Папки-передвижки

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Гласные звуки и буквы»

Мячина Галина Вячеславовна
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Гласные звуки и буквы»

Конспект фронтального логопедического занятия

в старшей группе по теме :

«Гласные звуки и буквы»

Подготовила: учитель – логопед Мячина Г. В.

Цель: Развитие фонетико - фонематической стороны речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе „Гласные звуки и буквы“» размещена в разделах

- закрепить у детей умение различать звуки А, О, У, И, Э, Ы по акустико- артикуляционным характеристикам,

- учить детей подбирать слова (картинки) к заданной букве.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционный аппарат;

- работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох;

- закреплять понятие «слово», «гласный звук», «гласная буква»;

- продолжать учить детей определять место нахождения звука в слове (начало, середина, конец слова);

- формировать правильное произношение звуков, их автоматизацию в речи;

- активизировать словарный запас на определённый звук;

- совершенствовать мелкую моторику рук;

- упражнять детей в самомассаже;

- формировать умение соотносить речь с движениями;

- развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.

3. Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей усидчивость, умение обращаться с раздаточным материалом, относиться с пониманием к своим сверстникам, воспитывать у детей внимание слушать.

Материалы и оборудование:

- магнитная доска;

- круги красного цвета на палочках - «фонарики» для каждого ребенка;

- мяч;

- плакат с изображением артикуляции гласных звуков.

- предметные картинки с гласными звуками в начале, в середине, в конце слов;

- изображения гласных букв;

- предметные картинки с гласными звуками в начале слов;

- шарики Су-джок;

- конверты с листами бумаги со «сломанными буквами»;

- ручки

Образовательные области:

-социально-коммуникативное развитие,

- речевое развитие,

- познавательное развитие.

Виды детской деятельности:

- игровая;

- двигательная;

- коммуникативная.

Предварительная работа:

- разучивание артикуляционной гимнастики;

- разучивание пальчиковой гимнастики;

- разучивание физкультминуток (движение с речью);

-разучивание упражнений с шариком Су – Джок;

- развитие дыхания и голоса;

- дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови слова на заданный звук…», «Узнай по голосу», «Фонарики», «Хлопни в ладоши», «Замени звук», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук».

- продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; выкладывание гласных букв из счетных палочек; рисование красками гласных букв, дописывание недописанных букв.

Методы и приемы:

- Словесный (вопросы, объяснение).

- Наглядный (картинки, показ артикуляции).

- Игровой (дидактические игры)

- Практический (упражнения).

Ход занятия.

Дети стоят в круге, перед ними стоит магнитная доска, на которой висит плакат с изображением артикуляции гласных звуков.

1. Организационный момент.

Логопед : -Дети, сегодня на улице с утра светит яркое солнце и в нашей группе светло и весело! А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте им подарим наше тепло и улыбки, и поздороваемся.

-А теперь послушайте внимательно загадки:

Я песню грустную тяну – и-и-и,

Могу заплакать горько – о-о-о,

И застонать могу – у-у-у,

А так же радости полна,

Я громко крикну – а-а-а!

Одно понять я не могу,

Какие звуки я пою? (Гласные звуки)

Прилетели галки в поле и уселись на снегу.

Буду я учиться в школе – разобраться в них смогу. (Буквы)

Мы сегодня будем говорить о гласных звуках и буквах, выполним интересные игровые упражнения и поиграем в познавательные игры.

II. Основная часть.

Логопед : -Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, нужно каждый день делать гимнастику для языка, губ.

1. Артикуляционная гимнастика

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

[А] - Откройте шире рот,

Как огромный бегемот! («Окошко»)

[И] - Улыбка, весельчак,

Он смеется звонко, так. («Улыбочка»)

[У] - Надул капризно губки,

Подними скорее руки!

В гости к нам пришел слоненок –

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри –

Губы хоботом тяни! («Трубочка»)

[Ы] - Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так, вот так:

Тик-так, тик-так. («Часики»)

[Э] - Язычок вдруг разленился,

На крылечке развалился. («Блинчик»)

[О] - На качелях О катался:

Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)

Дыхательная гимнастика «Весенний ветерок», «Цветок».

Логопед : - Дети, давайте с вами вспомним, что такое звук?

Дети: - Звук мы слышим и произносим.

Логопед : - Что такое буква?

Дети: - Букву мы видим, пишем и читаем.

Логопед : - А какие звуки мы называем гласными?

Дети: - Гласными называются звуки, которые можно петь, тянуть, свободно произносить. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.

Логопед : - Как они схематически обозначаются?

Дети: - Гласные звуки обозначаются красным кружком.

-Дети, а напомните мне, пожалуйста, сколько гласных звуков в русском языке (шесть гласных звуков). Назовите, какие это звуки (а, у, и, э, о, ы).

2. Игра «Фонарики». (Дети садятся на стулья)

-Дети, садитесь на стулья и возьмите каждый свой «фонарик». Я буду называть разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» (красные круги на палочке; а, у, м, т, о, в, ы, э, д, и).

3. Определение места звука в словах (в начале, в середине, в конце слова).

Логопед : -Дети, знаете вы где могут находиться звуки в словах?

Дети: - В начале, в середине, в конце слов.

-Ребята, я приготовила для вас картинки, назовите их. Мы сейчас будем продолжать учиться определять место гласных звуков в словах - в начале, в середине и в конце слова.

Логопед : - Какой звук не бывает в начале слов?

Дети: - Звук Ы.

- Я буду брать картинку и говорить одному из вас место какого звука должны определить. Но сначала давайте вспомним, если звук первый в слове, значит он находится – (в начале слова, если звук последний в слове – (в конце слова, если не первый и не последний – (в середине слова).

Пальчиковая гимнастика «Звуки и буквы»

Звуки голоса польются,

Их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)

Буквы гласными зовутся,

В каждом слове их найдём.

А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)

Гласные пропели мы.

4. Игра «Назови слова» (с мячом).

(Каждому ребенку логопед бросает мяч и называет гласный звук, ребенок возвращает мяч и называет слово с заданным звуком; например, звук у –утка, кенгуру, звук о - остров, окно, звук э – эхо, велосипед и т. п.

Логопед : - У каждого звука есть свой домик. Как мы называем его?

Дети: - Домик звука мы называем буква.

Логопед : - Посмотрите на доску, где изображения букв, и скажите для каких звуков эти «домики».

Логопед показывает буквы на доске, а дети называют их и говорят для какого звука этот «домик».

5. Игра «Подбери картинку к букве».

К буквам, изображенным на доске дети подбирают картинки - с какого звука начинается слово, к такой букве ставят картинку.

Логопед : - Дети, подойдите к своим столам, возьмите шарики Су-Джок, выполним с ними упражнения для рук и пальцев.

Самомассаж с шариком Су-джок

Шарик

Этот шарик не простой,

Весь колючий, вот какой

(«ввинчивают» шарик в середину ладони одной руки, затем другой)

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

(движения по тексту)

«Мячик»

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

(движения по тексту)

Логопед : -А теперь садитесь за столы. Я приготовила для вас еще одно задание «Буквы сломались». Возьмите конверты, достаньте листы бумаги, где написаны гласные буквы, но они «сломались». Возьмите ручки и «почините» их.

Дети берут ручки и дописывают линии к недописанным буквам.

Логопед проверяет правильность выполнения ими задания.

III. Итог занятия.

Логопед : - Дети, вспомним чем мы сегодня занимались.

Дети: - Мы вспоминали гласные звуки и буквы.

Логопед : - Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо потрудились на занятии.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Э]» в старшей группе с использованием компьютерных технологий Цели занятия: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить выделению ударного и безударного гласного звука в начале и середине.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]»Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]» Вид деятельности: Занятие по подготовке к обучению грамоте Тема: «Звуки [С] и [Ш]» Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Гласные звуки и буквы»
Опубликовано: 6 августа 2021 в 14:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД