Ирина Сеськина
Актуальность использования компьютерных технологий в обучении дошкольников мерам личной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Часто, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и своих детей, семью от чрезвычайных ситуаций. И как ни печально, именно дети страдают, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений.
Публикация «Актуальность использования компьютерных технологий в обучении дошкольников мерам личной безопасности» размещена в разделах
Итак, обязательно знакомим детей с правилами дорожного движения, формируем у детей навык правильного поведения на проезжей части. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
В настоящее время особенно остро родителей волнует защита своих детей. Все чаще и чаще слышим: «Пропал ребенок!» Почему же это происходит? Почему дети уходят с незнакомыми людьми.
Как свидетельствует анализ, большинство несчастных случаев происходит из - за недостаточных знаний у детей в различных ситуаций с незнакомыми людьми, например, ситуации, когда взрослый уговаривает ребенка поехать или пойти с ним куда-то, чтобы показать что-то интересное, например, игрушку, угощает сладостями, ситуация, когда взрослый представляется знакомым родителей, которые попросили взять реб нка, чтобы довести его до дома, ситуация, когда взрослый открывает дверцу машины и приглашает реб нка покататься вместе с ним, ситуация, когда ребенок находясь один дома, открывает дверь чужим, входит в подъезд один без родителей. В современном мире появилась новая опасность: терроризм. Поэтому, чтобы обеспечить детям безопасность, необходимо вовремя подготовить детей к возможным ситуациям, дать детям необходимые знания и навыки персональной безопасности, рассмотреть типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми, научить их правильно вести себя в таких ситуациях.
Сегодня ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Действия воспитателя на экране ПК завораживают детей, и даже дошкольники с низким уровнем развития не отвлекаются. ПК позволяет вовлечь всех детей группы в интересную деятельность, помогает преодолеть страх и стеснение, легко вовлекает их в процесс усвоения знаний.
• При обучении детей мерам личной безопасности при помощи компьютерных технологий педагоги решают проблему дефицита подвижной наглядности, анализируют взаимоотношения персонажей, принимают решения и обсуждают ситу
Как же можно применить КТ технологии например, показ плакатов на нужную тематику крупным планом, так же можно использовать мнемотаблицу (алгоритмы). Показ презентаций,просмотр обучающих мультфильмов.
Исследуя интернет – ресурсы, нашла множество мультфильмов:
- «Уроки осторожности тетушки Совы»;
- «Правила безопасного поведения в быту»;
- «Как это случилось»;
- «Смешарики»;
- «Зина, Кеша и террористы»;
- «Три котенка»;
- «Правила безопасности для детей на природе»;
- «Безопасность детей в транспортном мире»;
- «Стасик и его друзья»;
- «Где опасно играть», Лукоморье;
- «Безопасность на дороге»;
- «ОБЖ – это серьезно», АБВГДейка;
- «Безопасность на воде».
Разделила их по разделам: "Ребенок и другие люди", "Ребенок дома", "Ребенок на улице", "Здоровье ребенка".
Нельзя забывать и о мультфильмах, основанных на сказках:
- «Колобок»;
- «Жихарка»;
- «Гуси-лебеди»;
- «Волк и семеро козлят»;
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- «Три поросенка»;
- «Заюшкина избушка»
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
- «Кот, петух и лиса» и т. п.
Обучить детей безопасному поведению – это значит, что у ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент. Динамичные, яркие мультфильмы, конечно же делают визуальное восприятие ребенка более продуктивным, чем просто рассказ воспитателя Использование на занятиях по ОБЖ учебные мультфильмы привлекут внимание самых неусидчивых детей.
Мы знаем, что очень трудно объяснить ребенку понятие терроризм и террористы. Объяснить детям, как следует поступать в такой ситуации поможет мультфильм "Зина, Кеша и террористы". Ведь запоминать правила личной безопасности детям всегда проще в непринудительной форме.
(на экране мультфильм специально снятый МЧС России "Зина, Кеша и террористы")
После просмотра мультфильма, с детьми проводится беседа о необходимости быть внимательными, особенно в общественных местах, закрепили правила поведения в экстремальной ситуации. Такие мультфильмы учат детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, сформировывают представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов. Прививают детям навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях. Воспитывают дружеские отношения к сверстникам и близким людям.
Однако важно понимать, что использование только информационно- коммуникационных технологий в обучении детей дошкольного возраста ОБЖ не решит всех проблем в обучении и воспитании, а также не заменит живого общения с педагогом в группе. Следует отметить и то, что использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к занятию. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
При использовании компьютерных технологий, обязательным условием является соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка:
1. Максимальная одноразовая длительность работы не должна превышать: 10-15минут в день;
2. В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
3. Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера :
- первая половина дня – оптимальна
-вторая половина дня – допустима
4. Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 5-7 лет– 2 раза в неделю.