МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ц] и буква Ц»

Наталья Лисова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ц] и буква Ц»

Цели занятия:

коррекционно-образовательные:

- дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;

- формировать и расширять словарный запас.

коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- работа на удлинение речевого выдоха;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

-учить координировать речь с движением;

- развивать мыслительную деятельность.

коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей самостоятельность и навыки

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах

самоконтроля за речью, любовь к природе.

I.Организационный момент.

1.Приветствие

«Доброе утро»

Доброе утро. Улыбнись скорей

(Ответ детей. Упражнение «Улыбка»,руки на уровне

груди, пальцы разомкнуты,ладони от себя)

И сегодня весь день будет веселей

(дети хором-веселей)

Мы погладим лобик, носик и щёчки

(поглаживающие движения)

Будем мы красивые, как в саду цветочки

(дети хором-цветочки-ладони сомкнуты в виде цветка»)

Разотрём ладошки, сильнее, сильнее

(дети хором- сильнее,растирают ладони)

А теперь похлопаем, смелее, смелее

(по тексту)

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём

(по тексту)

Улыбнёмся снова!

(«Улыбка», ладони разомкнуты- см. выше)

Будем все здоровы!

(руки в «замке», размыкают над головой)

II. Повторение предыдущего материала

Логопед: «Слова со звуком (ль) вспоминайте и быстрее называйте!

Сядьте на свои места, ждет вас задание-игра»

Ответы детей.

III.Основная часть занятия

1. Игра-задание «Бабочка»

Предлагаю поиграть, бабочке помочь летать, с левого угла начнем, слово задуманное мной прочтем»

дуц

тев

аиы

(Две клетки вправо, какая буква? Одна вниз, одна влево, одна влево,

одна влево и одна вниз и одна вправо)

Дети по буквам составляют слово «цветы»

2. Упражнение на удлинение речевого выдоха

«Первоцветы»(ароматерапия- каждый цветок, сделанный из фетра, с добавлением капли аромамасла)

Логопед: «В руку в правую цветок все взяли – вдох и на выдохе сказали:

«Ах, какой весенний свежий легкий аромат у первоцветов!»

Дети хором: «Ах….!»

3. Артикуляционная гимнастика с применением

биоэнергопластики:

Логопед: «Положили свой цветок, поиграет язычок:

- Любят цветы весеннее солнышко, рады ему!

(«Улыбка»,ладони раскрыты, от себя на уровне груди)

- Подул легкий ветерок- испугались затрепетали на ветру

листочки то влево- то вправо)

(Упражнение «Часики»,показываем указательными пальцами обеих рук) и прижались к стебельку

(Упражнение «Горочка», показ руками)

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: «Ребята, с какого звука начинается слово цветы?»

Ответы детей

Логопед: «Верно, это звук Ц!»

Произнесем этот звук.

Педагог: «Как мы произносим звук Ц? Как располагаются наши губы, зубы, язык (губы в улыбке, зубы заборчиком, язычок упирается в нижние зубки)».

Учитель: «Как проходит воздух через рот, когда мы

произносим звук Ц? (согласный)»

«Где живет звук, в каком замке? (синем замке - твердый).

Работает ли горло, когда мы произносим звук (обозначение зачеркнутым колокольчиком – глухой).

Логопед: «Дайте характеристику звук Ц!»

Один ребенок выходит к доске и выкладывает, выбирая

схемы-картинки,одновременно проговаривая его

характеристику: Звук ц – согласный, твердый,

глухой,свистящий….

Логопед: Ребята, а вам сейчас скажу главное-звук ц –всегда твердый!

5. Игра «Скажи наоборот»

Логопед: «Слог Ца, а наоборот будет- Ац»

Логопед: «ЦО»

Дети: «ОЦ»….

УЦ-

ЦА

6.Игра «Добавь слог «Ца»

Логопед: «Слог «ЦА» добавляй-целое слово получай!»

-Кури-(ЦА, Модни-(ЦА, Умни_(ЦА, Учении_(ЦА)

7. Закрепление навыков звукового анализа

Логопед: «Выложите с помощью звуковых сигналов слог «Ца»

Дайте характеристику слогу «Ца»

(Слог Ца состоит из двух звуков ц,а)

8. Развитие фонематических процессов

Игра-задание «Выбери картинки со звуком ц

Логопед: «Ты внимательно смотри и картинку с «ц «бери». А, назвав ее, садись и терпенья наберись. Я выбираю шприц.»

Ответы детей:…

9. Определение звука «Ц» в словах (картинках у детей)

Составление по слогам слова «Синица»

Логопед: «Слог в слове синий называй и в уме запоминай,

слог второй в слове куница, называй и запоминай, а

последний в слове «курица».

Соединяем их вместе, получилось слово «синица»

Синичка предлагает поиграть, в ваших картинках звук

«ц»поискать…

Логопед напоминает детям,что клюв и голова синички – начало слова, туловище=середина, хвостик- конец слова

Логопед: В слове шприц звук «Ц» находится в конце слова,а

у вас?

Ответы детей

10. Координация речи с движением «Синица»

Логопед: «Вокруг повернись и в синицу превратись!»

Скачет шустрая синица( "скачут")

Ей на месте не сидится (" грозят пальчиком")

Прыг-скок, прыг -скок!

Завертелась,как волчок! (" Кружатся",

И присела на минутку ("Присели")

Почесала клювом грудку (" гладят рукой груд. клетку")

И с дорожки на плетень, тири-тири-тири тень!

("взмахнуть перекрещенными кистями рук")

("Сесть")

11. Деление слов на слоги

. Игра с прищепками.

Я делю слова на слоги –

Очень требования строги!

Что ни гласная, то слог-

Вот такой,друзья итог….

Логопед: «Ты картинку украшай, СКОЛЬКО СЛОГОВ, ТЫ ПРИЩЕПОК И ЦЕПЛЯЙ. В слове шприц один слог.»

(педагог прицепил внизу картинки прищепку).

Ответы детей (2ответа).

12. Закрепить звуковой анализ слов с детьми

Логопед: Наше задание совсем не простое выложи звуковой анализ слова из конструктора

Логопед: «Ребята, у меня загадка, у кого отгадка, отвечай не зевай звуковой анализ своего слова давай!

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры)

У детей к нему огромный интерес

Сюда всегда открыты двери,

Здесь выступают даже звери. (Цирк)

По природе глупа,

И трусливая она,

Ходит в шубе плотной,

Мекая задорно! (Овца)

Индивидуальные ответы детей( 1-2 ребенка делают

звуковой анализ слов своих на картинках).

13. Отгадывание ребуса (Цветок)

Логопед: «Дети, перед вами ребус-загадка, отгадайте зашифрованное слово в ребусе?

Ответ детей: «Цветок!»

14. Подбор родственных слов из текста.

Игра «Вырасти цветок!» Дети вспоминают слова, родственные к слову цветок из текста, выкладывая на ковролине

лепесток-слово)

- Чтение текста. (2 раза читать)

Дождались мы светлого мая. На лугу расцвели разноцветные цветы. Цветовод пошел на луг и перенес цветочки в цветник.

- Выделение из текста родственных слов и слов-действий

(цветы, цветочек,цветут,отцветают, цветовод,расцвели, цветник, зацвели, цветение, отцвели, цветок отцветает)

Логопед: Каждый лепесток-родственное слово

Слово родственное называй- лепесток прикрепляй!

15. Составление предложения из слов из текста.

Педагог: «Вам сейчас прочту слова- составьте предложение из этих слов»

Логопед: «Цветовод, в, перенес, цветник, цветочки.»

Ответ детей

16. Графическая схема предложения

Логопед раздает детям карточки с заданием.

Педагог: «Внимательно прочтите предложение и схему к нему начертите»(под предложением)

Предложение, например:- У Димы цепь.

17. Знакомство с буквой «Ц».

Рисуем в воздухе пальчиками.

Ребята, а на что похожа буква ц?

Посмотрите (показываю букву):Посмотрите на букву Ц

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Написание буквы в воздухе Ц.

- Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий).

- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе. Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву. Дети за мной повторяют.

- Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.

Логопед: «Выкладываем из палочек букву «Ц»!

18. Выкладывание из палочек слова «цапли»

Логопед: «Продолжаем играть, слово дальше выкладывать продолжать! Отгадайте загадку и мы узнаем,какое это слово?”

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

А во множественном числе---

Ответ детей:-Цапли!

Педагог: «Палочки свои возьми и это слово на столе выложи!»

.

IV.Подведение итогов.

Логопед: «Что нового вы делали на занятии?»

Ответы детей:….

Иллюстрация и слова к упражнению «Синица»

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква «Д». Звук [Д] и [Д’]» Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Буква Д. Звук [Д] и [Д'] Цель: Закреплять знания детей о букве Д.

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Звук [ш] и буква ш» Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема «Звук{ш} и буква ш». Воспитатель высшей категории.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш], буква Ш» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш], буква Ш» Тема: «Транспорт» Программное содержание: Цель:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Познакомить с буквой Ф Задачи: -развитие навыков звуко- буквенного анализа; -развитие фонематического слуха; -развитие навыков звукового.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Г] и буква Г» Цель: Познакомить с буквой Г Задачи: -совершенствование навыков звуко-буквенннго и звукового анализа слов,навыков чтения; -развитие фонематического.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Звуки «Д» «Дь» и буква «Д» Цель: познакомить детей с буквой и звуком Д. Задачи: учить различать букву и звук, обучать звуковому анализу.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Г» Задачи: -формировать способность различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности -познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [З]» Тема: Звук и буква З Задачи: -закреплять умение сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу -познакомить с разными.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [К] и буква К» в подготовительной группе ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Образовательные: 1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце). 2. Продолжать знакомство ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ц] и буква Ц»
Опубликовано: 14 мая 2018 в 23:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД