Лучший педагог года

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Елена Вдовина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.

Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать любовь к родному языку.

Орг. момент. Сегодня к нам в гости пришел зайчик-попрыгайчик. Он знает много сказок. Вот одна из них. Жили-были два друга: комар и жук. Построили они себе дом из железа, покрасили в зеленый цвет. Комар очень любил звенеть, а жук — жужжать. И предметы комару нравились со звуком [з], а жуку — со звуком [ж]. Возле дома комар посадил незабудки, а жук — жасмин. Любимый земляничный джем комар ел из вазочки, а жук — из ложечки. На прогулку комар выходил с зеленым зонтом, а жук — в желтом жилете. И развлекались они тем, что спорили, чья песенка звонче и лучше.

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [з] и [ж]“» размещена в разделах

Задание 1. Игра «Кто поет?»

Цель: различение звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.

Педагог произносит звуки, слоги, слова, а ребенок должен стукнуть ладошкой по столу один раз, если услышит звук [з], два раза — если услышит звук [ж]. Как вариант: можно под-нимать картинку с изображением комара (жука).

Звуки : [н], [л], [з], [к], [ж], [м], [в], [ж], [п], [з], [т], [д], [ж], [л], [з].

Слоги: но — жо — лу — ку — зу — во — зо — кы — жи — ны — зы — ла — за.

Слова: лыжи, носок, кукла, зонтик, снег, пижама, зубы, чайник, музыка, коза, книга, животное.

Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [з] и [ж].

Педагог. Как звенит комар?

Ребенок. Комар звенит: «З-з-з.»

Педагог. Как жужжит жук?

Ребенок. Жук жужжит: «Ж-ж-ж.»

Педагог. Чем похожи эти звуки?

Ребенок. Они согласные твердые.

Педагог. Положи ладошку на горлышко. При произнесении звуков [з| и [ж] оно дрожит. Значит, эти звуки звонкие.

Давай посмотрим, чем отличаются эти звуки?

Звук [з] : губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине идет холодная воздушная струя.

Звук [ж] : губы — в улыбке, широкий кончик языка — за верхними зубами, посередине языка идет теплая воздушная струя.

Графическое изображение;

) — звук [ж] : язык поднимется за верхние зубы;

) — звука [з] : язык опускается за нижние зубы.

Задание 3. Показ звуков [з] и [ж] с опорой на кисть руки:

звук [ж] — пальцы поднять вверх;

звук [з] — опустить пальцы вниз.

Задание 3. Игра «Собери слова».

Цель: различение звуков [з] и [ж] в слогах.

Как всегда, спорили комар и жук, чья песенка лучше, да так увлеклись, что слова, которые они говорили, рассыпались. Помоги друзьям собрать слова, добавляя слоги:

-за или -жа: ко., ро., лу., мимо., ва., са., бере., сту., гла., зано., гро., неве. ;

-зы или -жи: парово., моро., лу., но., е., у., ко., арбу., та., лы., ука., тара. ;

-зу или -жу (глаголы) : поло., пока., вле., попол., завя., нама., заве., гля.

Задание 4. Игра «Песенки».

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в слогах.

Давай споем песенки и комара, и жука, чтобы они не спорили:

ша — жа — ша жа — ша — жа

шу — жу — шу жу — шу — жу

шо — жо — шо жо — шо — жо

ши — жи — ши жи — ши — жи

Задание 5. Игра «Помоги собрать вещи».

Цель: различение звуков [з] и [ж] в словах.

Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Помни: комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з], а жуку — вещи, в названии которых есть звук [ж].

Слова со звуком [з] : зонтик, замок, блуза, рюкзак, азбука, звезда, значок.

Слова со звуком [ж] : жилет, пижама, ножи, лыжи, журнал, пирожок, желудь.

Задание 6. Многократное произнесение слов с четким проговариванием звуков [з] и [ж] : жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задолжать, заслужить.

Задание 7. Повторение словосочетаний. Постепенно ускорять темп, контролировать правильное произношение звуков [з] и [ж] : змеиная кожа, желтый зонт, зимняя стужа, зеленая жаба, зеленая жилетка, важное задание.

Задание 8. Повторение предложений с четким произнесением звуков [з] и [ж].

Зоя ухаживает за животными.

На зеленый лужок выбежал ежик.

На елке зажглась золотая звезда.

Зеленая жаба сидит в луже.

У Жени азбука.

Зоя купила свежую зелень к ужину.

Лиза лежит на желтом песке.

Коза жует незабудки.

У Жени — лыжи, у Лизы и Зои — санки.

Завизжала железная пила.

Задание 9. Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков :

за — за — за — на лугу коза;

жа — жа — жа — есть иголки у ежа;

зу — зу — зу — мыли ноги мы в тазу;

жу — жу — жу — молока дадим ежу;

зы — зы — зы — есть козлята у козы;

жи — жи — жи — под кустом сидят ежи.

Задание 10. Повторение скороговорок с контролем артикуляции звуков [з] и [ж].

Змеиное жало

Что лезвие кинжала.

Жук жужжит, звонок звенит.

Звонок звенит, жук жужжит.

Завизжала пила.

Зажужжала пчела.

Живут Зоя и Зина

Возле книжного магазина.

Заседали в полдень зайки

Возле лужи на лужайке.

Зоя и Вика

Жуют ежевику.

Задание 11. Повторение стихотворных текстов с произнесением звуков [з] и [ж].

У Зины много забот —

Заболел у зайки живот.

Купила Жене мама

Новую пижаму:

Желтые цветочки

И везде замочки.

Дождик звонко застучал,

Он нам очень нужен.

Будем бегать босиком

Мы по этим лужам.

Жанна ежика нашла

И домой его взяла.

Ну а ежик заскучал

И к ежатам убежал.

Зеленая жаба

В луже сидела.

Девочка Зина

На жабу глядела.

Желтый, желтый, желтый змей,

Желтый змей бумажный.

Он взлетает высоко,

Желтый змей отважный.

Задание 12. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [з] и [ж].

К Жене гости прибежали. Пальцы «бегут» по столу.

Все друг другу руки жали. Рукопожатия, попеременно то правая,

то левая рука сверху.

—Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди «здороваются»

— Здравствуй, Жанна! с большими пальцами обеих рук.

— Рад, Сережа!

— Рад, Снежана!

— Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить «пирожок».

Может, коржик? Показать раскрытые ладошки.

Иль рожок? Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку. Постучать по ладони кончиками

пальцев другой руки.

Все берите понемножку. Двумя пальцами (большим и указательным,

большим и средним и т. д.) брать с ладошки.

С ручек все стряхнули крошки Энергично встряхнуть кистями рук.

И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.

Итог занятия. Какие звуки учились различать?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков л-ль «Полёт на Луну» Цели:1. Закреплять навыки правильного произношения звуков Л Ль в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать фонематический слух. 3. Упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ОНР (подгот. Возраст) Тема: Дифференциация С-Ш, З-Ж. ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С-Ш], З - Ж В ТЕКСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИКО-ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Шарика и Матроскина». Дифференциация звуков [с]-[ш] Тема: «В гостях у Шарика и Матроскина» Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект логопедического фронтального занятия «В гостях у Дина и Дона». Дифференциация звуков [з]-[з’].Конспект логопедического фронтального занятия «В гостях у Дина и Дона». Дифференциация звуков [з]-[з’]. Тема: «В гостях у Дона и Дина». Дифференциация звуков з-зь. Цели: закреплять знания о характеристике звуков «З»- «ЗЬ», тренировать детей.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш] в словах» Конспект логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков Ж – Ш в словах». Цели: - совершенствование навыков дифференциации.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж». Цель: • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж; • Развивать слуховое внимание и память; • Привлекать внимание детей к родственным словам; • Анализ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»
Опубликовано: 20 сентября 2015 в 20:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД