Алла Грацкая
Развивающее пособие «лэпбук» на основе произведения Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Составили воспитатели: Грацкая А. А., Плытникова О. А.
- Дидактическое пособие «Лэпбук» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Публикация «Развивающее пособие „лэпбук“ на основе произведения Виталия Бианки „Как муравьишка домой спешил“» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Лэпбук на тему «Насекомые»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Муравей, муравейник. Игры, дидактические пособия, макеты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- «Как муравьишка домой спешил», Бианки В.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» март 2018
- Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий, ознакомление с художественной литературой и фольклором.
Цель: развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр в совместной деятельности ребенка с взрослым.
Развивающее пособие на основе произведения Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».
«Мир природы»
Тематическое поле: бережное отношение к насекомым.
Цель: способствовать формированию общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.
Задачи:
- расширить представления об окружающем мире;
- развивать умение анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
- совершенствовать умение отгадывать загадки о насекомых;
- закреплять умение выстраивать картинки по сюжету сказки;
- прививать интерес к чтению, к изучению природы, воспитывать бережное отношение к живой природе, насекомым;
- систематизировать представления детей о многообразии насекомых;
- закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов;
-уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные способности детей;
- совершенствовать умение выразительно читать наизусть стихотворение;
- формировать умение выполнить движения по тексту физкультминутки.
Задание 1 «Книжка – малышка»: взрослый читает произведение Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил», вместе с ребенком рассматривает картинки и проводит беседу по тексту произведения.
Примерные вопросы по сказке:
1. Что повредил себе Муравьишка (ноги).
2. Кто помогал Муравьишке добраться до дома (насекомые).
3. Как зовут насекомых, которые помогли Муравьишке добраться до дома (Жучок-Блошачок, Кузнечик).
4. До какого препятствия довез Жучок-Блошачок Муравьишку? (до забора).
5. Что напоминают ножки Жучка-Блошачка? (пружинки)
6. Как называется жилище муравьёв? (муравейник).
Задание 2 «Информация о насекомых»: взрослый рассказывает интересные факты о жизни насекомых, а ребенок ищет картинку с насекомым (в реальной жизни).
Гусеница-землемер – это гусеница бабочки пяденицы. Передвигается характерным образом, живописно описанным Бианки. В случае опасности, встает на задние ложные ножки и вытягивается по струнке, подражая палочке. Гусеницы пядениц могут быть зелеными и коричневыми.
Паук-сенокосец. Овальное тельце на длинных ногах. Обитают на стволах деревьев, в трещинках деревянных заборов. Для паука характерно явление автотомии – отбрасывания конечности, если схватить за нее. Какое-то время нога будет сгибаться — разгибаться, чтобы отвлечь хищника. Нога похожа на косу, которой скашивают траву. Поэтому паука называют сенокосцем или косиножкой.
Жужелица – обитатель мест с влажной почвой. Весной и осенью они ведут чаще дневной образ жизни, а летом – вечерний и ночной. Жужелицы могут лететь на свет фонаря. В жару они отсиживаются в укрытиях, под досками и камнями.
Жучок – блошачок – это крестоцветная блошка. Её отправляемся искать на грядках с капустой, редиской, редькой. Можно найти в дикорастущих травах из семейства крестоцветных — пастушьей сумке, ярутке, сурепке, гулявнике, вечернице.
Кузнечик. Отправляемся на луг. Тут важно не перепутать его с саранчой. Саранча тоже бывает зеленых оттенков. Но у кузнечика очень длинные усы, длиннее тела. А у саранчи, усики короткие, не более половины тела. Кузнечик – хищник, а саранча – питается растениями.
Водомерка клоп – обитает в водоемах со стоячей водой, даже в больших лужах можно обнаружить этих насекомых. Подходить лучше к воде так, чтобы не отбрасывать свою тень. Если водомерка попадает в тень, он сбежит.
Майский жук (майский хрущ) – Крупный коричневый жук и пушистыми усиками, которые похожи на расческу. Встречается в мае-июне. Чаще на березах. Они активны под вечер. Иногда майскими жуками в народе называют зеленых бронзовок. Но это не верно.
Гусеница-листовертка — встречается в конце мая — июне на березе. Из листьев березы гусеница сворачивает открытые трубочки, пирует внутри. Трубочки с крышей сворачивает жук-трубковерт, поэтому важно не спутать. Гусеница сидит внутри трубочки и питается мякотью листа.
Задание 3 «Дай ответ»: взрослый задает ребенку вопрос по сказке и дает три ответа, из трех ответов ребенок выбирает правильный.
Кто помог муравьишке переправиться через реку?
- жужелица;
- водомер;
- гусеница – землемер.
На какое дерево влез Муравьишка?
- береза;
- дуб;
- сосна.
На чем муравей отправился в долгий путь?
- на листе березы;
- на паутине;
- на сухой травинке.
С каким насекомым не встретился муравей?
- майский хрущ;
- жучок – блошачок;
- бабочка.
Кто помог муравьишке в самый последний момент добраться до дома?
- паук – сенокосец;
- гусеница – листовертка;
- жучок – блошачок.
Кто помог муравьишке перебраться через забор?
- паук – сенокосец;
- кузнечик;
- майский – хрущ.
В какое время года происходит действие в произведении?
- весна;
- лето;
- осень.
Задание №4: «Разложи по порядку и составь сказку»: ребенку предлагается серия картинок, которые следует выстроить в порядке развития сюжета сказки, который затем воспроизводится по цепочке.
Задание №5 «Загадки и отгадки»: педагог предлагает отгадать загадки о насекомых, и найти на рисунках отгадки.
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая… (муха).
Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла,
Себе на зиму…. (пчела).
Чемпион он по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам (кузнечик).
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка).
Красная капелька
В черную точку.
К солнышку в гости
ползет по листочку (божья коровка).
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас под ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас …. (комар).
В темном уголке живет,
шелковую нить плетет,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался (паук).
У них огромная семья
Не сосчитать их никогда,
Их дом зовется «кучей»,
В большом лесу дремучем (муравьи).
Задание №6 «Выбери пословицу»: взрослый предлагает ребенку послушать пословицы, и выбрать ту, которая больше всего подходит к сказке.
- Делай другим добро – будешь сам без беды.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Свет не без добрых людей.
- Доброе братство лучше богатства.
Задание №7 «Физкультминутка»: педагог предлагает ребенку выполнить движения по тексту физкультминутки.
Физминутка «Муравейник на поляне».
Муравейник на поляне ночью крепко спит.
А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают:
Лапками перебирают, и головками качают.
Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5!
Очень дружные они!
Ты, дружок, их береги.
Физминутка «Муравей трудолюбивый».
Муравей трудолюбивый
Еле тащит прутик ивы.
(Дети шагают на всей стопе).
Он устал, он изнемог,
(Шагают в приседе).
Но другой ему помог.
Оба дружно через ельник
Прутик тащат в муравейник
(Ходят за ведущим змейкой,
руки на плечо впереди стоящего).
Знает каждый муравей
В жизни трудно без друзей,
А с товарищем всегда
Даже горе – не беда.
(Маршируют).
Задание №8 «Расскажи стихотворение»: взрослый предлагает ребенку выучить стихотворение о муравье.
«Приключение Муравьишки»
Муравьишка жил в лесу. И пришла беда к нему.
На березу он залез, Посмотреть родной свой лес
Ветер шутку с ним сыграл,
Ножки муравью сломал.
Насекомые узнали,
Муравьишке помогали.
Первым Гусеница-Землемер
С Муравьишкой на спине
В путь отправился далекий -
Мерил землю своим ростом.
А второй- Паучок
Быстро-быстро, со всех ног,
Добежал до дорожки,
И оставил хромоножку.
Жужелицу оседлал-
Маленький жучок
Щелк, щелк до забора
И оставил там больного.
А кузнечик подскочил
Через забор, и опустил
На бережок у реки:
-Водомерка, помоги!
Водомерка-Клоп по воде скользит,
Словно лодочка бежит.
Майский Жук летит к березе
Время скоро на исходе.
Гусеница с Муравьишкой,
Опустились вниз по нити
Прямо в муравьиный дом
Рады Муравьишке в нем!
Стихотворение «Муравьиный поезд» (Е. Серова).
Муравьиный поезд.
Вы живые поезда
не видали никогда?
Там, где пеший не пройдет,
не проедет конный,
Взад-вперед, взад-вперед
катятся вагоны.
Маленькие, черные,
юркие, проворные.
Что вагончики везут?
Не железо, не мазут.
Щепки да соломинки
для своей хороминки.
Вот отстал один вагон,
и сейчас же с двух сторон.
Два вагона-братца
на подмогу мчатся.
Что такое? В чем зацепка?
Тяжела вагону щепка!
Взяли два вагончика
щепку за два кончика,
Подтолкнули крепко-
покатилась щепка!
Эх, вагоны-мураши;
до чего же хороши:
Коль придется туго,
выручат друг друга!
Задание № 9 «Маршрут муравья»: ребенку предлагается игра «ходилка».
Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько стрелочек, сколько очков выпало на кубике, на каком слове остановилась фишка, игрок ищет картинку со средой обитания, и называет насекомого, который помог муравьишке.
Задание №10 «Берегите насекомых!»: педагог предлагает взять карточку, и рассказать, почему нужно беречь насекомых и окружающую природу.