Юлия Паршина
Логопедическое занятие по дифференциации звуков [С] — [Ш]
▼ Скачать
ТЕМА: Дифференциация звуков «С»-«Ш».
Цель: формирование умения дифференцировать близкие по артикуляционным признакам глухие согласные звуки с, ш изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1.Образовательные:
- продолжить знакомство с буквами и звуками «с», «ш»;
- пополнять словарь;
- развивать умение выделять звуки «с», «ш» в речи;
- развивать фонематический слух.
Публикация «Логопедическое занятие по дифференциации звуков [С] — [Ш]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
2. Коррекционные:
- устранение дефектов устной речи;
- развивать подвижность органов артикуляции;
- закрепление артикуляционных укладов звука «с», «ш»;
- дифференциация звуков «с»- «ш»;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимические мышцы;
- развивать силу голоса и плавность ротового выдоха.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать внимание к речи логопеда;
- воспитывать внимание к собственному произношению звуков «с», «ш» в собственной речи;
- воспитывать усидчивость, произвольное внимание.
Возраст детей: 6-7лет.
Оборудование: зеркало, картинки девочек (Соня, Маша, картинки для артикуляционной гимнастики, картинки с буквами разрезной азбуки, схемы артикуляции звуков «с», «ш»; предметные и сюжетные картинки, содержащие в названии звук «с» или звук «ш» (шуба
Носок, санки, парус, душ, мешок, мышка, сумка, картинки мыши, лисы, схемы и фишки для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец, мяч.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
-К нам в гости пришли две девочки. Их зовут Соня и Маша. Мы сегодня их научим правильно произносить звуки.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
-Чтобы язычок и губки были ловкими и помогали тебе произносить звуки правильно, сделаем артикуляционную гимнастику.
1. «Заборчик». 2. «Окошко». 3. «Лопаточка».4. «Иголочка». 5. «Горка». 6. «Чашечка». 7. «Ветерок дует с горки». 8. «Остуди горячий чай».
3. Объявление темы занятия через выделения звука в слове.
-Я назову слово, ты скажи, какой звук я выделила голосом. С-с-сон (звук «с»). Ш-ш-шум (звук «ш»). Сегодня эти звуки у нас на занятии будут главными.
4. Связь звука с буквой.
-Выбери из всех букв те, которые обозначают звуки «с» и «ш».
(Ребёнок выбирает среди разложенных на столе букв нужные).
5. Анализ артикуляции звуков.
- Расскажи, что делают губы, зубы, язык, голос и какой воздух выходит из ротика, когда мы произносим звуки «с», «ш» (используя схемы артикуляции звуков, ребёнок рассказывает особенности артикуляции звуков).
6. Характеристика звуков.
-Расскажи Соне и Маше, какой звук «с» и «ш» по-очереди (звук «с», «ш»-согласный, твёрдый, глухой).
7. Развитие фонематического слуха.
1. Игра «Присядь-подпрыгни».
- Сейчас я буду произносить слоги со звуками «с», «ш». Ты присядешь, если услышишь слог со звуком «с», подпрыгнешь, если услышишь слог со звуком «ш».
2. Игра «Раздели подарки».
- Соне и Маше мама с папой привезли много подарков. Для Сони это подарки, в названии которых есть звук «с», для Маши- со звуком «ш». Распредели картинки-подарки между девочками (ребёнок называет каждую картинку, определяет, какой звук есть в названии «с» или «ш», подвигает картинку к соответствующей девочке).
7. Физ. минутка.
- У Сони и Маши есть любимые игрушки. Они хотят научить нас интересной игре. Повторяй слова и движения за мной.
Са-са-са-вот идёт лиса, (крадущиеся шаги)
Ши-ши-ши-притаились мыши, (присесть, закрыть глаза)
Су-су-су-боятся лису, (встать, сделать испуганное выражение лица)
Шо-шо-шо-без лисы хорошо, (говорить тоненьким голоском, прохлопывая слова по слогам).
(стихотворение с движениями выполняется два раза).
8. Развитие фонематического слуха.
1. «Определи место звука в слове».
-Поможем Соне и Маше определить в какой части слова находятся звуки «с», «ш» (ребёнок называет картинку (используются картинки из игры «Раздели подарки») и определяет место звука в слове, используя схему слова и фишки).
2. «Исправь ошибку».
-Я буду называть слова со звуками «с» и «ш», если назову звук в слове неправильно, ты меня исправь (ребёнок ловит мяч и исправляет слова). (В качестве подсказки можно посмотреть на соответствующие картинки):
Суба-шуба
Ношок-носок
Шанки-санки
Паруш-парус
Дус-душ
Месок-мешок
Мыска-мышка
Шумка-сумка
9. Дифференциация звуков «с»-«ш» в предложении.
-Поможем Соне и Маше придумать предложения про их подарки. Я буду начинать, а ты подбирай слово, которое подходит и повторяй всё предложение (используются картинки из игры «раздели подарки»).
1. Мама ходит зимой в пушистой. (шубе).
2. Бабушка связала шерстяные… (носки).
3. Помчусь со снежной горы на… (санках).
4. Плыть быстро кораблику помогает… (парус).
5. Соня моется под… (душем).
6. Лиса охотится на… (мышку).
10. Подведение итогов.
-Какие звуки мы помогали различать Соне и Маше? (звуки «с» и «ш»). Расскажи об этих звуках (они согласные, твёрдые, глухие). Соня и Маша говорят тебе спасибо, ты научил их не путать звуки «с» и «ш».