Надежда Парасовская
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. «Мы солдаты» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать навык звуковой культуры речи и развивать речевую активность.
Задачи:
1. Упражнять в звуковом анализе слов.
2. Упражнять в делении слов на слоги, учить определять твердые и мягкие звуки в словах, составлять схему предложений.
3. Развивать логическое мышление и зрительную память.
4. Воспитывать чувство отзывчивости, дружелюбия, товарищества.
Оборудование:
Публикация «Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте, „Мы солдаты“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Карточки для звукового анализа слов, схема предложений, картинки с изображениями штурвала, рынды, заставы; воздушный шар, капсула (контейнер от киндера, конверт, мяч, зашифровки слов с заданиями, фишки (наклейки с изображением военной техники, раскраски для каждой команды.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Школа будущих солдат». Мы узнаем много интересного и повторим то, что уже знаем.
Мы живем в огромной стране. Наша страна очень большая, красивая, богатая. Давайте вспомним, как называется наша страна.
-Д: Россия.
-В: Да, ребята, наша страна называется Россия, а точнее Российская Федерация. Давайте вспомним столицу нашей родины?
-Д: Москва.
-В: Мы с вами живем в мирное время, но и сейчас нас с вами, нашу страну охраняет российская армия. Какие военные профессии вы знаете?
-Д: Летчики, танкисты, моряки…
-В: Наша страна такая огромная, ее нужно охранять со всех сторон. Кто охраняет воздушное пространство нашей страны?
-Д: Летчики.
-В: Кто защищает водные территории нашей страны?
-Д: Моряки.
-В: Кто защищает границы нашей страны?
-Д: Пограничники.
-В: Хорошо, мы вспомнили профессии. Ребята, я хочу предложить вам по-быть солдатами. Вы согласны? Для начала необходимо разделиться на три команды. Выбирайте карточку и смотрите, что на ней изображено. Если самолет, то вы в команде летчиков, если корабль – моряки, если граница, то пограничники. Рассаживайтесь по своим центрам (каждый стол обозначен соответствующей карточкой). И представьте, что вы находитесь в военной школе, ведь военные не только защищают нашу страну, но и проходят обучение грамоте. А точнее, мы повторим деление слов на слоги, определим место звука в слове и укажем, какие это звуки по твердости-мягкости, составлять схему предложений. За каждый ответ будут выдаваться фишки, и в конце занятия мы подсчитаем, какая команда лучше всех прошла обучение.
Задание №1.
На какой звук начинается ваша команда?
- «Летчики»
- звук «Л»
-«Моряки»
- звук «М»
-«Пограничники»
- звук «П»
-Ребята, посмотрите, на доске находятся схемы. Что они обозначают, и какое задание нужно выполнить?
-Правильно: определить, где находится звук в словах - в начале, середине или в конце слова.
Задание команде № 1.
- Слово «бинокль». Определите позицию звука «л».
Задание команде номер 2.
- Слово «корма». Определите позицию звука «м»
Задание команде номер 3
-Слово «пистолет». Определите позицию звука «п».
Хорошо, с этим заданием вы справились. А теперь определите, какие эти звуки по твердости-мягкости? Первой команде нужно определить звук [л], 2- [м], 3- [п].
Задание №2. Знакомство с новыми словами.
- Ребята, посмотрите, на доске находятся картинки. Может быть, вы знаете, что это? Для чего нужны эти предметы?
-Штурвал (устройство управления самолетом).
- Рында - это корабельный колокол. Он необходим для того что бы собрать команду, отбить время, сообщить о неприятностях и т. д. Это традиция на любом морском корабле рында присутствует обязательно.
- Застава (здание, где живут и отдыхают пограничники).
Ребята, разделите эти слова на слоги. Первая команда делит слово штурвал, вторая – рында, третья – застава.
Задание №3. Составление схемы предложений.
-В: Ребята, я назову для каждой команды предложение, а вы подсчитайте ко-личество слов и составьте схему. Один из вас выложит схему у доски.
-Летчик сидит за штурвалом.
-Рында зовет на обед.
-Пограничник пришел на заставу.
Молодцы! Все команды справились с заданиями.
Физкультурная минутка.
Мы пока еще ребята (приседаем)
Подрастем – пойдем в солдаты (хлопаем)
Будем Родине служить (маршируем)
Чтоб под мирным небом жить (наклоны влево-вправо)
А пока что мы ребята (маршируем)
Озорные дошколята
Любим бегать и играть (бег на месте)
Прыгать, лазать, приседать. (по тексту).
Задание №4. Игра «Да-нет» на плоскости.
- Будет на внимание и сообразительность. Перед вами предметы. В этих предметах секретная информация, но сначала, надо подумать и отгадать, какой команде будет принадлежать предмет. С помощью вопросов вы отгадаете нужный предмет. (на столе 5 предметов)
3 предмета:
-шарик
-капсула (контейнер от киндера)
-конверт
-Летчики летают, и шарик летает, значит летчикам.
-Моряки плавают, и капсула плавает, значит морякам.
-Пограничникам приходит важная информация по почте письмом, значит им
конверт.
Внутри каждого предмета листок с заданием.
Задание №5. Найти буквы и прочитать слова.
-Задание «зашифровка». Нарисована табличка из 9 квадратов, в них вписаны буквы. Под таблицей указано слово, которое нужно найти в этой таблице. Обведите эти буквы в таблице и прочитайте слово.
-Н-Е-Б-О – это слово для летчиков.
-Задание с зашифрованным словом М-О-Р-Е для моряков.
-Задание со словом С-У-Ш-А для пограничников.
- Команда летчиков ваше зашифрованное слово? (небо). Сколько слогов в этом слове? (2).
- Команда моряков, какое у вас зашифрованное слово? (море). В этом слове сколько слогов? (2)
- Команда пограничников, какое у вас получилось слово? (суша). Сколько слогов в этом слове? (2).
Задание №6. Объяснить значение пословицы.
Я вам прочитаю пословицу, а вы мне скажите, что она обозначает?
-Пословица:
«Когда мы едины, мы непобедимы»
-Почему так говорят? В каком случае она будет уместна?
-Одному человеку плохо и скучно, а когда всех много и все дружные им хорошо и они сильные.
-Молодцы! Правильно поняли эту пословицу.
- Ребята, теперь подсчитаем количество фишек у каждой команды. Молодцы, все отлично справились с обучением : научились делить слова на слоги, определять позицию звука в словах, определять звуки по твердости-мягкости. За проявленные знания, смекалку каждой команде вручаются призы – раскраски. А на прогулке мы с вами продолжим - поиграем в военно-спортивную игру.
Спасибо всем за активное участие.