Получи документы

Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок

Алевтина Соболева
Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок

Научные исследования в данной области. В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок» размещена в разделах

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : доброте, милосердии, справедливости.

По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы мы выбрали русские народные сказки, которые прочно вошли в детский быт малыша, близка его мышлению и представлениям.

Чтобы сказки не обидеть

Надо их почаще видеть

Их читать и рисовать

Их любить и в них играть

Сказки всех отучат злиться

А научат веселиться

Быть добрее и скромнее

Терпеливей и мудрее

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Ведущая идея: создание системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, способствующей воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.

2. Разработка и организация системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.

3. Привлечение к сотрудничеству специалистов МБДОУ.

4. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной домашней обстановки и богатой развивающей предметно - пространственной образовательной среды.

Целью нашей работы является воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.

Задачи.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, умение давать оценку поведению своему и других.

Воспитывать бережное отношение к книгеи доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Направления и этапы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок :

1 этап – Знакомство детей со сказкой : сообщить знания о поведении героев и сформулировать конкретные представления о нравственных качествах. Основные методы: чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций и т. д.

2 этап– Эмоциональное восприятие сказки детьми. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение. Основные методы: пересказ сказки, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками

3 этап– театрализация сказок. Разыгрывание сюжетов из сказок, упражнения в поступках, в поведении героев

Перед началом работы, была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

Мы создали естественную комфортабельную, многофункциональную, доступную, безопасную, рационально организованную обстановку, насыщенную разнообразными книгами, играми, дидактическими материалами.

В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные книги со сказками (отдельные книги со сказками и сборники сказок различных изданий, так, чтобы сказки с одним названием было не менее двух книг).

Приобрели настольные игры, направленные на активизацию опыта детей по сказке : “Узнай сказку”, “Сказки на кубиках”, “Лото”, “Сказочное домино”; а также игры направленные на развитие связной речи: “Мои любимые сказки”, “Что сначала, что потом”, “Расскажи сказку”.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Эти сказки помогут показать :

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,

«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например,

сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.

• Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».

• Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и тд. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Содержание образования определяется основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ. Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок по ФГОС дошкольного образования соответствует образовательным областям «Социально – коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»

Нами разработан тематический план и комплекс мероприятий, направленный на формирование дружеских взаимоотношений посредством сказки.

На первом и втором этапе в комплекс занятий мы включили следующие методы: чтение, рассказывание сказок, театрализованные представления разных видов, и беседы по сказкам.

На занятии, при рассказывании русской народной сказки «Теремок» применяла настольный театр. Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок». Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести простейший диалог со сверстниками. Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать доброжелательное отношение.

При рассказывании сказки дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, сопереживали им, заинтересованно отвечали на мои вопросы, были увлечены происходящим.

интерес к литературной сказкой, воспитывать дружеские отношения.

При прочтении сказки Пляцковского М. С. «Урок дружбы» цель: познакомить детей с литературной сказкой «Урок дружбы». Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Учить детей внимательно слушать сказку, чтение которой сопровождается показом иллюстраций, вызвать у них желание послушать сказку еще раз. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, отвечать на них. Развивать внимание, логическое мышление. Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь и память. Воспитывать любовь и

При чтении сказки дети внимательно заинтересованно слушали сказку, давали свои оценки поступкам героев (Полина- «Чик жадный», Сережа. - «А мне понравился Чирик») спорили по поводу поступков героев. После прочтение многие согласились, что надо делится и помогать другу.

Во время рассказывания сказки «Заюшкина избушка» применяла настольный театр. При рассказывании сказки дети называли положительных и отрицательных героев («Мне жалко зайчика», «А лиса хитрая», сопереживали им, подражали, были увлечены происходящим, во время беседы заинтересованно отвечали на мои вопросы.

Анализ произведений из круга чтения младшего дошкольника

№ тема цель содержание

1 «Репка». Познакомить детей с русской народной сказкой. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать дружеские отношения. Чтение с беседой после прочтения.

2 «Теремок» Познакомить детей с русской народной сказкой. Учить различать персонажей сказки и называть их. Воспитывать доброжелательное отношение. Рассказывание с настольным театром.

3 «Рукавичка». Учить детей внимательно слушать сказку. Воспитывать дружеские отношения, интерес к народному творчеству. Чтение с беседой после прочтения.

4 «Рукавичка» (сценарий по мотивам украинской сказки). Развивать внимание. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать дружеские отношения. Спектакль по мотивам сказки.

5 «Пузырь Соломинка и Лапоть» Познакомить детей с русской народной сказкой. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству, воспитывать дружеские отношения. Чтение с беседой после прочтения.

6 «Бобовое зёрнышко» Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом иллюстраций. Воспитывать стремление помочь ближнему. Рассказывание по иллюстрациям.

7 «Под грибом» В. Г. Сутеева. Познакомить детей с литературной сказкой. Воспитывать дружеские отношения и интерес к литературной сказке. Чтение с беседой после прочтения.

8 Сценарий спектакля по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом» Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать дружеские отношения. Спектакль по мотивам сказки.

9 «Урок дружбы» Пляцковского М. С. Познакомить детей с литературной сказкой, воспитывать дружеские отношения. Чтение с беседой после прочтения.

10 «Заюшкина избушка» Познакомить детей с русской народной сказкой. Учить различать персонажей сказки и называть их. Воспитывать стремление помочь ближнему. Рассказывание с настольным театром.

11 «Цыплёнок и утёнок» В. Г. Сутеева. Познакомить детей с литературной сказкой. Учить детей внимательно слушать сказку, воспитывать дружеские отношения. Чтение с беседой после прочтения.

12 «Кораблик» В. Г. Сутеева. Познакомить детей со сказкой. Учить детей различать персонажей сказки внимательно слушать сказку. Воспитывать дружеские отношения и интерес к литературной сказке. Чтение с беседой после прочтения.

Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, ибо нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах.

Когда дети освоили сказки, пересказывали их, мы перешли к их театрализации – к третьему этапу. Дети любят брать на себя роль и выполнять действия героев. Ведь на первом и втором этапе мы формировали представления о нравственных качествах и формировали чувства, а опыт поведения дети больше приобретали на заключительном этапе.

Мы предлагаем детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя и т. д.

Наши дети почувствовали себя артистами. Мы вместе инсценировали прочитанные сказки, особенно детям нравиться сказка «Под грибом». Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба - бо.

В повседневной жизни используются те же методы и игры по воспитанию нравственных качеств у детей средствами сказки. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми. Дети любят самостоятельно разыгрывать сценки, используя куклы би-ба – бо. Через интересные игры ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок.

Родители являются участниками образовательного процесса. Поэтому так важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями для успешного воспитания детей средствами сказки.

Используем в работе с родителями следующие традиционные формы

*Родительские собрания,

*Показательные мероприятия

*анкетирование

*Беседы

*Участие родителей в оснащении группы игровым материалом Совместные мероприятия:

*Праздники

*Развлечения

*выставки совместных работ

* фотовыставки Информирование:

*Консультации

*Памятки

*Семинары-практикумы

*метод. литература

Кроме традиционных использовали и нетрадиционные. К концу проекта родители с детьми изготовили книжки – малышки по любимым сказкам, которые пополнили библиотеку группы.

Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в качестве, полноценности этого взаимодействия необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка.

Анализируя проведенную работу по проблеме воспитания нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок были сделаны следующие выводы

У детей сформировалось представление о добре и зле,красоте добрых поступков и их необходимости в жизни людей.

Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.

В группе созданы условия для знакомства с народными сказками.

Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей.

Дети бережно относятся к книгам.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Перспективы на будущее

Обобщение результатов работы в младшем дошкольном возрасте.

• Продолжение работы по нравственному воспитанию

• Продолжение работы с родителями, дополнение и корректировка проведения серии дискуссий, консультаций, мотивирование на участие в распространении семейного опыта.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Проектная деятельность второй младшей группы «В мире русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 2» г. Челябинска Проектная деятельность по теме: «В.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок
Опубликовано: 5 марта 2023 в 18:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД