необходимо:

1. Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников.

2. Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности

3. Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами.

4. Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных проведений подвижных игр, физических упражнений.

5. Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т. д.)

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДООрганизация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС доНормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ЗОЖ в контексте реализации ФГОС до
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 10:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД