Получи документы

Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках»

Людмила Абрамова
Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках»
▼ Скачать + Заказать документы

«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Публикация «Конспект НОД „Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках“» размещена в разделах

Абрамова Л. В.

Оборудование:

-для детей: игрушки Рая и лисенок Рыжик, следы, предметные картинки, ПК, маркер, конверт – письмо Раи и лисенка Рыжика.

-для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки, ПК, маркер.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];

- умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- умение составлять из слов предложения;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса;

- совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;

Коррекционно- воспитательные:

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Планируемые результаты (предпосылки УУД) : формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса к НОД;, формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формиррование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.

Ход НОД.

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

1. Приветствие.

- Сережа, сегодня к нам пришли гости, давай с ними поздороваемся!

- Здравствуйте!

- У нас сегодня необычное занятие! Прежде, чем сесть за наш с тобой столик, мы должны пройти дорожку к столику вот по этим следам. Ты будешь брать след и картинку, которая лежит под следом, называть, что или кто нарисован на картинке!

- Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

- Илья, какой звук встречается в словах картинок?

- Верно, звук «Р».

2. Артикуляционная гимнастика:

- Жила-была девочка Рая. У нее был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часикам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так.

Ходят часики вот так:

Тик - влево, тик – вправо.

Ходят часики вот так.

(Упражнение «Часики» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка двигается то влево, то вправо).

Проснулся язычок и пошел чистить зубки (Упражнение «Чистим зубки» : рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка водим то влево, то вправо за нижними зубами, а потом – за верхними).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов (Упражнение «Месим тесто» : рот открыт, кусаем язычок зубами, произнося: Та-Та-Та-Та, а,затем, пошлепаем по язычку губами, произнося: Пя-Пя-Пя-Пя).

Тесто пролучилось очень хорошим. Напек язычок блинов (Упражнение «Блинчик» : Рот открыт, губы в улыбке, язычок широкий лежит неподвижно на нижней губе) :

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Достал язычок вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать (Упражнение «Вкусное варенье») :

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Надо ротик облизать.

Захотелось язычку попить чая. А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашечку. Не веришь? А ты попробуй сам! (Упражнение «Чашечка» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка тянется к верним передним зубам, но не достает до них, а края языка тянутся к верхним коренным зубам, но не достают до них) :

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Хорошо позавтракал язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? (Упражнение «Заведем мотор» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка сильно упирается в бугорки за верхними зубами, произносим: дын-дын-дын) :

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор!

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? (Упражнение «Киска сердится» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки, а спинку языка выгибаем, боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам).

Взял язычок киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел дятел и стучал по дереву (Упражнение «Дятел») :

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.

Навстречу язычку скакала лошадка (Упражнение «Лошадка») :

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Широко разинув ротик,

Смотрят на нас с Ильюшкой бегемотики!

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его (Упражнение «Змейка») :

Подражаем мы змее,

С ней мы будем:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (Упражнение «Окошко» : широко открыть рот).

Посмотрела Рая в окошко, а там выглянуло солнышко, и Рая прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: ррррррр…

II. Актуализация знаний.

- О каком звуке мы сегодня будем говорить? Правильно, о звуке [Р].

Характеристика звука :

- Давай вспомним, как рычит тигр: р-р-р-р.

- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Р» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.

- Посмотри, нам с тобой пришло письмо. Давай мы его откроем и прочитаем. Здесь чей-то портрет. Ты знаешь, кто это? Да это любимые герои кукла Рая и лисенок Рыжик. Давай вместе четко произнесем их имена Р-р-рая, Рррыжик. Какой одинаковый согласный звук, ты слышишь в их именах – (звук [р]).

Здесь написано: «Ждем тебя в домике лесном, поиграем, отдохнём». Рая с Рыжиком в гости в лес нас приглашают, поиграть там предлагают.

- Пойдем в гости? (Да)

По тропинке в лес пойдём,

На полянке дом найдём.

1. Упражнение «Постучи, как я».

Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.

- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.

- В домике живёт лисенок Рыжик. У него часто в гостях бывает Рая.

- Рыжик и Рая узнали, что ты учишься правильно произносить их любимый звук и решили пригласить тебя в гости, чтобы вместе поиграть со звуком [р]. Какой любимый звук у Раи и Рыжика? Произнеси его - рррр.

2. Произнесение слогов со звуком «Р».

Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

- Посмотри, какой сундучок я для тебя приготовила. Положи сюда ладони, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Ребенок обнаруживает стеклянные камешки.

Давай мы выберем все камешки и проложим из них дорожку к домику Рыжика. А теперь «пойдем» по этой тропинке пальчиками и будем проговаривать слоги. Повторяй за мной:

Ра - ру - ры Арка - урка - ырка

Ры –ра - ру Ырка - арка- урка

Ру –ры - ра Урка – ырка - арка

- Молодец! У тебя хорошо получается.

- Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

III. Открытие детьми нового знания.

3. Автоматизация звука [р] в словах.

Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Рая и Рыжик наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Рыжика, другой – для Раи. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Раи, а какие у Рыжика?

- У Раи в шкафу … (рубашка, сарафан, рукавички).

- У Рыжика в шкафу … (ракетка, рулетка, ролики).

4. Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку».

У Рыжика есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.

Ра-кет-ка.

Ру-лет-ка.

Шар.

Кры-ша.

Са-мо-вар-чик.

Кор-муш-ка.

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.

5. Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».

- А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

Ра-кет-ка.

Ру-лет-ка.

Шар.

Кры-ша.

Са-мо-вар-чик.

Кор-муш-ка.

6. Игра «Назови ласково» (ПК).

Рука – ручка.

Крыша – крышка.

Самовар - самоварчик.

Рыба - рыбка.

Брат - братик.

Рога - рожки.

Рукавицы - рукавички.

Воробей - воробушка.

7. Упражнение «Посчитай-ка».

Цель: умение согласовывать числительные с существительными.

- Рая собрала для Рыжика ромашки. Сколько ромашек собрала Рая?

У Раи 6 ромашек. Послушай и повтори. (Одна ромашка, две ромашки)

8. Автоматизация [р] в предложениях.

-Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.

- Что изображено на первой схеме? (Корзина, стрелочка, фрукты)

- Как ты думаешь, что лежит в корзине? Ответь полным предложением. (В корзине лежат фрукты)

- Придумай предложения по второй и третьей схемам.

(Малыш Рома играет с шарами. Груша растет на дереве в саду.)

9. Автоматизация звука [р] в стихотворениях.

Давай расскажем стишок для Рыжика. Послушай и повтори за мной:

Роя норку, старый крот

Разрыхлил нам огород.

А сейчас давай выполним пальчиковую гимнастику (выполнение действий с проговариванием) :

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

10. Изоритмика «Солнышко».

Давай немного отдохнём. Я буду читать тебе стихотворение, а ты выполняй всё сказанное мною.

Круг рисуем, раз, два, три.

Очень круглый, погляди.

А от круга, а от круга

Много линий проведёшь.

Их лучами называют.

- Что получилось – узнаёшь? (Солнышко).

11. Задание «Подбери предметы к признакам».

Разноцветная, большая, дуга на небосводе после дождя (радуга).

Шариковая, гелевая, синяя (ручка).

Воздушный, легкий, летающий (шар).

Красивая, белая, полевая (ромашка).

12. Задание: «Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором». (Работа с ПК).

V. Рефлексия (итог).

Игра «Лабиринт».

- Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Р-р-р» (Картинка на ПК).

-Какой мы сегодня звук учились произносить?

- Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого лисенка, ну, а если нет, то – грустного.

Литература.

1. Андреева Г. Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. : пособие для логопеда / под ред. Р. И. Лалаевой. – М. : ВЛАДОС, 2012.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М. :Мозаика-Синтез, 2005.

3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободняк Н. П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М. :Сфера,2008.

4. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. СПб. ,2003.

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях., М. ,2007.

Публикации по теме:

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах» Составила : Учитель-логопед.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте»Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно - образовательные: - Закреплять правильный.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: - закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; - автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; - учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках»
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 13:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Абрамова (УИ 410323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД