Лучший педагог года

Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)

Наталья Машкова
Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)

Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6-7 лет)

Воспитатель: Машкова Н. В.

ТЕМА: «Волшебный цветок»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное», «познавательное развитие», «физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)» размещена в разделах

1. Формировать умение детей проводить звуковой анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные)

2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.

4. Формировать умение делить слова на слоги.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память.

2. Развивать самостоятельность, инициативу.

3. Активизировать словарь детей по лексической теме.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать чувство товарищества.

Методические приё мы:

игровой (игра –«Цветик –семицветик»);

наглядный (использование картин);

словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

поощрение, итог занятия.

Демонстрационный материал: сундучок, цветок с семью лепестками, конверт с письмом, фонарик,

картинки с комнатными цветами.

Раздаточный материал: цветные квадратики (красные, синие, зеленые); схема предложения.

Организация детей: в кругу; у доски; за столами;

Индивидуальная работа: Продолжать работу с Аделиной по различению звуков на слух и отчетливому их произношению. Развивать интонационную выразительность, правильный темп речи с Тимошей.

Словарная работа: предложение, слово, слог, звук; название комнатных растений (гортензия, бегония, аспарагус, фиалка, кактус, гвоздика, толстянка)

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов, игры «Живые звуки», «Живые слова».

Структура:

1. Организационный момент – «Отгадай загадку и выдели звук»

2. Основная часть:

- 2задание «Поймай звук»

- 3 задание «Цветок для Звуковичка».

- 4 задание «Где прячется звук?».

- 5 задание «Подели слова на слоги и определи их количество»

- 6 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»

- 7 задание «Составь предложение по картине»

3. Итог занятия.

Ход:

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

- Молодцы!

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Посмотрите на меня, повторим с вами правило:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот этот красивый сундучок. Давайте вместе его откроем. Здесь письмо, читаем. (Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, вы много знаете и умеете. Я хотела послать вам в подарок свой волшебный цветок «Цветик-семицветик», но поднялся сильный ветер и разнес все лепестки в разные стороны, а лепестки эти волшебные с заданиями. Как теперь быть не знаю. Как я узнаю готовы вы к школе или нет. Дорогие ребята помогите, соберите все лепестки с заданиями в один цветок. А поможет вам мой волшебный фонарик. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)

Воспитатель: ребята, фонарик светит прямо на тропинку с пеньком. А вот и первый лепесток.

1. Задание «Отгадай загадку» (Загадки, вопросы. Дифференциация звуков, развитие памяти)

Круглый шарик, словно ежик,

Но без мордочки и ножек.

На моем растет окне,

Очень нравится он мне. (Кактус)

Из листка на удивленье

Можно вырастить растение.

Я сорву цветок, не жалко,

Будет новая….(фиалка).

-Какой звук мы слышим в начале и середине слова?

Ответы детей: звук [К]

-Давайте дадим характеристику этому звуку

Дети: Звук [К] – согласный, твёрдый, глухой.

Воспитатель: Значит обозначать его мы будем …

Дети: Синим кружком.

Воспитатель: будет с нами играть Звуковичок К, у него нет шапочки-колокольчика

У садовницы – первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ли краску поменяло:

Все было лиловое,

Стало васильковое. (Гортензия)

Вырос кустик пышный,

На окне не лишний.

Листья незаметные,

А плоды запретные. (Аспарагус)

-Какой звук мы слышим в начале и середине слова?

Ответы детей: звук [Г]

-Давайте дадим характеристику этому звуку

Дети: Звук [Г] – согласный, твёрдый, звонкий.

Воспитатель: Значит обозначать его мы будем …

Дети: Синим кружком.

Воспитатель: будет с нами играть Звуковичок Г, у него есть шапочка-колокольчик.

- что общего и чем отличаются звуки [Г] – [К].

Дети: они согласные, твердые; отличаются тем, что звук [К] – глухой, а звук [Г] – звонкий.

Воспитатель: Молодцы! выполнили первое задание Мудрой Совы.

Воспитатель: ищем следующий лепесток с заданием.

2. Задание «Поймай звук». (Игровые упражнения. Дифференциация звуков, совершенствование фонематического слуха; развитие внимания)

Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т. е. когда услышите звук К, хлопайте в ладоши, звук Г -топайте

а) в звуковом ряду: к, о, г, ы, д, е, г, к;

б) в слоговом ряду: га, ти, кы, ит, иг, ко, су, ок;

в) в словах: гвоздика, кактус, алоэ, фуксия, роза, бегония.

д) «Наоборот».

Я называю слог со звуком [Г], а вы меняете звук [Г] на звук [К] и называете новый слог, потом слог со звуком [К], а вы на звук [К] на звук [Г] и называете новый слог.

Ка – га га - … гу – ку ку - …

Воспитатель: молодцы! И с этим заданием справились. Смотрите, фонарик светит нам дальше. Еще лепестки нашли? Замечательно, а задания становятся сложнее, справимся?

Дети: да!

3. «Цветок для Звуковичка» (фиалка, кактус, гвоздика, бегония, фикус, гортензия) (Игра).

Воспитатель: Я вам предлагаю подарить цветы Звуковичкам. Картинки разбросаны и перемешаны. Как вы думаете, кому какой цветок подарить?

- Лепестки, в названии которых есть звук К, нужно подарить Звуковичку [К].

- А лепестки, в названии которых есть звук Г, - Звуковичку [Г].

Дети выполнят задание.

4. Задание «Где прячется звук?» (Игровое упражнение. Учить выделять звук в слове, определять его место в слове.)

- Ребята, давайте определим место звуков К и Г в этих словах. Я показываю вам картинку, а вы мне говорите, где стоит звук в начале, в середине или в конце слова.

5. Задание «Подели слова на слоги и определи их количество». (Игровое упражнение. Формировать умение делить слова на слоги. Развитие внимания, самостоятельности, инициативы)

Воспитатель. У вас на столах слоговые домики. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Задание понятно? Начали.

Воспитатель показывает картины (фикус, герань, фиалка, бегония, кактус) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.

Воспитатель. Молодцы. Все верно.

Физкультминутка:

Мы фиалочки, фиалки, (дети сидят на корточках)

В горшочке мы растем. (медленно поднимаются, руки тянут вверх)

Нас любят не напрасно, (Ходят по кругу, взявшись за руки)

Мы красочно цветем.

Воспитатель: следующий лепесток. Слушайте задание.

6. Задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»

Игра «Живые звуки» (Формировать умение детей проводить звуковой анализ слова, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми. (Гвоздиками)

Воспитатель: Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сыграем в игру «Живые звуки» звуковой анализ слова «Гвоздика». Для этого у вас на столе лежат карточки синего, зеленого и красного цвета.

-Какие звуки обозначаются синим цветом?

-Какие звуки обозначаются зеленым цветом?

-Какие звуки обозначаются красным цветом?

-Сколько звуков в слове «Гвоздика»?

-Какого цвета первая карточка?

Дети берут определенную карточку и выстраиваются по порядку, затем каждый звук сам о себе рассказывает.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?

- Молодцы! С этим заданием вы тоже справились и приступаем к поиску последнего лепестка.

А вот и сам лепесток.

7. Задание «Составь предложение по картине» (Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения. Активизировать словарь)

- Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой).

Воспитатель: Верно, все слова в предложении связаны между собой. Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).

Часто в предложении встречаются маленькие слова – помощники не забывайте про них.

- А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).

- Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).

- Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки?

- Вопросительный, восклицательный знаки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Комнатные цветы»). Дети составляют предложения про цветы и определяют количество слов в предложении.

На ваших столах есть схемы для составления предложения.

(Дети составляют схемы предложений. После проверяем у доски)

- Ребята, я буду вам показывать знаки, которые мы можем поставить в конце предложения, а вы будете проговаривать свое предложение с нужной интонацией.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Воспитатель. Замечательно, умнички! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.

Итог занятия.

- Какие звуки мы вспомнили?

- Какие это звуки? Почему?

- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

- Что вызвало трудности?

Рефлексия.

- Ребята, Мудрая Сова приготовила для вас подарки. Посмотрим.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Том и Тим»Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Том и Тим» Цель: учить детей различать твёрдые и мягкие согласные, сопоставляя их артикуляцию. Ход игры. Тим и Том – два человечка: твёрдый и мягкий.

Фронтальная НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Тема: «Путешествие по сказкам». Цель занятия: Продолжать знакомить детей со звуками русского языка. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Интегрированное занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]» Тема: «Имена. Звук Ч». Цель: Задачи: 1. Расширить знания об именах людей, их значении и употреблении. 2. Познакомить.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР «Приключения в городе Букварьске» Цель: Закрепление элементарных навыков чтения и письма, развитие фонематических процессов Задачи:.

Конспект по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста «Звук [И], буква И»Конспект по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста «Звук [И], буква И» Конспекты по подготовке к обучению грамоте дошкольников старшей логопедической группы разработаны на весь учебный год в соответствии с программой.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Имена. Звук [Ч]» Тема: «Имена. Звук Ч». Цель: Задачи: 1. Расширить знания об именах людей, их значении и употреблении. 2. Познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [С]-[С’] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Звуки С – Сь и буква С» Цель: Ознакомление детей со.

Консультация для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных.

Занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста № п\п Содержание работы Форма работы Сроки проведения месяц неделя 1. 1)Закрепление представлений детей о слове; 2)закрепление умения интонационно.

Занятие по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с ТНР «Гласные звуки и буквы» Тема: Звуки и буквы: А, У, О. Задачи. Развивать фонематический слух, воспитывать культуру звукопроизношения. Упражнять в подборе слов на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности (6–7 лет)
Опубликовано: 5 марта 2016 в 17:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД