Получи документы

Алгоритм эффективности профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Рузанна Аванесян
Алгоритм эффективности профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Выступление для педагогов из опыта работы на тему : «Алгоритм эффективности профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста».

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, это первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и

широким выбором профессий.

СЛАЙД 2

Публикация «Алгоритм эффективности профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель профориентационной работы с детьми старшего дошкольного

возраста

Развитие у детей дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их ценности, воспитанников на будущую профессию.

СЛАЙД 3

Задачи профориентационной работы с детьми старшего

дошкольного возраста

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

• Углубить представления детей о разнообразии мира профессий, в том числе и сельскохозяйственных.

• Создать условия для включения полученных представлений о труде взрослых разных профессий в самостоятельную деятельность детей.

• Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

• Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность, словарный запас по данному направлению.

• Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда.

• Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.

• Содействовать взаимодействию ДОУ с социумом по вопросам профориентации детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 4

Принципы организации ранней профориентации старших дошкольников

Чтобы проведенная профориентационная работа была эффективной, необходимо соблюдать определенные принципы, такие как:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия

(организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка,

учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как

сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2 Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3 Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать

в какой - либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты

своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим

достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении,

завершении работы).

4 Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу

выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы,

социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый

результат).

5 Принцип активного включения детей в практическую деятельность

(экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина,

игры).

6 Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым

ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений.

В результате у ребенка формируется представление о себе, своих

возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность

осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7 Принцип регионального компонента. Организация образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным

заказом и финансовыми возможностями региона.

Условия организации ранней профориентации

В ДОУ разработан и реализуется инновационный проект «Ранняя профориентация как одно из направлений социализации детей дошкольного возраста». В рамках его реализации была разработана и проведена первоначальная педагогическая диагностика. Выявлен уровень знаний детей в этой области, обнаружены пробелы и намечены пути их ликвидации, используя различные формы работы с детьми.

Важным аспектом в совершенствовании ранней профориентации в детском саду стало оснащение развивающей предметно-пространственной среды, накопление методического материала.

СЛАЙД 5

Для организации работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в группе изготовлен Лепбук на тему «Профессии» по ознакомлению с трудом взрослых, дидактическими играми, наглядным материалом.

СЛАЙД 6,7,8

В группе имеются уголки сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Аптека» «Кухня», «Гараж», «Домик»,«Строительные материалы», приобретены костюмы разных профессий и атрибуты к ним.

В рамках работы с родителями было проведено анкетирование и выявлена степень заинтересованности родителей данной темой. Были разработаны рекомендации и проведены консультации по данной тематике.

СЛАЙД 9

Родители группы приняли участие в конкурсе стенгазет «Трудовые династии», где заняли 3 место.

СЛАЙД 10

Воспитателем группы совместно с родителями была изготовлена стенгазета «Все профессии нужны- все профессии важны», занявшая 1 место в конкурсе.

СЛАЙД 11

Педагогические технологии профориентационной работы

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения

и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога

является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы,

используемые в практике и, конечно, они должны быть ориентированы на

развитие личности ребенка и его способностей.

1 Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова). Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых,исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2 Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова).

3 Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Я. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н Михайленко). Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

4 Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова). Является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

5. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: мультимедийные проекторы, ноутбуки, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

• мультимедийные презентации (это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов);

• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

СЛАЙД 12

Формы организации познавательной деятельности по ранней профориентации дошкольников

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания: - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда); - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

СЛАЙД 13

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:

- приближение детей к труду взрослых;

- приближение труда взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых.

I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы, во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т. п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

II. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий - на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?»

III. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

В ходе работы по профориентации с дошкольниками мы расширим кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями; узнаем, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде; обогатим словарный запас дошкольников, расширим коммуникативные навыки. Дети узнают назначение профессиональной техники, инструментов и материалов в трудовой деятельности взрослых, различают профессии по существенным признакам, называть важные качества представителей разных профессий. Выделяют структуру трудовых процессов, объясняют роль труда в благополучии человека, моделируют в игре отношения между людьми разных профессий, участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых, положительно относятся к трудовой деятельности и к труду в целом, демонстрируют осознанный способ безопасного поведения в быту. Эти результаты ориентируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в заданном направлении. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы мои воспитанники в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми. Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в учреждении, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки, дни открытых дверей, рассказы родителей о профессии. Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Лэпбук «Огород на окне» для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Лэпбук «Огород на окне» для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Настала пора для знакомства ребятишек с семенами, с их посевом. В этом процессе проходит много рассматриваний, наблюдений, опытов, бесед,.

Мастер-класс по объёмной аппликации с элементами рисования «Ветка яблони» для работы с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по объёмной аппликации с элементами рисования «Ветка яблони» для работы с детьми старшего дошкольного возраста В православной церкви есть удивительный праздник, который называется по-народному яблочный спас. В этот день, 19 августа, в церкви собирается.

Мастер-класс совместной работы с детьми старшего дошкольного возраста «Крещенское утро»Мастер-класс совместной работы с детьми старшего дошкольного возраста «Крещенское утро» Мастер-класс совместной работы на конкурс «Душа по капле» с детьми старшего возраста «Крещенское утро» (фотоотчёт) Рада приветствовать.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Планирование работы по безопасности дома с детьми старшего дошкольного возраста Детей дошкольного возраста, находясь дома, даже под присмотром взрослых, могут предостерегать множество опасностей. Очень актуально сейчас.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Алгоритм эффективности профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 июня 2021 в 19:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД