Получи документы

Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках»

Людмила Абрамова
Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках»

«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Публикация «Конспект НОД „Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках“» размещена в разделах

Абрамова Л. В.

Оборудование:

-для детей: игрушки Рая и лисенок Рыжик, следы, предметные картинки, ПК, маркер, конверт – письмо Раи и лисенка Рыжика.

-для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки, ПК, маркер.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];

- умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- умение составлять из слов предложения;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса;

- совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;

Коррекционно- воспитательные:

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Планируемые результаты (предпосылки УУД) : формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса к НОД;, формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формиррование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.

Ход НОД.

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

1. Приветствие.

- Сережа, сегодня к нам пришли гости, давай с ними поздороваемся!

- Здравствуйте!

- У нас сегодня необычное занятие! Прежде, чем сесть за наш с тобой столик, мы должны пройти дорожку к столику вот по этим следам. Ты будешь брать след и картинку, которая лежит под следом, называть, что или кто нарисован на картинке!

- Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

- Илья, какой звук встречается в словах картинок?

- Верно, звук «Р».

2. Артикуляционная гимнастика:

- Жила-была девочка Рая. У нее был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часикам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так.

Ходят часики вот так:

Тик - влево, тик – вправо.

Ходят часики вот так.

(Упражнение «Часики» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка двигается то влево, то вправо).

Проснулся язычок и пошел чистить зубки (Упражнение «Чистим зубки» : рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка водим то влево, то вправо за нижними зубами, а потом – за верхними).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов (Упражнение «Месим тесто» : рот открыт, кусаем язычок зубами, произнося: Та-Та-Та-Та, а,затем, пошлепаем по язычку губами, произнося: Пя-Пя-Пя-Пя).

Тесто пролучилось очень хорошим. Напек язычок блинов (Упражнение «Блинчик» : Рот открыт, губы в улыбке, язычок широкий лежит неподвижно на нижней губе) :

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Достал язычок вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать (Упражнение «Вкусное варенье») :

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Надо ротик облизать.

Захотелось язычку попить чая. А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашечку. Не веришь? А ты попробуй сам! (Упражнение «Чашечка» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка тянется к верним передним зубам, но не достает до них, а края языка тянутся к верхним коренным зубам, но не достают до них) :

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Хорошо позавтракал язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? (Упражнение «Заведем мотор» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка сильно упирается в бугорки за верхними зубами, произносим: дын-дын-дын) :

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» - гудит мотор!

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? (Упражнение «Киска сердится» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки, а спинку языка выгибаем, боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам).

Взял язычок киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел дятел и стучал по дереву (Упражнение «Дятел») :

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий звук.

Навстречу язычку скакала лошадка (Упражнение «Лошадка») :

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Широко разинув ротик,

Смотрят на нас с Ильюшкой бегемотики!

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его (Упражнение «Змейка») :

Подражаем мы змее,

С ней мы будем:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (Упражнение «Окошко» : широко открыть рот).

Посмотрела Рая в окошко, а там выглянуло солнышко, и Рая прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: ррррррр…

II. Актуализация знаний.

- О каком звуке мы сегодня будем говорить? Правильно, о звуке [Р].

Характеристика звука :

- Давай вспомним, как рычит тигр: р-р-р-р.

- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Р» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.

- Посмотри, нам с тобой пришло письмо. Давай мы его откроем и прочитаем. Здесь чей-то портрет. Ты знаешь, кто это? Да это любимые герои кукла Рая и лисенок Рыжик. Давай вместе четко произнесем их имена Р-р-рая, Рррыжик. Какой одинаковый согласный звук, ты слышишь в их именах – (звук [р]).

Здесь написано: «Ждем тебя в домике лесном, поиграем, отдохнём». Рая с Рыжиком в гости в лес нас приглашают, поиграть там предлагают.

- Пойдем в гости? (Да)

По тропинке в лес пойдём,

На полянке дом найдём.

1. Упражнение «Постучи, как я».

Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.

- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.

- В домике живёт лисенок Рыжик. У него часто в гостях бывает Рая.

- Рыжик и Рая узнали, что ты учишься правильно произносить их любимый звук и решили пригласить тебя в гости, чтобы вместе поиграть со звуком [р]. Какой любимый звук у Раи и Рыжика? Произнеси его - рррр.

2. Произнесение слогов со звуком «Р».

Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

- Посмотри, какой сундучок я для тебя приготовила. Положи сюда ладони, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Ребенок обнаруживает стеклянные камешки.

Давай мы выберем все камешки и проложим из них дорожку к домику Рыжика. А теперь «пойдем» по этой тропинке пальчиками и будем проговаривать слоги. Повторяй за мной:

Ра - ру - ры Арка - урка - ырка

Ры –ра - ру Ырка - арка- урка

Ру –ры - ра Урка – ырка - арка

- Молодец! У тебя хорошо получается.

- Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

III. Открытие детьми нового знания.

3. Автоматизация звука [р] в словах.

Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Рая и Рыжик наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Рыжика, другой – для Раи. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Раи, а какие у Рыжика?

- У Раи в шкафу … (рубашка, сарафан, рукавички).

- У Рыжика в шкафу … (ракетка, рулетка, ролики).

4. Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку».

У Рыжика есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.

Ра-кет-ка.

Ру-лет-ка.

Шар.

Кры-ша.

Са-мо-вар-чик.

Кор-муш-ка.

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.

5. Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».

- А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

Ра-кет-ка.

Ру-лет-ка.

Шар.

Кры-ша.

Са-мо-вар-чик.

Кор-муш-ка.

6. Игра «Назови ласково» (ПК).

Рука – ручка.

Крыша – крышка.

Самовар - самоварчик.

Рыба - рыбка.

Брат - братик.

Рога - рожки.

Рукавицы - рукавички.

Воробей - воробушка.

7. Упражнение «Посчитай-ка».

Цель: умение согласовывать числительные с существительными.

- Рая собрала для Рыжика ромашки. Сколько ромашек собрала Рая?

У Раи 6 ромашек. Послушай и повтори. (Одна ромашка, две ромашки)

8. Автоматизация [р] в предложениях.

-Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.

- Что изображено на первой схеме? (Корзина, стрелочка, фрукты)

- Как ты думаешь, что лежит в корзине? Ответь полным предложением. (В корзине лежат фрукты)

- Придумай предложения по второй и третьей схемам.

(Малыш Рома играет с шарами. Груша растет на дереве в саду.)

9. Автоматизация звука [р] в стихотворениях.

Давай расскажем стишок для Рыжика. Послушай и повтори за мной:

Роя норку, старый крот

Разрыхлил нам огород.

А сейчас давай выполним пальчиковую гимнастику (выполнение действий с проговариванием) :

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

10. Изоритмика «Солнышко».

Давай немного отдохнём. Я буду читать тебе стихотворение, а ты выполняй всё сказанное мною.

Круг рисуем, раз, два, три.

Очень круглый, погляди.

А от круга, а от круга

Много линий проведёшь.

Их лучами называют.

- Что получилось – узнаёшь? (Солнышко).

11. Задание «Подбери предметы к признакам».

Разноцветная, большая, дуга на небосводе после дождя (радуга).

Шариковая, гелевая, синяя (ручка).

Воздушный, легкий, летающий (шар).

Красивая, белая, полевая (ромашка).

12. Задание: «Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором». (Работа с ПК).

V. Рефлексия (итог).

Игра «Лабиринт».

- Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Р-р-р» (Картинка на ПК).

-Какой мы сегодня звук учились произносить?

- Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого лисенка, ну, а если нет, то – грустного.

Литература.

1. Андреева Г. Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. : пособие для логопеда / под ред. Р. И. Лалаевой. – М. : ВЛАДОС, 2012.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М. :Мозаика-Синтез, 2005.

3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободняк Н. П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М. :Сфера,2008.

4. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. СПб. ,2003.

5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях., М. ,2007.

Публикации по теме:

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах» Составила : Учитель-логопед.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте»Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно - образовательные: - Закреплять правильный.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: - закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; - автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; - учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках»
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 13:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД