МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Н]. Кукла Надя в гостях у детей»

Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Н]. Кукла Надя в гостях у детей»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закреплять, уточнять произношение звука [н].

• Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

• Продолжать учить слоговому анализу двухсложных, трёхсложных слов, состоящих из закрытых слогов.

• Уточнять, активизировать словарный запас по лексической теме «Фрукты».

• Упражнять в употреблении существительных единственного числа в форме родительного падежа.

• Закреплять умение употреблять предлог «на» с существительными в винительном и предложном падежах в составе простого распространённого предложения.

Корекционно-развивающие:

Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Звук [Н], Кукла Надя в гостях у детей“» размещена в разделах

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, зрительный гнозис, стереогноз, мышление, конструктивный праксис.

• Способствовать нормализации тонуса кистей и пальцев рук, развитию общей и пальчиковой моторики.

Воспитательные:

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга.

Материал:

Большая нарядная кукла, красочная коробка («сказочный лифт», тренажёры-«пальчиковые бассейны» из фасоли и гороха, схема-профиль артикуляции звука [н], силуэтные изображения предметов, разрезанные на 2 части, схема описания звуков, символ изучаемого звука (картинка с изображением телевизора, морские камешки по количеству детей, изображения синих домиков с колокольчиками, стаканчики с фасолью по количеству детей, мелкие игрушки, предметные картинки, названия которых включают [н], мешочек из ткани, карточки со схематичными изображениями человека в разных позах, удиоплеер, графическая схема предлога «на».

Ход занятия:

I. Организационный момент. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса.

Дети стоят полукругом. Каждый ребёнок получает от логопеда одну часть силуэтного изображения предмета.

Логопед: «Ребята, это одна часть картинки. Внимательно посмотрите на неё, найдите вторую половинку и сядьте за тот стол, на котором она лежит. Попробуйте составить картинку и узнать, что же это такое». Дети составляют картинки и называют их.

Логопед: «Эти картинки – подарок от нашей гостьи. Хотите с ней познакомиться? Но сначала нужно угадать: какой звук слышится в названии каждой картинки». Логопед произносит слова, интонационно выделяя звук [н]: «ножницы», «банан», «зонт», «санки», «ботинок», «бант»). После этого дети определяют общий звук во всех словах.

Логопед вынимает куклу из красочной коробки (сказочного лифта, сажает перед детьми, после чего ставит цель занятия: «Это красивая кукла Надя. Она спустилась к нам в сказочном лифте из страны кукол. Надя хочет узнать о звуке [н] как можно больше. Ведь даже её имя начинается с этого звука! Надя ещё маленькая, но очень хочет учиться в своей сказочной кукольной школе. Вы согласны помочь ей подготовиться? Тогда давайте сегодня будем слушать и правильно произносить звук [н] вместе с Надей».

II. Характеристика звука [н] по артикуляционно-акустическим признакам.

Логопед произносит звук [н]: «Ребята, что напоминает вам этот звук?»

Дети высказывают свои мнения о сходстве звука [н] со звуками окружающего мира (пылесос гудит, холодильник работает и др.).

Логопед: «Молодцы, ребята, а Надя принесла вот такую картинку (телевизор) и сказала: «Когда все передачи заканчиваются, мой телевизор гудит: «н-н-н-н-н…». Это значит, его нужно выключить».

Логопед предлагает детям понаблюдать за артикуляцией звука, используя зеркала: «Посмотрите в зеркала, произнесите [н] (покажите, как гудит телевизор). Понаблюдайте: что делают ваши губки, зубки, язычок, когда вы произносите этот звук? Работает ли горлышко?» Дети высказывают мнения.

Логопед обращает внимание детей на то, что воздух при произношении звука [н] выходит через нос. Для этого сначала предлагает положить пальчики на переносицу при произношении звука и почувствовать вибрацию, затем поднести к носу «снежинку» (кусочек ваты на ниточке) и понаблюдать, как она качается.

Дети дают характеристику звука, используя схему.

Логопед показывает профиль артикуляции звука [н] и обобщает: «Когда мы произносим звук [н], передняя часть языка прижимается к верхним зубам. Голосовые связки работают. Воздух выходит через нос. Звук [н] – согласный, звонкий, твёрдый». Дети выбирают символ звука - изображение синего домика с колокольчиком.

III. Выделение звука из ряда согласных. Развитие тактильного восприятия. Игра «Выключи телевизор».

Логопед открывает коробочку с морскими камешками: «Посмотрите, дети, какие камешки принесла нам Надя. Возьмите один камешек и потрогайте его: какой он гладкий, холодный». Каждый ребёнок берёт по одному камешку.

Логопед: «Сейчас мы поиграем в игру «Выключи телевизор», а заодно научим Надю слушать звук [н]. Итак, превращаем камешек в кнопочку на дистанционном управлении телевизора. Как только услышите, что телевизор загудел, сразу выключите его – нажмите пальчиком на «кнопочку». Я буду включать телевизор, а вы – выключайте. Пусть Надя сидит и прислушивается. Постарайтесь каждый раз выключать телевизор разными пальчиками».

Логопед предлагает детям на слух звуковой ряд: «п, к, н, д, т, н, б, т, н, п’, к, т’, н, г, д, н, в». Во время игры дети выполняют действия пальцами ведущей руки, нажимая на камешек («выключают телевизор»).

IV. Произношение [н] в слогах. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Надя сочинила весёлые считалки из слогов со звуком [н]. Давайте попробуем повторить их за ней». Сложность предъявляемых сочетаний слогов варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей:

на-ну

но-ны

на-ну-ны

ну-ны-на

на-ну-ны-но

на-ны-но-ка

Логопед: «Всё ли правильно в последней считалке?» Дети находят лишний слог.

V. Выделение звука на фоне слова. Развитие пальчиковой моторики, слуховой памяти.

Логопед: «Во всех именах подруг и друзей Нади встречается звук [н]. Она хочет загадать вам загадку. Сейчас Надя назовёт много разных имён. А вы, когда услышите имя со звуком [н], положите зёрнышко фасоли в синий домик с колокольчиком. Постарайтесь запомнить все имена со звуком [н]: «Катя, Настя, Инна, Галя, Наташа, Коля, Антон, Игнат, Миша, Лена.». После выполнения задания проводится итог: «Девочки, как зовут подруг Нади? Мальчики, как зовут друзей Нади?» Дети вспоминают и называют имена, в которых встречается звук [н].

VI. Формирование фонематических представлений. Развитие пальчиковой моторики.

Логопед: «А теперь давайте найдём для Нади игрушки, в названии которых есть звук [н]» (показ). Дети ищут в «пальчиковом бассейне» из фасоли игрушки для куклы, объясняют свой выбор: «В слове «слон», мы слышим звук [н]». Надя «собирает» все игрушки в мешочек (нож, валенок, слон, дельфин, нож, банан, апельсин).

Примечание. «Пальчиковый бассейн» представляет собой большую прямоугольную коробку с невысокими бортиками, в которую насыпают фасоль или горох высотой в 6 -8 см.

VII. Формирование навыков позиционного анализа. Развитие стереогноза, пальчиковой моторики.

Логопед предлагает детям встать в круг, затем достаёт из мешочка игрушки по одной и передаёт их по кругу с установкой запомнить каждую на ощупь (от лица куклы Нади). Дети передают игрушки друг другу, после чего они опять оказываются в мешочке. Затем логопед предлагает детям спрятать руки за спину: «Сейчас Надя положит каждому из вас в ладошки игрушку. Постарайтесь угадать её на ощупь, назвать и определить место звука [н] в этом слове: где он находится (в начале, середине или конце)». Дети выполняют задание и по просьбе логопеда убирают (закапывают) игрушки в пальчиковый бассейн из гороха.

VIII. Слоговой анализ слов. Развитие общей моторики. Игра «Весёлые человечки».

Логопед: «В своей будущей школе Надя получила задание, но выполнить его не может. А задание такое: нужно изобразить слово с помощью движений «весёлых человечков». Для этого нужно узнать, сколько частей (слогов) в слове. А какое же слово нужно изобразить?». Логопед от лица Нади загадывает детям загадку: «Всегда шагают рядом, бегут рядом, а обогнать друг друга не могут». Дети отгадывают загадку (но-ги, определяют количество слогов в слове, произносят его по частям, выбирают двух «человечков». Человечки в разных позах предлагаются на карточках. Далее каждая часть слова обозначается движением с опорой на схематическое изображение поз «весёлых человечков».

Далее дети получают от Нади задание вспомнить транспортное средство, в названии которого слышится звук [н] (ма-ши-на). Аналогично проводится работа со словом «машина».

IX. Произношение звука [н] в словах. Активизация словаря, употребление существительных в форме родительного падежа, развитие зрительной памяти.

Проводится несколько игровых упражнений с предметными картинками по теме «Фрукты», которые кукла Надя вынимает из конверта и раскладывает перед детьми на доске.

1. «Найди лишнюю картинку».

Перед детьми предметные картинки (лимон, банан, апельсин, мандарин, ананас, груша). Логопед предлагает назвать изображённые фрукты и найти лишнюю картинку – в названии которой не встечается звук [н].

2. «Назови по порядку».

Логопед предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на доске. После этого картинки переворачиваются изображением внутрь. Затем дети называют фрукты в порядке расположения по памяти, а логопед поворачивает картинки изображением к детям по мере их называния.

3. «Чего не стало?» («День-ночь»). Дети закрывают глаза. По сигналу «Ночь!». Логопед убирает или переворачивает изображением внутрь одну картинку. По сигналу «День!» дети открывают глаза, угадывают, какой картинки не стало и отвечают: «Не стало банана». «Не стало «лимона» и т. д. Логопед от лица куклы Нади подводит итог игр-упражнений, хвалит детей.

X. Развитие общей моторики, координации речи с движениями. Произношение звука [н] в словах.

Дети выполняют движения под музыку, имитирующие движения животных соответственно тексту, вместе поют песню.

Звучит песня «Зверюшки» из музыкальной коллекции «Весёлая мозаика» (Aurora Productions, Inc., 1995).

1 куплет

Огромный хобот у слона, (Показывают «длинный хобот» движениями сверху вниз.)

Слон больше всех зверей. (Поднимают руки вверх)

А мышка маленький зверёк,

Просторно в норке ей. (Садятся на корточки)

Попрыгать любит кенгуру,

Он всех развеселит! (Прыгают на месте)

Жираф с деревьев листья ест

И редко говорит. (Поднимают руки вверх и медленно хлопают в ладоши)

Припев:

Какой зверюшкой

Стать хотелось бы тебе? (Руки на поясе, «пружинки»)

Птицей или рыбкой, (Имитация движений животных: взмахи крыльями,

А может, шимпанзе? плавание, сжимание и разжимание кулачков перед собой)

2 куплет

Гиппопотам такой большой, (Разводят руки в стороны)

Но плавать может он. (Имитация плавания)

Газель, как ветерок, быстра,

Прелестна и легка. (Подскоки на месте)

Может попугай болтать,

Смеяться и резвиться, (Наклоны в стороны)

А страус вместе с эму –

Самые большие птицы. (Стоят на месте, похлопывают ладонями по бокам).

Припев.

После игры логопед от лица куклы Нади спрашивает детей том, какие слова со звуком [н] они услышали в песне.

X. Произношение звука [н] в предложении. Закрепление умения употреблять предлог «на» с существительными в винительном и предложном падежах. Развитие слухового внимания и слуховой памяти, пальчиковой моторики.

Логопед: «Надя, а наши дети знают одно маленькое слово со звуком [н]. Сейчас они назовут его». Дети вспоминают слово (предлог «на») по схеме. Далее проводится игра «Угадай, что я сказала» с использование «пальчикового бассейна» из гороха.

Логопед: «Ребята, сейчас я буду давать вам задание очень тихо (на ушко, так, чтобы Надя не услышала. Попробуйте выполнить его. А наша гостья пусть расскажет о том, что же вы сделали.

Каждый ребёнок получает задание от логопеда (двухступенчатую инструкцию).

- «Найди в «бассейне» лимон и положи его на тарелку».

- «Найди нож и положи его на стол».

- «Найди слона и поставь его на кубик».

- «Найди дельфина и положи его на стул».

- «Найди машину и поставь её на пол».

- «Найди валенок и поставь его на ковёр».

Кукла Надя «молчит», поэтому логопед просит детей помочь ей – самостоятельно рассказать о выполненых действиях друг друга: «Дима нашёл лимон и положил его на тарелку» и т. д.

Логопед: «Молодцы, ребята, я думаю, что вы помогли Наде научится составлять предложения. Но Надя очень хочет запомнить это маленькое слово «на», у неё есть ещё вопросы. Давайте на них ответим». Далее логопед от лица куклы Нади задаёт детям вопросы о расположении предметов.

- «На чём лежит лимон?»

- «На чём лежит нож?»

- «На чём стоит слон?»

- «На чём лежит дельфин?»

- «На чём стоит машина?»

- «На чём стоит валенок?»

Дети отвечают на вопросы предложениями: «Лимон лежит на тарелке», «Нож лежит на столе» и т. д.

XI. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед: «Мама подарила Наде игрушечную лошадку. Надя села на неё и крикнула: «Но!». Кто помнит, как крикнула Надя? (дети воспроизводят слово). Какой первый звук в этом маленьком слове? Какой второй звук? Сколько всего звуков в слове «но»?» Дети отвечают на вопросы.

XII. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Ну вот, ребята, Наде уже пора домой, к маме. Как вы думаете, о чём она расскажет дома? Чему мы научили нашу гостью?» Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности воспитанников, отмечая успехи каждого из них, предлагает пригласить куклу Надю на следующее занятие. Надя «дарит» каждому ребёнку картинку-раскраску с изображением предмета со звуком [н] в названии, «просит» раскрасить её вечером и принести в следующий раз.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепление знаний о звуке Г, знакомство с буквой Гэ. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закрепление знаний о звуках Г, знакомство.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ш] и буква Ш» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ш] и буква Ш» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Знакомство со звуком и буквой Ш. Задачи: уточнить произношение звука [ш]; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе,.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ФФН «Перелетные птицы. Звук [Ч], буква Ч» Перелетные птицы, звук и буква Ч Цели:1 Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Знакомство с особенностями.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [б] и буква Б» Тема занятия: «Звук [б] и буква Б». Цель: закрепление правильного произношения звука[б]. Задачи: 1. Совершенствование звукобуквенного.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [з]. • Продолжать формировать навыки звуко-слогового анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]» Цель: Коррекционно-образовательная: 1. Учить правильно произносить звук "У". 2. Учить владеть своим голосом. Коррекционно-развивающая: 1.

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ФФН «Звук [Ц]» Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ФФН учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Эврика».

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Ш] и буква Ш» Конспект занятия. Звук и буква Ш. Цели: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуком Ш, научит его по акустическим и артикуляционным.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» ЦЕЛЬ: Закрепить навыки различения и правильного произношения звука «Э»; развивать фонематический слух; учить образовывать форму родительного.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Звук [В] и буква В» в подготовительной группе Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Автор: учитель –логопед Ряднина Валентина Ивановна (МБДОУ «ЦРР.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Н]. Кукла Надя в гостях у детей»
Опубликовано: 12 марта 2016 в 00:04
+199Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 105.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД