Лучший педагог года

Автоматизация звука [ш]. Артикуляционные упражнения

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [ш]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [ш].

1. "Трубочка".

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 10.

2. "Окошечко".

Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.

3. "Блинчик".

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Публикация «Автоматизация звука [ш], Артикуляционные упражнения» размещена в разделах

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. "Вкусное варенье".

Слегка приоткрыть рот, и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна. Язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен покрывать верхнюю губу.

6. "Парус".

Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

7. "Загони мяч в ворота".

Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

8. "Фокус".

Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Правильная артикуляция звука [ш].

Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает "чашечку".

1. Произносить отрывисто и энергично звук [ш] [ш] [ш].

2. Произносить долго, протяжно [ш ш ш].

Игра "Поймай звук".

Взрослый произносит звуки. Ребенок хлопает, если слышит звук [ш].

ш, а, м, ш, с, ш, щ, ч, с, ш.

Игра "Воздушный шар".

Ребенок встает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый хлопает в ладоши и говорит: "шарик лопнул". Ребенок разрывает руки и присаживаясь на корточки произносит звук [ш ш ш].

Игра "Поймай звук".

Взрослый произносит слоги, ребенок хлопает, если слышит звук [ш].

ча, ша, со, зы, са, су, шу, шо, ра, сы, ши, ша.

Игра "Повтори за мной".

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет.

(следить за правильным произношение звука [ш]).

1. ша- ша- ша, шо- шо- шо, шу- шу- шу, ши- ши- ши.

2. ша- шо, шу- ша, шо- ши, шо- шу, ша- ши, шу- ша, шо- ши, ши- ша, шу- шо, ши- шо, ша- шу, шо-ша.

3. ша- ша- шо, шо- шу- шо, шу- ша- ша, шо- ша- ша, шу- шо- шу, ша- шу- шу, ша- шо- шо, ша- шо- ша, шо- шо- шу, шу- ша- шу, ша- ша- шо.

4. ша- шо- шу, шо- шу- ша, шу- ша- шо, шу- шо- ша, шу- ша- ши.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит взрослый.

Мама моет малыша- ша- ша- ша.

Я письмо пишу- шу- шу- шу.

Говорю я хорошо- шо- шо- шо.

Как сапожки хороши- ши- ши- ши.

Наша Маша хороша- ша- ша- ша.

И поет хорошо- шо- шо- шо.

Поет песню малышу- шу- шу- шу.

Любят песни малыши- ши- ши- ши.

Игра «Повтори за мной».

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет (следите за правильным произношение звука [ш]).

1) Аш- аш- аш, Иш- иш- иш, Ош- ош- ош, Уш- уш- уш, Яш- яш- яш, Ыш-ыш- ыш.

2) Аш- ош, аш- иш, аш- уш, Аш- яш, Аш- ыш, Ош- уш, Ош- иш, Ош- яш, Ош- ыш, Иш- ош, Иш- уш, Иш- яш, Иш- ыш, Уш- иш, Уш- яш, Уш- ыш, Яш- ыш.

3) Аш- аш- ош, Ош- аш- ош, Иш- уш- иш, Уш- иш- иш, Иш- иш- аш, Яш- уш- уш, Ыш- ыш- ош.

4) Аш- иш- ош, Ош- иш- аш, Иш- аш- ош, Ош- аш- иш, Аш- ош- иш, Ош- уш- аш, Аш- уш- ош, Уш- аш- ош.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит взрослый.

У Паши шалаш- аш- аш- аш- аш.

Серьги купим мы и брошь- ош- ош- ош.

У Кати камыш- ыш- ыш- ыш.

Я люблю холодный душ- уш- уш- уш.

Яблоки поешь- еш- еш- еш.

Почему молчишь?- иш- иш- иш.

Игра "Повтори за мной".

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следите за правильным произношение звука [ш]).

1. Шапка, шоколад, шум, шина, каша, крыша, лошадка, петушок. мыши, машина, лягушата, шахматы, шофер, шорох, Маша, Даша, тишина.

2. Ваш, наш, карандаш, гуляш, ландыш, детеныш, камыш, мышь, финиш, даришь, малыш, кричишь, молчишь.

3. Шлем, шмель, штаны, швабра, школа, кошка, кукушка, пушка, черешня, чашка, ромашка, рубашка, ококшко, подушка, вишня, башня.

4. Шишки, штанишки, шашки, шалаш, шипишь, шутишь, пишешь, шьешь, шумишь.

Игра " Посчитай".

Посчитать от 1 до 10 и обратно со словами мишки, шутник.

Игра "Замени звук".

1. Заменить первый звук на [ш].

Тапки (шапки). Топот (шепот).

Губы (шубы). Мыло (шило).

Пар (шар). Споры (шпоры).

2. Заменить последний звук в слове на [ш].

Дуб (душ). Идет (идешь).

Поет (поешь). Едет (едешь).

Дышит (дышишь) Падает (падаешь).

Игра "Назови лаского".

Изба- избушка. Зима- зимушка.

Штаны- штанишки. Хозяйка- хозяюшка.

Солнце- солнышко. Хлеб- хлебушек.

Камень- камушек. Пятно- пятнышко.

Игра "Жадина".

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например: мой шкаф, моя шуба.

Рубашка, шапка, ландыш, шампунь, машина, окошко, каша, карандаш.

Словосочетания.

Ребенок повторяет за взрослым (следите за правильным произношением звука [ш]).

Дедушкины шахматы.

Швейная машина.

Шумные пташки.

Душистый шампунь.

Наша школа.

Бабушкина шуба.

Шелковая шаль.

Дашина шапка.

Пушистая шапка.

Игра "Путаница".

Даша, шуба, у. - У Даши шуба. - Это Дашина шуба.

Шура, у, машина.

Письмо, Даша, писать.

Есть, Паша, ватрушка.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

Ша- ша- ша- мама моет малыша.

Шу- шу- шу- я письмо пишу.

Шо- шо- шо- говорю я хорошо.

Ши- ши- ши- как сапожки хороши.

Аш- аш- аш- у Паши шалаш.

Ыш- ыш- ыш- бежит мышь.

Ош- ош- ош- серьги купим мы и брошь.

Уш- уш- уш- принимаем душ.

Игра "Исправь ошибки".

Взрослый произносит фразу, ребенок ее исправляет.

Мышка поймала кошку- Кошка поймала мышку.

Крыша висит на петушке.

У шин есть машина.

Лягушка испугалась мошку.

Шишки играют в Мишку.

Предложения.

Ребенок повторяет за взрослым (следите за правильным произношением звука[ш]).

Малыши шагают в школу.

Миша нашел машинку.

Леша ел пшенную кашу.

Антошка глядит в окошко.

Эта картошка на окрошку.

Миша и Паша играют в шашки.

Даша шьет рубашку.

Наташа нашла ландыш.

У Миши машина и пушка.

Кашка лежит на подушке.

Скороговорки.

1. Шесть мышат в камышах шуршат.

2. Шашки на столе,

Шишки на сосне.

3. У Даши под ушком мягкая подушка.

4. У мышки- мышонок,

У лягушки- лягушонок.

5. Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

6. Кукушка купила ушат,

Решила купать лягушат.

Стихи.

1. Дали Маше манной каши.

Маша кашу не доела.

Маше каша надоела.

Маша, кашу доедай.

Маше не надоедай.

2. Облетели лампу мошки,

Греют тоненькие ножки.

Осторожно мошки!

Обожжете ножки!

3. Хороши штанишки

У нашего малышки-

Что за кармашки,

Ремешки да пряжки!

Каша (пересказ).

Маша и Даша кушают пшенную кашу. Пшенную кашу варят из пшена. Пшено купила бабушка. Бабушка наварила горшок пшенной каши. Кашей накормила кошку.

Кошки- мышки.

У Алеши живет кошка Машка. Кошка Машка ловит мышей. Мыши убегают от кошки. Кошка большая, ловкая, она догоняет мышей.

Публикации по теме:

Артикуляционные упражнения. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА 1. "Мячик". Набрать ртом воздух, сомкнуть губы, передвигать комок воздуха из правой щеки в левую, из-под верхней.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л]» ЦЕЛЬ: Закрепить навык правильного произношения звука “Л” в словах и предложениях; активизировать словарь (по теме «Животные» названия животных,.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Задания клоуна Капитошки» Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Л в слогах, словах и предложениях на тему «Задания клоуна Капитошки» Цель: Автоматизация.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах и словах ТЕМА: «Автоматизация звука [Р] в слогах и словах» ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Р] в слогах и словах. ЗАДАЧИ: Образовательные:.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Ш]» Цели: 1. Автоматизация звука Ш. 2. Отработать навыки произнесения звука Ш в словах и предложениях. 3. Вызвать правильную артикуляцию звука.

Домашние задания. Автоматизация звука Л 1. ЗАДАНИЕ 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Упражнение. Произносить (читать) слоги. Образец: л—а, л—о, л—у, л—ы. ла—ло —лу—лы лы — лу.

Лексическая тема «Сад, огород». Автоматизация звука [С]. Цели: Образовательные: Формировать семантическое поле слова САД, развитие смысловых связей слов. Упражнять в практическом изменении и.

Логопедический досуг. Автоматизация звука [Р] Цель: автоматизировать звук в словах, предложениях. Ход занятия. Группа делится на 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает.

НОД. Автоматизация звука с в слогах, словах. Автоматизация звука С в слогах, словах. Коррекционно-развивающие задачи : автоматизация звука «С» в словах, слогах, фразовой речи; обогащение.

НОД по теме «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях» Цель: Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях. Образовательные задачи: • Активизация и расширение словаря; • Научить правильно называть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звука [ш]. Артикуляционные упражнения
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 10:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД