Алевтина Гусева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки».
Гусева Алевтина Александровна
Конспект НОД по развитию речи для детей 5-6 лет «Сказки»
Образовательная область: речевое развитие.
Тема: «Сказки»
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Возраст: старшая группа
Цель: обобщить представления детей о сказках.
Задачи:
• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;
• упражнять в словообразовании и словоизменении;
• формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его;
• развивать мышление, зрительную память, наблюдательность;
• развивать мелкую моторику рук и движений;
• воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус;
• воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.
Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, ларец, «письмо», книга, слайды по сказкам, разрезные картинки, иллюстрации сказок.
Предварительная работа:
• чтение детям сказок;
• обсуждение прочитанного материала;
• отгадывание загадок,
• собирание пазлов к сказкам,
• раскрашивание изображений к сказкам.
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (пазлы, разрезные картинки, крупа).
Ход НОД
1. Организационный момент. Звучит музыка.
Подгруппа детей (10 человек) входят в группу, останавливаются возле воспитателя, здороваются с гостями.
В: Сегодня у нас занятие развитие речи. Но о чем мы будем говорить с вами, вы мне скажите, отгадав мою загадку:
«Там волшебство, там чудеса,
Бывает бабушка Яга
Герои действуют умно,
И дружба побеждает зло!»
В: Так о чем мы сегодня будем говорить?
Д: О сказках.
В: Правильно, у нас сегодня будет необычное занятие, оно будет у нас волшебное, сказочное.
В: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! - Хотите отправиться со мной? (ответы детей)
- Как вы думаете, на чем мы сегодня отправимся в наше путешествие? (ответы детей)
В: А отправимся мы с вами на ковре-самолете.
Присаживайтесь, пожалуйста, ковер. А какие нужно сказать слова, что б наш ковер-самолет полетел?
(ответы детей)
В: Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».
2. Основная часть.
В: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.
- А какие сказки вы знаете? (ответы детей)
В: Молодцы, много сказок знаете.
На нашем занятии поведем мы речь о сказках. Скажите ребята, а что такое сказка?
Д: сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных сил.
В: А какие жанры сказок вы знаете?
Д: волшебные – «Василиса прекрасная», «Царевна лягушка»; сказки о животных - «Теремок», «Рукавичка»; бытовые - «Волшебный горшочек»
В: Кто придумывает сказки?
Д: автор, народ.
В: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то. (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то. (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)
В: Вы много сказок знаете?
Д: да.
В: Тогда сейчас я проверю, знаете или нет. Я загадаю вам сказочные загадки, вы должны их отгадать.
Сказочные загадки :
1. Сказку ты, дружок, послушай. Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять, сладких зерен поискать. Видит дом-домок, в чистом поле одинок. («Теремок»)
2. Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей, доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки, в лес зеленый стали звать: грибы – ягоды сбирать … («Маша и медведь»)
3. Ни в каком далеком царстве, тридевятом государстве – дело было на Руси… стариков про то спроси. Жили-были дед да баба, жили дома с птицей рядом Баба птицу ту любила, ее зернами кормила. («Курочка Ряба»)
4. Жили-были семь ребят – белых маленьких козлят. Мама очень их любила, молоком детей поила. Тут, зубами щелк да щелк, появился серый волк. Шкурку белую надел, нежным голосом запел. («Волк и 7 козлят)
5. Из муки его слепили, после в печку посадили, на окошке он студился, по дорожке он катился. («Колобок»)
6. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать? («Заюшкина избушка» – петух)
7. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
8. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? («По щучьему велению»)
9. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)
10. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Как вы догадались? (ответы детей)
- А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей)
- А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).
Игра: “Забавные медведи”
(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)
Когда медведям грустно - они делают так.
Когда медведи удивлены - делают вот так.
Когда они испуганы - они такие.
Когда мишки злятся - они уже другие.
Когда медведи радуются - делают вот так.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя».
В: Молодцы ребята.
В: Ребята давайте вспомним, как сочиняют сказки. Как обычно начинаются сказки? (жили-были, много лет тому назад, в некотором царстве).
Да самого начала должно быть ясно и понятно, где и когда происходит событие. Придумайте начало сказки (Однажды, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве, давно это было)
Потом должен быть большой рассказ – что происходит. Встреча героев, они решают куда пойти и зачем. Потом главный герой сражается со злом.
А что самое интересное в сказках (чудеса, волшебство, приключения, происходит борьба добрых и злых сил)
А что в сказке побеждает всегда? (добро побеждает зло).
И далее после большого рассказа должен быть конец. Как обычно заканчиваются сказки? (И стали они жить –поживать, жили они долго и счастливо). В русских народных сказках – это присказка : «Вот и сказке конец – а кто слушал – молодец», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»
В: Ответьте на такой вопрос: Какие герои бывают в сказках?
Д: Добрые и злые.
В: Замечательно. Посмотрите на иллюстрации и определите, какие герои положительные, а какие отрицательные.
Физкультминутка:
Скачут, скачут во лесочку
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки_
Прыг-скок, прыг-скок
Встал зайченок на пенек
(Прыжки вперед-назад)
Всех построил на зарядку,
Стал показывать зарядку
Раз! Шагают все на месте
Два! Руками машут вместе
Три! Присели, дружно встали, все за ушком почесали
На четыре потянулись
Пять! Прогнулись и нагнулись
Шесть! Все стали снова вряд, зашагали как отряд.
Играет музыка, появляется сказочный ларец.
В: Посмотрите, какой чудесный сказочный ларец
Что за чудо из чудес
Здесь стоит большой ларец
В нем предметы не простые
А волшебные, какие!
Ребята давайте посмотрим что там? В ларце (сапоги-скароходы, волшебная палочка, шапка – невидимка, колпак и письмо).
В: Ребята, посмотрите письмо, давайте его прочитаем?
Играет музыка и включается телевизор
В: Ну что, ребята надо помочь бабушке Сказочнице, хотите помочь?
Д: Да.
В: А вот и книга, про которую говорила бабушка Сказочница, ой, что это выпало: какие-то разрезные картинки, наверно надо их собрать и узнаем какую сказку надо сочинить.
Ребята, а вы хотите быть сказочниками? Но чтобы стать сказочником и начать придумывать сказку надо одеть вам вот это колпак сказочника. И чтобы вам было легче придумывать сказку на столах лежат герои из сказок, вот с их участием мы будем придумывать сказку.
Давайте вспомним, как сочиняют сказки.
Давайте я вам помогу придумать начало, для этого я надену колпак сказочника : «Жили-были заяц с зайчихой, и родился у них зайчонок. Он был очень веселый, любопытный и непослушный. Родители его не пускали в лес, а ему так хотелось туда, узнать и увидеть как там. И вот однажды он ослушался родителей и побежал в лес, заблудился зайчонок…»
Кого мог встретить зайчонок? Что может с ним случится? Кто ему поможет? Как он доберется домой?
Вы можете немного подумать пока играет музыка, выбрать героев и поделиться новой сказкой.
Интересная сказка получилась у нас? Давайте придумаем ей название.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
В: Молодцы, справились со всеми заданиями. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Ребята вам понравилось наше занятие? А понравилось быть сказочниками и придумывать сказку. Мне было приятно слушать вашу сказку. Спасибо ребята, что не отказались помочь б. Сказочнице. Книгу сказок оставим у себя.
- Что понравилось вам в путешествии? (ответы детей)
- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)
- А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?
- Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.
- Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».