Лучший педагог года

«Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Алена Уклеина
«Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Конспект

организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Необыкновынные свойства обыкновенного воздуха»

Воспитатель :

Уклеина А. О.

р. п. Дмитриевка 2017 г.

Публикация «„Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха“, Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах

Цель : Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи :

Образовательные:

1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

2) Закреплять и расширять словарный запас детей (лаборатория, исследования, прозрачный, невидимый)

Развивающие:

1) Развивать речевую культуру через обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;

2) Закреплять правила безопасного поведения во время проведения экспериментов.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Здоровьесберегающая :

1) Формировать правильное носовое дыхание и правильную осанку;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности:

1. Познавательно-исследовательская

2. Коммуникативная

3. Игровая

4. Двигательная

Оборудование: банка с загадкой на крышке, кубик с картинками для дыхательной гимнастики, фартуки, вееры, полиэтиленовые пакетики, прозрачные стаканчики с кипяченой водой, трубочки-соломинки, камушки, тазик с водой, мандарин, «экспонаты» для мини-музея воздуха (надувная подушка, спасательный жилет, насос, мяч, веер, ветрячок, дудочка, колокольчик, книга, медали по количеству детей, опорные карточки для выводов, заготовка книги «Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха», магниты-смайлики, плакат с воздушным шаром, бейджики.

Цветом обозначено использование современных технологий:

1. Здоровьесберегающая образовательная технология;

2. Технология исследовательской деятельности;

3. Технология проблемного обучения;

4. Технология разноуровнего обучения;

5. Технология интегрированного обучения ( Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»).

Ход НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВОСП. : Ребята, давайте познакомимся?

И поздороваемся с нашими гостями.

ВОСП. : Ребята, я вчера оставила пустую банку, закрытую крышкой, а сегодня на ней появилась надпись «ВЫПУСТИ МЕНЯ». Я даже растерялась, в банке никого не видно, а кто-то просится наружу. Вы кого-нибудь видите? (Дать детям рассмотреть банку.)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСП. : Кто бы это мог быть? Как вы думаете?

ДЕТИ выдвигают гипотезы (волшебник, невидимка, воздух)

ВОСП. : Как же нам узнать, кто это?

ДЕТИ предлагают свои варианты действий. Идет обсуждение действий.

ВОСП. : (Открываю банку и обращаю внимание детей, что на крышке с обратной стороны что-то написано.)

Посмотрите, здесь какая-то загадка:

Я вам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С вами рядом каждый час,

Но невидим я для вас!

- Кто же это сидел в банке?

ДЕТИ: Воздух.

ВОСП. : Так это я, значит, вчера воздух закрыла в банке? А он решил с нами поиграть и даже загадку загадал.

«С вами рядом каждый час,

Но невидим я для вас!»

ВОСП. : Вы видите около себя воздух? Может, его и нет вовсе, а над нами кто-то подшутил? (смотрим вокруг себя)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСП. : Хотите, ребята, доказать, что воздух есть везде?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСП. : Я предлагаю вам посетить «Научную лабораторию». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будете научными работниками лаборатории. Согласны?

Тогда надевайте фартуки и нарукавники. И я приглашаю вас в лабораторию «Воздуха».

ВОСП. : Что мы будем исследовать в нашей лаборатории? (воздух, свойства воздуха)

ВОСП. : все, что мы сегодня узнаем, мы будем фиксировать с помощью карточек в специальную книгу.

ОПЫТ №1.

ВОСП. : Ребята, возьмите по пакетику, что лежат на столах. (Рассматриваем сам пакетик.) Он прозрачный. Через него видно предметы? Что в пакетиках находится?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСП. : А теперь попробуйте поймать то, что рядом с вами, а потом крепко зажмите пакет с открытой стороны.

ВОСП. : Что случилось с пакетами?

ДЕТИ: Они стали выпуклыми, твердыми, надутыми.

ВОСП, : Как вы считаете, что внутри пакетов?

ДЕТИ: Воздух. (для лучшего запоминания и понимания спросить нескольких ребят)

ВОСП. : Какой вывод мы можем сделать? (подвести детей к пониманию того, что воздух везде вокруг нас.) Найдите на столе подходящую для этого вывода карточку и приклейте в книгу.

ОПЫТ №2.

ВОСП. : А вы воздух в пакете видите?

ДЕТИ: Нет.

ВОСП. : А если вы его не видите, значит, он какой?

ДЕТИ: Воздух невидимый.

ВОСП. : Какой орган чувств нам помогает это определить?

ДЕТИ: Глаза.

ВОСП. : Мы с вами определили первое свойство воздуха – воздух невидимый. Какой карточкой мы это обозначим? (дети выбирают подходящую карточку)

ОПЫТ №3.

ВОСП. : Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

Какой орган чувств нам помог это определить? (Язык)

ВОСП. : Второе свойство воздуха – безвкусный. Какой карточкой мы это обозначим? (дети выбирают подходящую карточку)

ОПЫТ №4.

ВОСП. : Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Это третье свойство воздуха. Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов. С помощью какого органа чувств мы различаем запахи? (Нос)

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

(дети выбирают подходящую карточку)

ОПЫТ №5.

ВОСП. : А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

ВОСП. : Когда его можно услышать? (дует ветер).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер.

ВОСП. : Возьмите веер и попробуйте с помощью него создать вокруг себя движение воздуха. (Дать почувствовать движение воздуха с помощью веера). Теперь вы чувствуете воздух? Это четвертое свойство воздуха.

Какой карточкой мы это обозначим? (дети выбирают подходящую карточку)

ВОСП. : Я предлагаю провести следующий опыт.

ОПЫТ №6.

ВОСП. : Возьмите каждый по соломинке и по стаканчику с водой. Опустите соломинки в стакан с водой. Вдохните воздух через нос и выдохните в трубочку. Что вы увидели?

ДЕТИ: пузырьки.

ВОСП. : Внутри пузырьков находится воздух. Вы очень наблюдательны!

ВОСП. : А теперь возьмите по камушку и опустите их в этот же стакан с водой. Что случилось с камушком? (он утонул, опустился на дно)

ВОСП. : Почему же так произошло? (камушек тяжелый)

ВОСП. : Почему же воздух поднимается наверх с пузырьками? (помочь детям сделать вывод, что воздух легче воды) Вывод – воздух легкий. (дети выбирают карточку для фиксации этого вывода)

ОПЫТ №7.

ВОСП. : Ребята, а вы можете обойтись без воздуха? (нет) А давайте проверим? Закройте ротик, а носик зажмите и не дышите! Получается? (нет)

ВОСП. : Так для чего же нам нужен воздух? Как вы думаете?

ДЕТИ: Чтобы дышать.

ВОСП. : Ребята, а как вы считаете, правильно дышать – через нос или через рот?

ДЕТИ: Через нос.

ВОСП. : Почему важно дышать через нос?

(Выслушиваем все ответы детей и формулируем конечный вывод).

ВОСП. : Правильно дышать – это дышать носом. Это нужно для того, чтобы не простужаться, не болеть, быть здоровым.

ВОСП. : Подберите для этого вывода подходящую картинку-памятку.

(Дети выбирают наиболее подходящую картинку и приклеивают ее в книгу.)

ВОСП. : А воздух для дыхания нужен только человеку? Кто еще не может обойтись без воздуха? (животные, растения)

ВОСП. : Вот как много интересного мы сегодня с вами узнали о воздухе. Какие необыкновенные свойства обыкновенного воздуха мы обнаружили?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

1. Что воздух – часть природы. Он везде вокруг нас.

2. Воздух невидим, не имеет вкуса и запаха, он легкий.

3. Воздух нужен нам для дыхания. Правильное дыхание – дыхание через нос.

ВОСП. : Ну что ж, ребята, вот вы и создали сегодня книгу о «Необыкновенных свойствах обыкновенного воздуха», авторами этой книги стали вы сами – ребята детского сада №23 «Улыбка».

Теперь своими знаниями вы можете поделиться и с другими ребятами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

ВОСП. : А хотите получить заряд здоровья и при этом превратиться в настоящих артистов театра? А поможет нам в этом наш замечательный кубик. (На кубике 6 различных картинок-обозначений дыхательных упражнений).

Ребенка, который первым будет кидать кубик, выбираем с помощью считалки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (проводим 2-3 упражнения).

«КОТЯТА»

И. П. – стоя на четвереньках.

1. Вдох носом, выдох – Му-урр (прогнуть спину, потянуться).

2. Вдох носом, выдох – ш-ш-ш (выгнуть спину дугой).

Чередуем 1 и 2.

«СОБАКА»

И. П. – стоя, руки на поясе, голова повернута к левому плечу.

1. Плавный, долгий вдох через нос, «принюхиваясь» и вытягивая шею вперед, поворачивать голову к правому плечу.

2. Выдох со звуком «Гав».

Чередуем 1 и 2.

«КОРОВА»

И. П. – стоя, указательные пальцы приставлены к голове («рога»)

1. Глубокий вдох через нос, немного задерживаем дыхание.

2. На выдохе продолжительно тянем «му-у», стараясь, чтобы звук был ровным.

Чередуем 1 и 2.

«ПЕТУХ»

И. П. – стоя, ноги врозь, руки опустить.

1. Вдох через нос, руки в стороны.

2. Выдыхая, медленно произносить «ку-ка-ре-ку», хлопнуть руками по бедрам.

Чередуем 1-2.

«ГУСИ»

И. П. – стоя с прямой спиной.

1. Вдох через нос, руки в стороны.

2. Выдох со звуком «ш-ш-ш», шею тянем вперед, руки-«крылья» назад.

«ПАСТУШОК»

И. П. – стоя, руки «держат» воображаемую дудочку.

1. Глубокий вдох через нос.

2. При выдохе произносим "ду-ду-у-у".

ВОСП. :Мы с вами сейчас определили, что камень тонет, потому что он тяжелее воды, а воздух не тонет, потому что он легче воды. А как вы думаете, что произойдет с мандарином, если его бросить в воду? (ответы детей)

Мандарин не тонет. Давайте, очистим мандарин. Он станет легче или тяжелее без кожуры? (ответы детей) Что произойдет, если мы в воду опустим очищенный мандарин? (ответы детей) Мандарин утонул.

ВОСП. : Как вы думаете, почему так происходит? (выслушать предположения детей)

ВОСП. : Кожура мандарина имеет пористую поверхность, в ней содержится много частичек воздуха, которые помогают мандарину оставаться на поверхности. Эти пузырьки воздуха работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот принцип применяется в настоящих спасательных жилетах.

(переходим к столу с предметами)

ВОСП. : А как еще человек использует свойства воздуха? Посмотрите на эти предметы и выберите те, в которых воздух работает. (дети выбирают предметы и объясняют свой выбор)

ВОСП. : (задание предлагается одному-двум сильным детям) Посмотрите внимательно на все эти предметы и скажите, какие из них без воздуха не будут иметь форму? Именно воздух придает им объем и форму. (мяч, возд. подушка, спасательный жилет)

ВОСП. : Все мы привыкли к тому, что в музеях выставляют редкие и необычные вещи. Может ли такой уникальной вещью быть обычный воздух? Оказывается, может. А эти предметы могли бы стать экспонатами музея Воздуха. Ахотели бы вы организовать у себя в группе такой музей (ответы детей)

ВОСП. : Тогда я вам предлагаю в нашу банку поймать сегодняшний воздух, воздух, которым мы сегодня дышали. Мы и дату поставим – 22 марта 2016 года.

ВОСП. : Книга, созданная вами и вот эта банка с воздухом могут стать первыми экспонатами вашего мини-музея воздуха.

ВОСП. : Вам понравилось быть учеными-исследователями? Может быть, что-то показалось вам сложным, не получилось? (спросить каждого ребенка)

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Посмотрите, у нас на столе лежат магнитики с разным настроением. Возьмите себе такой магнитик, какое у вас сейчас настроение. (спросить детей, выбравших грустный смайлик, о причинах такого настроения).

ВОСП. : Это, конечно, не все свойства воздуха. А вы хотите узнать, откуда воздух берется, какой он бывает? Почему взлетает воздушный шар, а тяжелый корабль не тонет?

Кто хочет узнать больше, то смело сажайте свой смайлик в корзину воздушного шара для дальнейшего путешествия по просторам воздуха. А кто считает, что он узнал достаточно и не хочет больше знакомиться с воздухом, оставьте свой смайлик на земле. (дети прикрепляют свои смайлики на плакат в соответствии со своим выбором)

ВОСП. : Вы сегодня хорошо поработали, были замечательными исследователями воздуха, поэтому я награждаю вас медалями.

Публикации по теме:

Интегрированная ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посадка лука» Интегрированное ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе №10 «Посадка лука». Разработала: Воспитатель Козлова О. Л.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Дикие животные наших лесов" Воспитатель Давыдова Елизавета Григорьевна. Цели:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева» Конспект занятия по ознакомлению окружающим миром во второй младшей группе «Свойства дерева» Цель: познакомить с природным материалом.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «В гости к городецким мастерам» Программные задачи Обучающие: познакомить с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла Развивающие:.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха»Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей:.

Конспект ООД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Дружба» Тема: «Дружба» Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе. Задачи: - развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Вода и её свойства» Тема: Знакомство с водой и ее свойствами» Цель: Знакомство детей со свойствами воды. Программное содержание: 1. Дать детям представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Свойства тканей» конспект Цели: а) Познакомить детей с видами тканей и их свойствами. Учить различать ткань на ощупь. б) Закрепить знания детей о том,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Почва и ее свойства» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Магнит и его свойства» Тема: «Магнит и его свойства» Цель: познакомить детей с магнитом, его свойствами и способностью притягивать металлические предметы. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Необыкновенные свойства обыкновенного воздуха». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Опубликовано: 26 марта 2018 в 11:55
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД