Получи документы

«Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков»

Оксана Мальцева
«Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков»
▼ Скачать + Заказать документы

«Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного произношения звуков».

«Использование игр при становлении правильного звукопроизношения»

Оборудование:

презентация «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного произношения звуков». «Использование игр при становлении правильного звукопроизношения», картинки - символы («Лошадка», «Заборчик» и т. д., игрушки – символы, логопедические игрушки (игрушках медвежонок Топтыжка, Пес Барбос, обезьянка Микки, бегемотикЖужа, кукла-рукавичка змея Шипучка, ручная модель языка, детские перчатки, шарики для артикуляционных упражнений,мультимедийные презентации для выполнения артикуляционной гимнастики, комплексы упражнений артикуляционной гимнастики, деревянный молоточек, диск «Артикуляционные упражнения под музыку». ДИСК «Логопедия для малышей».

Публикация «„Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков“» размещена в разделах

Самое важное в искусстве речи - это,

во-первых, произнесение,

во-вторых, произнесение,

и, в-третьих, произнесение.

Демосфен

План выступления

1. Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного произношения звуков.

2. Требования к качеству артикуляционных движений.

3. Организация работы.

4. Игровые приемы для артикуляционной гимнастики

5. Выполнение артикуляционных упражнений. - Семинар –практикум.

6. Рекомендации к подбору литературы.

На зарядку становись!

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное, знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, Гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть е хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта не возникала у ребенка в дальнейшем стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой, как можно раньше.

Раз, два, Три, четыре, Пять,

Начинаем мы играть.

Становитесь по порядку,

Вместе сделаем зарядку

Для губ, для щек, для языков.

Ну, кто играть уже готов?

Приготовьтесь! Начинаем!

Упражнения начинаем.

Воспитание чистой и правильной речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, воспитатели, родители.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного (артикуляционного) аппарата. Т. о., произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Артикуляционная гимнастика [/b]– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Т. о. при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Задача воспитателя: профилактика нарушений звукопроизношения.

предупредит неправильное формирование звуков;

Артикуляционная гимнастика:

• ускоритпроцесс овладевания звукопроизношением;

• содействовать устранению звуковых дефектов;

• содействовать развитию речевого дыхания, голоса, дикции.

Поза для проведения гимнастики.

• Артикуляционную гимнастику желательно проводить перед зеркалом, сидя спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

• Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае гимнастика не достигает своей цели.

2 Требования к качеству артикуляционных движений:

1. точность движений;

2. плавность движений;

3. чистота движений (без помощи других органов);

4. сила движений (движения должны быть чёткие, сильные, а не вялые, чтоб было кинестетическое ощущение);

5. темп движений (сначала артикуляционные движения выполняются в замедленном темпе, потом темп наращивается до полной автоматизации движения);

6. устойчивость конечного результата;

7. переход от одного движения к другому должен совершаться плавно, но достаточно быстро и чётко;

Артикуляционные упражнения обязательно делать со зрительным контролем (зеркало, осязательным контролем, слуховым контролем.

На каждом занятии разучивается 2-3 упражнения, новое вводится только при полном освоении предыдущего артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.

Артикуляционные упражнения осуществляются последовательно. С паузами перед каждым новым упражнением.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения: на первых занятиях двукратное выполнение, в дальнейшем до 15-20 .

Из выполняемых 3 упражнений новым может быть только одно, два других повторяются и закрепляются

3. Организация работы:

1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Педагог показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.

4. Упражнения выполняют все дети одновременно.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход (проводится индивидуальная работа).

Закрепление любого навыка требуетсистематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна выполняться скучно, по шаблону.

4. Игровые приемы для артикуляционной гимнастики

Лучше использовать игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму НОД.

Для красочного и забавного оформления НОД используются:

1) Картинки - символы:«Лошадка», «Заборчик» и т. д.

;

2) Использование игрушки – символа(«Лошадка», «Заборчик» и т. д.)Логопед показывает игрушку, а ребенок выполняет упражнение. ;

3) Игра «Держи ритм»

Педагог простукивает ритм деревянным молоточком (бруском, кубиком и др.) а ребенок за педагогом выполняет упражнение в таком же ритме.

4) Игра «Молчанка»

Педагог молча показывает картинку символ, а дети выполняют упр., пока демонстрируется картинка.

5) Выполнение упражнений под счет.

6) Аудиосопровождение артикуляционной гимнастики

актер рассказывает об артикуляц. упражнениях.

7) сопровождение стихотворными текстами артикуляционных упражнений.

Педагог читает стихи, а дети выполняют упражнения.

8) Сказкотерапия.

Сопровождение артикуляционной гимнастики сказками.

9) Артикуляционные упражнения под музыку

В качестве музыкального сопровождения предлагаются известные песенки, подходящие по содержанию к названиям артикуляционных упражнений («Улыбка», «Лягушка», «Слон», «Труба», «Иголка», «Лопата», «Футбол», «Качели», «Кошечка», «Варенье», «Чашка», «Пароход», «Индюк», «Барабан», «Лошадки», «Гриб», «Гармошка», «Маляры»). При этом каждая мелодия звучит 25-35 секунд, что позволяет точно дозировать все упражнения.

10) Логопедические игрушки

Это мягкие игрушки с раскрывающимся ртом. В игрушках медвежонок Топтыжка, Пес Барбос, обезьянка Микки, бегемотикЖужа, четко выделены артикуляционные органы: зубы, язык, челюсти. Надев игрушку на руку, можно «управлять» языком и нижней челюстью.

11) Использование куклы-рукавички змея Шипучка.

Кукла змея Шипучка выполнена в виде варежки с открывающимся ртом.

12) Использование ручной модели языка.

Ручная модель языка - это красная варежка без пальца. Педагог или ребенок, манипулируя таким «языком» - варежкой, демонстрирует артикуляционные движения в сочетании с работой руки.

13) Применение детских перчаток при выполнении артикуляционной гимнастики.

14) Использованием плоскостного логопедического тренажера «Солнышко».

15) Артикуляционные упражнения с шариком

Артикуляционные упражнения с шариком усиливают воздействие на мышцы языка. Нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

16) Самостоятельно под руководством дежурного ребенка.

17) Мультимедийные Презентации для выполнения артикуляционной гимнастики.

Рекомендации к подбору литературы (для воспитателей).

для подготовки к занятиям, могу рекомедовать следующие пособия:

1. Родительский вестник «Игры и упражнения для вызывания звуков,».

2. Родительский вестник «Игры упражнения для языка».

3. Родительский вестник «Язычок Ш-ш-шипит».

4. Репина З. А Уроки логопедии. / Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999. - 208 с.

5. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009. - 31 с.

6. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с.

7. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с.

8. Нищева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика---СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 201о. – 32с.

9. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. - М. : ТЦ Сфера, 2013.

Учитель-логопед Мальцева О. В.

Литература:

1. Буденная Т. В. логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 64с. + вкл. 8с.

2. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009. - 31 с.

3. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с

4. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с.

5. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е.

6. Нищева Н. В. Веслая артикуляционная гимнастика---СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 201о. – 32с.

7. Репина З. А Уроки логопедии. / Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999. - 208 с.

8. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки / М. В. Рогожникова//Логопед. – 2008. - № 2. – с. 66 – 74.

9. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. : ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.

10. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркин. - М. : Пр-е, 1989.

Публикации по теме:

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики и ее место в режиме дня дошкольников .

Сам себе логопед (тренинг с родителями) Эти трудные звуки При работе над формированием правильного звукопроизношения очень важна совместная работа родителями. Ведь требуется многократные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков»
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 14:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Мальцева (УИ 99981) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД