Елена Протасова
«Звук и буква С». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) Знакомство со звуками (С) и (С*);
2) Различение звуков (С) и (С*);
3) Знакомство с буквой С;
4) Закрепление понятия «родственные слова».
Материалы к занятию : вязаный снеговик; изображение буквы «С»; доски на каждого ребёнка; маркеры: зелёный, синий и красный на каждого ребёнка; бумажные снежинки на каждого ребёнка; рисунок «мальчик и девочка на санках»; набор предметных картинок.
(На доске размещён лист ватмана с нарисованной сосной и горкой).
Публикация «„Звук и буква С“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- А какие явления в природе происходят зимой: - падает снег, наступают морозы, день короткий - ночь длинная, и т. д. – Ребята, покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.
Стук в дверь.
- Ребята, вы слышите, к нам в дверь кто-то стучит, давайте посмотрим.
Педагог открывает дверь и забирает письмо, на котором написано АФРИКА.
- Ребята посмотрите, нам с вами пришло письмо, на котором написано Африка, а вы знаете от кого оно?
- Нет, не знаете, а давайте откроем его и прочитаем. Вы мне в этом поможете?
Педагог открывает конверт, достает письмо и читает детям.
Текст письма: здравствуйте ребята, пишет вам жираф Джек. Я живу в Африке, где всегда тепло, много солнца, пальмы, песок. Мне очень хочется узнать, что-же такое зима. Расскажите мне о ней.
2. Введение в тему. Создание игровой ситуации.
- Ребята мы с вами поможем жирафу Джеку, расскажем ему о зиме, а для этого нам с вами необходимо составить зимнюю картину.
Но сначала отгадайте загадки:
1. Прилетают к нам зимою
И кружатся над землёю.
Очень лёгкие пушинки.
Это белые. СНЕЖИНКИ.
- Молодцы, ребята! (выходит ребёнок и помещает изображение снежинки на ватман).
2. Синяя косынка, тёмненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать её… (синичка)
-Давайте на картину поместим и синичку. (выходит ребёнок и помещает изображение синички на ватман)
А какой самый характерный символ зимы – правильно снег.
-Произнесите слова «снежинка», «синичка», «снег».
-Какой звук вы слышите первым в этих словах?
- Правильно ребята, а вы догадались о каких звуках мы с вами будем сегодня говорить?
3. Сообщение темы. Характеристика звука.
-Произнесите звук (С).
-Давайте расскажем об этом звуке, какой он (согласный, твёрдый)
- Очень много зимних слов на этот звук начинается : сосулька, санки, снегири, снежинки, снегопад;
- снег падает - снегопад, машина, которая ходит по снегу – снегоход.
- И очень много получается родственных слов к слову снег.
-Попробуйте подобрать родственные слова к слову «снег» (снежный, снегирь, снегурочка, снегопад, снегоход, снеговик)
-Произнеси те звук (С*).
-Какой это звук? (согласный, мягкий).
А какие зимние слова вы знаете с этим звуком?
4. Упражненя на развитие фонематического слуха.
1) (на столе разложены картинки большим комом)
-Ребята, вот у нас большой ком, надо сделать его поменьше, убрать лишние картинки.
-Уберите картинки, слова на которых не имеют звуков (с) и (С*).
-Что- то ком всё равно большой, давайте теперь разделим оставшиеся карточки на слова с твёрдым звуком (С) и на слова с мягким звуком (С*).
(Дети разлаживают картинки, объясняя, почему отложили в ту или иную группу карточек.)
-Ребята, посмотрите, у нас получилось три кома, а что можно сделать из них? Давайте покажем.
5. Физкультминутка.
Снежный ком на снежный ком,
А морковка вместо носа
Не боится он мороза…
Угадали речь о ком?
Знает мал и велик,
Это точно снеговик!
-Правильно, молодцы, у нас получился снеговик.
(педагог помещает снеговика на доску)
Снежинки пуховые, (взмахи руками)
Весёлые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете (покружиться)
В молчании лесном
И землю устилаете (присесть)
Блестящим серебром.
6. Фонетический анализ слова.
-Ребята, как вы думаете, чего или может кого не хватает на нашей картине?
-Правильно с горки должны кататься дети.
(педагог или ребёнок цепляют на картину изображение девочки и мальчика на санках)
-Придумайте детям имена, чтобы начинались на звук (С) или (С*). (Сима и Стас)
-Давайте придумаем рассказ про детей. (дети придумывают рассказ из трёх предложений)
-Сделаем разбор слова Сима.
(Один ребёнок выходит к доске, остальные на местах на маркерных досках рисуют схему слова.)
-Какой звук первый? (мягкий согласный (С, значит зелёный кружочек)
-Какой звук второй? (гласный (И, значит красный кружочек)
-Какой звук третий? (твёрдый согласный (М, синий кружок)
-Какой звук четвёртый? (гласный (А, значит красный кружок)
Разбор слова Стас вы сделаете самостоятельно на досках и проверите друг у друга.
(пока дети работали на досках к санкам крепится буква С, завёрнутая как подарок.)
7. Знакомство с буквой С.
-Посмотрите, дети, на санках у Стаса что-то лежит.
-Правильно, это буква С.
-Посмотрите на букву, на что она похожа?
«С» - как серп рисуем с вами.
«С» - свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» - сверкает силуэт.
- Пальчиком в воздухе напишем букву «С».
-Возьмите доски, напишите букву на доске.
8. Автоматизация звука в слогах и словах. На доске написаны слоги: ОС, УС, ЫС, АС, ЭС,ИС, СА, СУ, СЫ, СЭ,СО,СИ.
Дети читают слоги.
-Напишите эти слоги на своих досках.
Проверьте друг у друга.
9. Итог занятия.
-Посмотрите какая картинка у нас получилась. А вам не кажется, что чего-то не хватает у снеговика.
-Сейчас каждый из вас добавит что-нибудь снеговику.
(каждый из детей подходит к доске и прикрепляет пуговицу, ведро и т. д.)
-Что нового мы узнали? (буквой «С» и звуками «С и С)
- С какими словами познакомились? (родственными словами слова снег).
- вам понравилось на занятии?
-Посмотрите, а у снеговика для вас сюрприз.
Каждый ребёнок получает снежинку.