Получи документы

Мастер-класс для учителей начальной школы «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи»

Альфира Юнусова
Мастер-класс для учителей начальной школы «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи»

Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи».

Учитель-логопед

МОБУ СОШ №2

Юнусова Альфира Райисовна

Публикация «Мастер-класс для учителей начальной школы „Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи“» размещена в разделах

Цель: Познакомить учителей начальных классов с упражнениями, применяемыми учителями-логопедами для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками проведения артикуляционной гимнастики.

1 этап. Теоретическая часть.

- Сегодня вы присутствуете на мастер-классе «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в классах».

Вопросы к педагогам:

- Что такое артикуляционная гимнастика?

- Знаете ли вы, как правильно проводить её?

- Используете ли вы артикуляционную гимнастику на уроках?

Речь большинства детей с ОНР отличается вялостью артикуляции. Особенно заметным это бывает при длительном речевом общении ребенка, при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других – излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. Даже двух-трехкратное повторение артикуляционных движений вызывает утомление, ведет к замедлению темпа речи, ее

невнятности. Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста с ОНР заставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обязательной в начальных классах.

Речевая разминка на уроках способствует как подготовке

учащихся к говорению, так и совершенствованию их

навыков владения своим речевым аппаратом.

Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся:

одним эти упражнения помогают исправлять недостатки

речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и

всем – позволяют настроиться на урок и подготовить

речевой аппарат к говорению.

Но логопед «один в поле не воин», и проведение

артикуляционной гимнастики только учителем – логопедом

недостаточно. Именно поэтому возникла идея проведения

данного мастер-класса.

Что же такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика - это совокупность

специальных упражнений, направленных на укрепление

мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,

подвижности и дифференцированности движений органов,

участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики : выработка

полноценных движений и определенных положений

органов артикуляционного аппарата, умение

объединять простые движения в сложные,

необходимые для правильного произнесения звуков.

Упражнения, входящие в гимнастику, направлены на

развитие и коррекцию умений удерживать речевой

аппарат в определенном положении и переключать его

с одного движения на другое.

Давайте вспомним органы артикуляции. (Губы, язык,

зубы, нёбо.)

Виды артикуляционных упражнений.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок

научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд

(Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6

8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и

переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное

варенье, Чистим зубки).

Организация работы.

- Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом

положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги

находятся в спокойном состоянии.

- Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо

педагога должно быть хорошо освещено.

- Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком

движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает

своей цели.

- Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

- Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы,

приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами,

постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д.

- Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за

Раз. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может

быть только одно, второе и третье даются для повторения и

закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то

упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить

новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

Для его закрепления можно придумать новые игровые

приемы.

- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики

надо соблюдать определенную последовательность, идти от

простых упражнений к более сложным.

- Сначала упражнения выполняются в медленном темпе

перед зеркалом, то есть для достижения конечного

результата используется зрительный контроль. После того

как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно

убрать, функции контроля возьмут на себя его собственные

ощущения.

- По мере прохождения материала комплексы артикуляционной

гимнастики меняются, обычно каждый комплекс целесообразно

использовать в течение двух недель.

- Выработка артикуляционных навыков требует длительной и

систематической работы, поэтому проводить артикуляционную гимнастику

нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте, письма (а так же и

других предметах, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение

исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем

координированными.

Начать урок можно с таких слов :

- Ребята, на уроке физической культуры, перед тем как начать бегать, что вы делаете?

- Разминку!

- И на уроке чтения, перед тем как начать читать, мы должны размять только

не ноги и руки, а наш речевой аппарат. Для этого существует

артикуляционная гимнастика.

После того, как дети достаточно хорошо освоят первый комплекс, можно выбрать

одного «учителя» для проведения гимнастики из учащихся класса. Он должен показать

упражнение и проследить за правильностью выполнения классом.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_8ugb6.pptx | 391,28 Кб
 
Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии на уроках развития речи с применением метода проектов в начальной школе для обучающихся с ОВЗ .

Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи.

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи Артикуляционная гимнастика как средство развития речи Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» Цели консультации: • объяснить родителям необходимость проведения артикуляционной.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях» Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» Цель: познакомить с родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика», её значением.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми в домашних условиях» Цель: познакомить родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика», её значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения.

Мастер-класс для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика-залог правильной и красивой речи» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 25 "Солнечный зайчик" городского округа Серпухов.

Мастер-класс по работе с бумагой для начальной школы «Павлин»Мастер-класс по работе с бумагой для начальной школы «Павлин» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по работе с бумагой. Данный мастер класс рассчитан на учащихся 2-3 класса школы.

Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Опыт использования конструктора LEGO на уроках литературного чтения в начальной школе Конструктор LEGO на уроках мы начали активно применять.

Презентация для учителей начальной школы «Духовно-нравственная культура. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для учителей начальной школы «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи»
Опубликовано: 2 ноября 2018 в 20:35
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД